УДК 33

ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОГО ОТТОКА КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Гурьева Ирина Сергеевна
Тюменский государственный университет
cтyдeнткa 2 кypca магистратуры

Аннотация
В современных условиях развития мировой экономики финансовая стабильность страны является гарантией независимости страны. Основополагающий показатель, от которого зависит финансовая стабильность страны, связан с таким явлением как нелегальный отток капитала из страны. Глобализация мировой экономики, предполагающая стирание границ для свободного движения капитала, усиливает движение капитала по нелегальным каналам, которое выражает себя в таком явлении как нелегальный отток капитала из страны.
В этой связи актуальной является проблема обеспечения экономического развития Российской Федерации за счёт контроля над оттоком капитала и поступлением налоговых средств в бюджет страны.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Гурьева И.С. Проблемы нелегального оттока капитала из России и пути решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15295 (дата обращения: 12.10.2017).

Одной из наиболее сложных проблем, с которыми столкнулась Россия на современном этапе, является утечка капитала из страны. Ежегодно отечественная экономика теряет миллиарды долларов США, что является серьёзным препятствием на пути к экономическому росту. Однако, несмотря на всю значимость и губительность оттока капитала по нелегальным каналам для экономики страны, и неоднократное публичное озвучивание серьезных намерений со стороны государства по решению данной проблемы, до сих пор в России так и не было реализовано конкретных мер, позволяющих уменьшить объем утечки отечественных капиталов за рубеж. Более того, среди специалистов существуют весьма серьезные расхождения в понимании причин возникновения данного явления, оценке его масштабов и способах по улучшению ситуации в данной области.

В этой связи актуальной является проблема обеспечения экономического развития Российской Федерации за счет контроля за оттоком капитала и поступлением налоговых средств в бюджет страны. Использование хозяйствующих субъектов, которые ведут свою деятельность на территории РФ, а центр накопления размещают за ее пределами, приводит, с одной стороны, к сокращению налоговых поступлений в российский бюджет, а с другой — к несанкционированной утечке капитала за рубеж. Как следствие, Россия систематически финансирует другие страны, причем зачастую гораздо более развитые, чем она сама.

Нелегальный отток капитала представляет собой результат того, что в России так и не удалось создать эффективную рыночную среду.

Поиск выхода из создавшейся ситуации – основная задача, стоящая перед Россией. Ее решение предполагает осознание национальных интересов, целей и приоритетов, ослабление жесткой зависимости от неблагоприятных внешних факторов, сведение до минимума неэквивалентного обмена и оттока ресурсов из страны, использование имеющихся ресурсов во благо обществу. Главными условиями развития российской экономики является сокращение объемов нелегального оттока капитала и усилие по возврату в Россию незаконно созданных и вывезенных средств.

Несмотря на большое число работ по данной тематике, многие теоретические и практические вопросы, касающиеся выявления механизмов нелегального оттока капитала, целесообразности проведения экономической амнистии, определения позитивного воздействия нелегального оттока капитала на экономику России остались за пределами исследований указанных авторов.

1. Сущность, виды, причины, условия и факторы нелегального оттока капитала из страны

В экономической науке значимое место занимает теория капитала.

Капитал это всё, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг, то есть, это – капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, которое именуется также капиталовложениями или инвестициями.

Капитал представляет собой одну из центральных и наиболее сложных категорий экономической теории. Значение этой категории подтверждается в первую очередь тем, что она дала название определенному историческому типу общества — капитализму — и присущей ему системе производственных отношений. Не случайно, когда дело касается теории капитала, яростно отстаиваются не только научные воззрения, но и социально-классовые позиции.

Характерной особенностью современного этапа экономического развития мира является развитие процесса нелегального вывоза капитала за рубеж.

Так или иначе, но каждая страна сталкивается с проблемой оттока капитала в своей экономической деятельности. И данная ситуация неизбежна в условиях рыночной экономики. В связи с чем, с финансовой стороны, отток капитала, или его бегство, является весьма значительной проблемой экономической безопасности страны. Капитал «бежит» из страны с неблагоприятной политической или экономической обстановкой, будь то высокое налоговое бремя или же нестабильность аппарата власти. Если у владельца капитала нет уверенности в сохранности и преумножении своих средств в стране, где он осуществляет свою деятельность, вполне очевидно, что капитал будет вывезен в страну с наиболее благоприятным климатом. На сегодняшний день такими странами являются оффшоры.

Общее понятие нелегального оттока капитала состоит в определении перемещения ресурсов в инвалютные финансовые активы, непосредственно за границей, вызванный нарастанием политической, либо экономической нестабильности в данной стране, и/или опасениями ослабления национальной валюты.

Чаще всего нелегальный отток капитала – это результат незаконного предпринимательства или незаконной банковской деятельности.

Изучив различные подходы к определению «нелегального оттока капитала», автор пришел к выводу, что «нелегальный отток капитала» – это перемещение капиталов за пределы страны по нелегальным каналам, спровоцированное экономической деятельностью страны и неполным финансовым контролем.

Нелегальный отток капитала далеко не однородное явление. Оно включает в себя полностью криминальные виды, незаконные, но не преступные разновидности, и совершенно легальные формы утечки капиталов за пределы страны. Если оценивать виды нелегального оттока капиталов из России с точки зрения их соответствия законодательству, можно выделить:

- законные способы;

- незаконные, но не преступные способы;

- преступные способы нелегального оттока (ст. 193 УК).

Мотивы владельцев «убегающего» капитала очевидны: они стремятся сберечь свои накопления, получить более высокий доход, сократить налоговое бремя, оградить ресурсы от возможных экономических и политических рисков. Но мотивы и причины – не одно и то же. Мотив – более сложный элемент системы и включает в себя поведение человека, его психологию, отношение к своей стране и другие факторы. Несомненно, основные причины бегства капиталов за пределы страны лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или владельцев бегущих капиталов.

Нелегальный отток капитала определяет основные причины:

- общие неблагоприятные условия формирования экономического и инвестиционного климата в стране;

- чрезмерно энергичные меры и рецепты по либерализации российской экономики, навязанные нам по линии мировых финансовых институтов;

- последствия проводимого в стране хозяйственного курса, в том числе во внешнеэкономической сфере: возрастание налогового бремени, девальвация национальной валюты, жесткая кредитная политика и др.;

- чрезмерно высокий уровень фискальных ставок и неэффективность системы начисления и взимания налогов, низкое качество налогового законодательства;

- недоверие бизнеса к правительству, а населения – к банкам и иным финансовым институтам, деятельность которых связана с распоряжением активами вкладчиков;

- криминализация экономической деятельности, безопасность и высокая эффективность легализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономических операций;

- высокие риски рыночного обесценения капитальных активов;

- неопределенность российских границ с бывшими союзными республиками;

- отсутствие четкого регулирования легального экспорта капитала из России;

- активное участие в оттоке российского капитала за рубеж крупного сегмента финансово-банковской системы Запада.

Главное следствие нелегального вывоза капитала – это декапитализация национальной экономики, отток ресурсов из страны и обострение проблемы ликвидности. Помимо этого, в условиях национальной экономики это приводит к возникновению проблемы неплатежей и разбухания теневого сектора. В результате этого не имеют смысла какие-либо программы финансовой стабилизации или структурной перестройки финансовой политики государства.

Утечка капитала затягивает процесс финансовой стабилизации в стране, значительно отодвинув во времени перспективу возобновления экономического роста, усилив её зависимость от иностранных займов и создаёт угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга.

Условиями для образования нелегального оттока капитала, является следующее:

- неблагоприятный инвестиционный климат России;

- невозможность, надлежащего контроля со стороны государства за финансовыми операциями на мировом финансовом рынке;

- значительный рост объемов деятельности ТНК и МНК;

- широкое использование оффшорных зон и других юрисдикций с жесткой защитой банковской тайны, минимальным уровнем регулирования финансовых сделок и банковских операций [2, с. 301-304].

Можно выделить три группы взаимосвязанных между собой факторов бегства капитала:

- экономические;

- политические;

- прочие.

Таким образом, автор пришел к выводу, что наблюдается тесная взаимосвязь между уровнем экономического развития и нелегальным оттоком капитала из страны, которые прежде всего расположены в экономической плоскости и связаны с экономическими интересами хозяйствующих субъектов, которые направлены: на сохранение своих капиталов, приумножение этих капиталов, стремление заставить их работать, также поиск возможностей уйти от необходимости уплачивать с капиталов высокие налоги, получить с капиталов более высокие доходы, чем это возможно на территории своей страны. Именно это и порождает нелегально вывозить свой капитал за границу, что со временем негативно сказывается на развитии национальной экономики, ее стагнации и упадка.

2. Методики оценки масштабов нелегального оттока из страны

Для научной оценки объемов «нелегального оттока капитала» нужно пройти двушаговый процесс, он подразумевает определение объема совокупного вывоза капитала из России, основываясь на методах в мировой практике, также необходимо дать экспертную оценку доли в общем вывозе «нелегального оттока капитала». По оценке МВФ, если пользоваться таким подходом, до 2/3 вывоза капитала из России будет рассматриваться как нелегальный вывоз капитала [3, с. 15].

Для исследования нелегального оттока капитала необходимо качественно и количественно выделить из общего массива оттока капиталов ту часть, которая относится к нелегальному вывозу капитала.

Мировая литература, посвященная этим специальным вопросам, предлагает два критериальных подхода – мотивационный и нормативный [3, с. 25].

Мотивационный относит к категории бегства те процессы оттока капиталов, которые не связаны с традиционной рыночной практикой диверсификации инвестиционного портфеля.

Нормативный подход изучает нелегальный отток капитала принципиально иначе – не по факторам его происхождения, а по характеру его макроэкономических последствий, акцентируя внимание на негативное влияние бегства на национальное развитие.

В рамках нормативной интерпретации бегства существуют две методики измерения его масштабов – «узкая» и «широкая».

Узкое измерение нелегального оттока капитала формализовано Д. Кадингтоном (1986 г.), он уделяет внимание на оттоке «горячих денег» (краткосрочных спекулятивных капиталов). Оно определяет величину бегства как сумму чистого оттока краткосрочных активов частного небанковского сектора и объема неучтенного вывоза ресурсов, фиксируемого статьей «ошибки и пропуски» в статистике платежного баланса. [4, с. 20–25].

Широкое измерение, предложенное в свое время С. Эрбе (1985 г.) и И. Родригесом (1986 г.), в наше время используется экспертами Мирового банка, уравнивая бегство с оттоком частных финансовых активов любой срочности и вида, включая прямые и портфельные инвестиции. По данной методике объем нелегального оттока капитала вычисляется по остаточному принципу, без обращения к детализированным компонентам статистики платежного. В частности, из совокупного прироста инвалютных обязательств страны и вычитается прирост ее официальных валютных резервов и сальдо текущего платежного баланса. Далее к полученной оценке оттока прибавляется дебетовый показатель статьи «ошибки и пропуски».

Величина утечки рассчитывается на основе сочетания методологических преимуществ нормативной и мотивационной интерпретации бегства. В частности, Д. Лессард и Дж. Уильямсон предлагают измерять суммарную величину приобретаемых резидентами иностранных активов, скорректированной с учетом происхождения отдельных элементов оттока [5, с. 118].

На практике одновременно существуют три условных варианта расчётов величины бегства капиталов, которые используются в наше время.

Расширительный – в сумму включают часть, а то и весь легально осуществляемый вывоз капитала, или часть расходов по счету текущих операций, не имеющих с формально-статистической точки зрения отношения к вывозу капитала. При этом руководствуясь довольно ненормативными критериями «национальной безопасности». В данном случае величина нелегального оттока капитала из России оценивается в среднем свыше           100 млрд. долл. ежегодно.

Узкопрофессиональный – в основном ограничиваются оценкой ущерба для страны от вывоза нелегальным путем товаров, услуг и финансовых средств. В частности, осуществление фиктивных экспортных и импортных контрактов, нарушение нормативных сроков репатриации или обмена на рубли валютной выручки, невозврат авансовых платежей под импортные контракты без завоза в Россию товаров в установленные сроки [5, с. 123].

Медианный вариант – включает упущенную выгоду при осуществлении операций по толлингу демпинговых продаж топлива, лесосырья, металлов и др., а также переплату за пользование по завышенным тарифам различного рода услугами нерезидентов страны [5, с. 125].

В мировой практике для этого применяется ряд методов для оценки масштабов нелегального оттока капитала:

- общий метод, который учитывает сумму прироста иностранных активов (за исключением официальных валютных резервов) и статья «ошибки и пропуски» платежного баланса;

- определение задолженности частного сектора — где происходит увеличение внешнего долга вследствие денежных переводов банков и небанковских учреждений;

- углубленный анализ суммы краткосрочных переводов капитала из небанковского частного сектора и статьи «ошибки и пропуски» платежного баланса;

- косвенный метод — где берется доля иностранных активов, которая не декларируется для налогообложения [6, с. 10].

Классические методики подсчета объёмов нелегального оттока капитала опираются на данные платежного баланса, а также статистику международных финансовых организаций, таких, как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Из суммы общего оттока капитала вычитаются все платежи, зарегистрированные, как выплаты дохода. Так как чёткой и верной информации о взаимосвязи между оттоком капитала и величиной выплачиваемого дохода получить в реальной жизни невозможно, они вводят расчетные величины, которые характеризуют объём внешних активов, которые, по их подсчётам, могут обеспечить зафиксированный статистикой уровень доходов по ним.

Изучив методики оценки масштабов нелегального оттока капитала, автор пришёл к выводу, что необходимо использовать методику оценки нелегального оттока капитала согласно ЦБ РФ, так как данная методика основана на конкретных статьях платёжного баланса и статистических операциях небанковского сектора, которые дадут более точные данные по объёмам нелегального оттока капитала. В свою очередь методика ЦБ РФ также ссылается на расчёты по методике МВФ, таким образом, целесообразно применять в оценке масштабов нелегального оттока капитала две методики, и сопоставлять между собой.

В связи с этим, целесообразно оценивать нелегальный отток капитала страны в отношении взаимодействия с другими странами, уделяя особое внимание показателям внешнеэкономической деятельности страны (в частности показателям инвестиционной и торговой деятельности), поскольку именно эта сфера взаимодействия национальной экономики страны с другими странами наиболее уязвима.

3. Государственное регулирование нелегального оттока капитала из страны

Поскольку нелегальный отток капитала за границу представляет серьезную опасность для экономики России, постольку совершенно необходимо противодействие ему. В настоящее время уже на высшем государственном уровне есть понимание того, что для предотвращения утечки капиталов необходимы, прежде всего, изменения в экономической политике государства.

В решении вопроса о способах противодействия нелегального оттока капиталов за границу следует также основываться на нормативно-правовые документы, которые затрагивают вопросы нелегального оттока капитала.

Законодательно вводятся ограничения на осуществление некоторых видов внешнеэкономической деятельности, жестко регулируется порядок возвращения в страну валютной выручки, полученной за её пределами, со значительными ограничениями регламентирован порядок размещения денежных средств за границей, и т.д. По этому пути идёт в настоящее время и Россия, причём для нас характерно постепенное ослабление административной составляющей анализируемого пути, административный путь, или путь введения государственных монополий на внешнеэкономическую и валютную деятельность. Он характеризуется полным и полностью административным решением проблемы нелегального оттока капитала за границу. Внешнеэкономическая деятельность, валютное регулирование – монополии государства, нарушение которых жёстко карается не только, и не столько экономическими методами, сколько методами принуждения, прежде всего, уголовно-правового.

Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную государством экономическую выгоду, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному банковскому капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается не в прямом положительном ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником или законным владельцем, а в упущенной выгоде.

Основные причины нелегального оттока капитала за пределы России лежат в экономической сфере и объясняются экономическими интересами собственников или законных владельцев бегущих капиталов. Все остальные причины бегства капиталов за границу носят производный от экономических причин характер.

Преступными способами нелегального оттока капитала по российскому уголовному законодательству является уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК).

ФЗ – 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [7] направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путём создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путём.


Библиографический список
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 29.07.17) // Режим доступа: http:// http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.08.2017)
  2. Валдайцев, С. В. Инвестиции: учебник / С. В. Валдайцев, П. П. Воробьев; под ред. В. В. Ковалёва. – М. : Проспект, 2012. – 440 с.
  3. Зименков, Р. И. Свободные экономические зоны. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 249 с.
  4. Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. – М. : Книгодел, 2014. – 160 с.
  5. Кабир, Л. С. Региональные экономические системы и иностранный капитал: проблемы взаимодействия: автореф. дис. … докт. экон. наук : 08.00.05 / Кабир Людмила Сергеевна. – СПб., 2014. – 450с.
  6. Кашин, В. А. Налоговые соглашения России : Международное налоговое планирование для предприятий / В. А. Кашин. – М. : Финансы, ЮНИТИ, 2010. – 248 с.
  7. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ. – Режим доступа: http:// http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 28.08.2017)


Все статьи автора «Гурьева Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: