ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ивлева Светлана Александровна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
В данной статье речь пойдет о формах и методах финансового регулирования деятельности муниципальных образовательных учреждений. Финансирование образовательных учреждений производится как денежным, так и не денежным методом.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Ивлева С.А. Формы и методы финансового регулирования деятельности муниципальных образовательных учреждений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15290 (дата обращения: 11.03.2024).

Финансирование образовательных учреждений производится как денежным, так и не денежным методом. При этом в российской практике распространены различные денежные и не денежные формы финансирования образовательных учреждений.

Способы финансирования образовательных учреждений представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Способы финансирования 
образовательных учреждений

Денежный (традиционный) метод финансирования муниципальных образовательных учреждений является наиболее распространенным. При таком способе на счета государственного органа поступают денежные средства от различных финансовых органов [2, С.121].

Государственный орган управления образованием является главным распорядителем полученных кредитов. Он распределяет денежные средства между муниципальными образовательными учреждениями. Орган управления образованием определяет сумму, перечисляемую муниципальному образовательному учреждению, а также направление использования денежных средств. При этом денежные средства перечисляются раздельно по защищенными и незащищенными статьям.

К числу защищенных статей расходования денежных средств относятся заработная плата работников образовательных учреждений, включая начисления на заработную плату, расходы на питание учащихся образовательных учреждений, а также коммунальные расходы.

На муниципальном уровне чаще всего дальнейшего перечисления средств образовательным учреждениям не происходит. Лишь небольшая доля образовательных учреждений имеет все права юридических лиц, такие как собственные расчетные счета в банках. В данном случае денежные средства находятся на счетах Централизованной бухгалтерии органа управления образованием, которая осуществляет все расчеты за образовательные учреждения.

Помимо традиционного способа финансирования образовательных учреждений, используется также вексельный способ. При таком методе финансовые органы передают органам управления образованием векселя различных предприятий и банков вместо денежных средств. Векселя передают по номинальной стоимости с указанием срока их погашения по акту приема-передачи ценной бумаги с заключением соответствующего договора.

Порядок вексельного способа финансирования образовательных учреждений представлен на рисунке 2.


Рисунок 2. Вексельный способ финансирования образовательных учреждений

Орган управления образованием может передать вексель подведомственному учреждению для оплаты расходов за выполненные работы, дождаться погашения векселя, продать его на рынке ценных бумаг, либо взять в банке ссуду под залог векселя. После получения денег по векселю, распределение денежных средств происходит аналогично традиционному способу финансирования [4, С.160].

Кроме того, орган управления образованием может использовать вексель в качестве оплаты за предоставленные услуги или выполненные работы образовательным учреждениям подрядными организациями, которые в дальнейшем самостоятельно реализуют полученный вексель.

Еще одним вариантом финансирования образовательных учреждений является взаиморасчет, который производится с целью сокращения неплатежей. В данном случае между финансовым органом, органом управления образованием, а также кредитором образовательного учреждения, заключается договор [3, С.23].

Порядок проведения взаимозачета представлен на рисунке 3.

Проведение взаимозачета происходит в несколько этапов:

  1. Финансовый орган определяет задолженность определяет задолженность кредитора по уплате в бюджет налогов, пени и штрафов;
  2. Данная сумма засчитывается в качестве финансирования органа управления образованием;
  3. Кредитор образовательного учреждения погашает задолженность в счет зачтенных пеней и штрафов.


Рисунок 3. Финансирование образовательных учреждений методом взаимозачетов

На практике широко распространено целевое финансирование образовательных учреждений. В данном случае открываются специальные счета, и действия по аналогичному договору сопровождаются движением денежных средств по этим счетам. Так как такие счета открываются, как правило, в одном банке, то реального перечисления денежных средств не производится [1, С.26].

Относительно новым методом финансирования образовательных учреждений является казначейская система исполнения бюджета. С помощью данного метода образовательные учреждения полностью обеспечивают свои расходы по защищенными бюджетным статьям.

При использовании данного метода финансирования образовательных учреждений, орган управления образованием определяет суммы и статью расходования денежных средств, подлежащих перечислению образовательному учреждению, а также составляет заявку на финансирование. В данном случае бюджетные средства поступают напрямую на банковские счета образовательных учреждений. Централизованная бухгалтерия финансирует расходы только тех образовательных учреждений, которых она обслуживает [5, С.13].

Казначейские органы могут самостоятельно производить оплату за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги образовательным учреждениям по заключенным договорам. Порядок предоставления таких договоров на оплату в органы казначейства представлен на рисунке 4.

Процедура согласования кассового плана финансирования образовательного учреждения происходит следующим образом:

1. Орган управления образованием представляет в казначейство проект сводного кассового плана финансирования образовательных учреждений по укрупненным показателям на очередной месяц.

2. Казначейство, учитывая предстоящие доходы на следующий месяц, определяет лимит финансирования органа управления образованием.

3. Орган управления образованием составляет кассовый план на месяц по всем образовательным учреждениям с учетом лимита на предстоящий месяц и передает его в казначейство.


Рисунок 4. Казначейская система исполнения бюджета

При данном способе финансирования директор образовательного учреждения, а также руководитель органа управления образованием не могут распоряжаться денежными средствами, включая денежные средства, заработанные собственно учреждением, т.к. они включаются в общий объем бюджетных средств. Кроме того, значительно увеличивается объем документов. Данный способ финансирования подталкивает образовательные учреждения сокращать внебюджетную деятельность, либо не показывать дополнительные источники финансирования.

Формальными задачами этого способа финансирования становятся сокращение сроков прохождения средств от бюджетодателя до бюджетополучателя и усиление контроля за целевым расходованием расходов, а также обеспечение полного финансирования (защищенных статей бюджета.


Библиографический список
  1. Абрамова Е.А. Основные проблемы и направления развития образовательного комплекса Ставропольского края в условиях современной организации местного самоуправления // “Юридическое образование и наука”. -  2013. – N 1. – С. 21-37.
  2. Мошкова Д.М. К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации // “Актуальные проблемы российского права”. – 2013. -  N 3. – С. 105-137.
  3. Путило Н.В., Волкова Н.С. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: Монография. «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ» //. Юриспруденция. – 2015. – С. 15-37.
  4. Феклин С.И. Нормативно-правовая база функционирования государственного (муниципального) автономного образовательного учреждения  // Народное образование.- 2010. – № 7. – С. 159-164
  5. Черепова И.С. Принцип нормативного финансирования национальной системы образования: проблемы содержания и реализации. // “Адвокат”, 2015. – N 3. – С. 10-19.


Все статьи автора «Ивлева Светлана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: