ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ

Булычев Андрей Валерьевич1, Савинкова Татьяна Александровна2
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, студент 4 курса ИЭиУ
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, кандидат педагогически наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и экономического анализа

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ, а также факторы, влияющие на развитие страхового рынка РФ и, в свою очередь, сравнение некоторых показателей в разрезе стран.

Ключевые слова: перспективы, проблемы, страхование, страховой рынок, факторы


PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INSURANCE MARKET

Bulychev Andrey Valerevich1, Savinkova Tatiana Aleksandrovna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, 4th year student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Economic Analysis

Abstract
This article describes the problems and prospects of development of the insurance market of the Russian Federation, as well as factors affecting the development of the Russian insurance market and, in turn, the comparison of some indicators across countries.

Библиографическая ссылка на статью:
Булычев А.В., Савинкова Т.А. Проблемы развития страхового рынка РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13600 (дата обращения: 29.03.2024).

Будущее страховой отрасли тесно взаимосвязано с экономическим развитием государства, поэтому проблемы в экономике могут затронуть рынок страховых услуг[2].

Страхование в Российской Федерации должно способствовать:

1.защите прав страхователей;

2.совершенствованию рисского менеджмента на финансовых рынках;

3.созданию эффективной пенсионной системы в стране;

4.развитию малого и среднего предпринимательства.

Для оценки состояния современного страхового рынка целесообразно сравнить некоторые его показатели в разрезе стран.

Так, если страховая премия в расчете на одного жителя в Японии составляет около 4,5 тысячи долларов, в Швейцарии — 3 тысячи, в США — 2,5 тысячи, то в России — лишь, около 40 долларов .

В валовом внутреннем продукте в развитых странах доля совокупной страховой премии равняется 8–10 %, а в Российской Федерации — примерно 1,5 % . Расходы австралийцев на добровольное страхование составляют примерно 10 % общего достатка, американцев — свыше 15 %, россиян — около 2 долларов в год.  Видно, содержание и масштабы страховых операций на зарубежном и отечественном страховом рынке значительно отличаются. [2]

Аналитики прогнозируют ухудшение ситуации на рынке страхования в России в 2017 году. Если рассматривать данные 2016 года, то можно проследить, что страховые взносы сократились по сравнению с предшествующим 2015 годом на 10 процентных пунктов, составив 12 %.

Наиболее существенное замедление произошло в страховании имущества предприятий, заемщиков и КАСКО. Вслед за сокращением темпов роста ухудшились финансовые результаты. На данный момент наибольшие проблемы выделяются в автостраховании. Рентабельность собственных средств представителей страхового рынка снизилась до минимального значения за предшествующие 5 лет — до 6,1 % [1]. Страховые компании приняли определенные меры для увеличения тарифов КАСКО и санации портфелей. Тем не менее, бизнес автострахования продолжает быть убыточным.

Оценивая в целом страховой рынок, стоит отметить положительный факт появления его регулятора в лице Центрального Банка. Данный подход имеет видимые преимущества — ЦБ регулирует весь финансовый рынок, а не только отдельные секторы.

В 2016 году ОСАГО, потерпел множество отрицательных событий, такиx как:

1) рост убыточности в автостраховании;

2) негативное развитие судебной практики;

3) увеличение мошенничества.

В кризисную стадию перешло и автоКАСКО. Основные проблемы состоят в снижении в ряде отраслей программ страхования,  спаде платежеспособного спроса.

Анализируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что современный российский страховой рынок находится в непростой ситуации, которая характеризуется:

- резким сокращением темпов прироста страховых взносов;

- ростом убыточности;

- достижением минимального значения за последние пять лет рентабельности  собственных средств страховщиков;

- постоянным откладыванием решения таких жизненно значимых для рынка страхования вопросов, как увеличение тарифов по ОСАГО в автостраховании и введение налоговых льгот в страховании жизни граждан.

Российский рынок страхования на данный момент только частично выполняет свою социально-экономическую функцию. Данная отрасль обеспечивает юридические лица и граждан лишь основной защитой от всевозможных рисков. Она не является серьезным элементом развития финансового сектора страны, не играет существенной роли в андеррайтинге медицинских рисков и в финансовом обеспечении по старости граждан. Страховые премии в своем совокупном объеме составляют всего лишь ¼ часть объема страховых премий какой-либо одной из мировых ведущих страховых компаний. При этом, совокупные активы российских страховых компаний составляют еще меньшую долю [4].

В виду того, что сложившаяся на рынке страхования в России ситуация только прогрессирует, без проведения реформы не обойтись.

В 2017 году запланированы положительные кардинальные изменения в сфере ОСАГО связанные с отвязкой водителей от автомобилей. Теперь не будет учитываться год выпуска транспортного средства и мощность его силового агрегата. В расчет будет браться стаж водителя, ДТП по его вине, а так же злостные нарушения ПДД.  Так же с нового года страховым компаниям запретят самостоятельно производить расчет коэффициента бонус-малус. Коэффициент бонус-малус (КБМ) – это  один из показателей, влияющих на стоимость полиса ОСАГО, то есть коэффициент, начисляющий скидку за безаварийную езду. Российский союз автостраховщиков подготовит электронную онлайн систему, рассчитывающую индивидуальный коэффициент бонус-малус всем водителям и передающую его страховым компаниям при заключении договора страхования.

Таким образом будут предупреждены злоупотребления, допускаемые страховыми компаниями при расчете цены полиса ОСАГО[3].


Библиографический список
  1. Аксютина С. В. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. — 2014. — № 2 (70). — С. 115–126
  2. Стратегия развития страховой деятельности в РФ: первые итоги, проблемы, перспективы: материалы XVI Международной научно-практической конференции (2–5 июня 2015 г., Ярославль) / ЯрГУ, РОСГОССТРАХ. — Ярославль, 2015. — 420 с.
  3. Официальныйсайт РСА [Электронный ресурс]: http://www.autoins.ru/ru/index.wbp
  4. Баканаев И. Л., Ашаганов А. Ю., Цокаева Л. А., Мовтигова М. А. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ // Молодой ученый.—2015.—№23.—С.468-471 [Электронный ресурс]: http://moluch.ru/archive/103/24104/


Все статьи автора «Булычев Андрей Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: