Будущее страховой отрасли тесно взаимосвязано с экономическим развитием государства, поэтому проблемы в экономике могут затронуть рынок страховых услуг[2].
Страхование в Российской Федерации должно способствовать:
1.защите прав страхователей;
2.совершенствованию рисского менеджмента на финансовых рынках;
3.созданию эффективной пенсионной системы в стране;
4.развитию малого и среднего предпринимательства.
Для оценки состояния современного страхового рынка целесообразно сравнить некоторые его показатели в разрезе стран.
Так, если страховая премия в расчете на одного жителя в Японии составляет около 4,5 тысячи долларов, в Швейцарии — 3 тысячи, в США — 2,5 тысячи, то в России — лишь, около 40 долларов .
В валовом внутреннем продукте в развитых странах доля совокупной страховой премии равняется 8–10 %, а в Российской Федерации — примерно 1,5 % . Расходы австралийцев на добровольное страхование составляют примерно 10 % общего достатка, американцев — свыше 15 %, россиян — около 2 долларов в год. Видно, содержание и масштабы страховых операций на зарубежном и отечественном страховом рынке значительно отличаются. [2]
Аналитики прогнозируют ухудшение ситуации на рынке страхования в России в 2017 году. Если рассматривать данные 2016 года, то можно проследить, что страховые взносы сократились по сравнению с предшествующим 2015 годом на 10 процентных пунктов, составив 12 %.
Наиболее существенное замедление произошло в страховании имущества предприятий, заемщиков и КАСКО. Вслед за сокращением темпов роста ухудшились финансовые результаты. На данный момент наибольшие проблемы выделяются в автостраховании. Рентабельность собственных средств представителей страхового рынка снизилась до минимального значения за предшествующие 5 лет — до 6,1 % [1]. Страховые компании приняли определенные меры для увеличения тарифов КАСКО и санации портфелей. Тем не менее, бизнес автострахования продолжает быть убыточным.
Оценивая в целом страховой рынок, стоит отметить положительный факт появления его регулятора в лице Центрального Банка. Данный подход имеет видимые преимущества — ЦБ регулирует весь финансовый рынок, а не только отдельные секторы.
В 2016 году ОСАГО, потерпел множество отрицательных событий, такиx как:
1) рост убыточности в автостраховании;
2) негативное развитие судебной практики;
3) увеличение мошенничества.
В кризисную стадию перешло и автоКАСКО. Основные проблемы состоят в снижении в ряде отраслей программ страхования, спаде платежеспособного спроса.
Анализируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что современный российский страховой рынок находится в непростой ситуации, которая характеризуется:
- резким сокращением темпов прироста страховых взносов;
- ростом убыточности;
- достижением минимального значения за последние пять лет рентабельности собственных средств страховщиков;
- постоянным откладыванием решения таких жизненно значимых для рынка страхования вопросов, как увеличение тарифов по ОСАГО в автостраховании и введение налоговых льгот в страховании жизни граждан.
Российский рынок страхования на данный момент только частично выполняет свою социально-экономическую функцию. Данная отрасль обеспечивает юридические лица и граждан лишь основной защитой от всевозможных рисков. Она не является серьезным элементом развития финансового сектора страны, не играет существенной роли в андеррайтинге медицинских рисков и в финансовом обеспечении по старости граждан. Страховые премии в своем совокупном объеме составляют всего лишь ¼ часть объема страховых премий какой-либо одной из мировых ведущих страховых компаний. При этом, совокупные активы российских страховых компаний составляют еще меньшую долю [4].
В виду того, что сложившаяся на рынке страхования в России ситуация только прогрессирует, без проведения реформы не обойтись.
В 2017 году запланированы положительные кардинальные изменения в сфере ОСАГО связанные с отвязкой водителей от автомобилей. Теперь не будет учитываться год выпуска транспортного средства и мощность его силового агрегата. В расчет будет браться стаж водителя, ДТП по его вине, а так же злостные нарушения ПДД. Так же с нового года страховым компаниям запретят самостоятельно производить расчет коэффициента бонус-малус. Коэффициент бонус-малус (КБМ) – это один из показателей, влияющих на стоимость полиса ОСАГО, то есть коэффициент, начисляющий скидку за безаварийную езду. Российский союз автостраховщиков подготовит электронную онлайн систему, рассчитывающую индивидуальный коэффициент бонус-малус всем водителям и передающую его страховым компаниям при заключении договора страхования.
Таким образом будут предупреждены злоупотребления, допускаемые страховыми компаниями при расчете цены полиса ОСАГО[3].
Библиографический список
- Аксютина С. В. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. — 2014. — № 2 (70). — С. 115–126
- Стратегия развития страховой деятельности в РФ: первые итоги, проблемы, перспективы: материалы XVI Международной научно-практической конференции (2–5 июня 2015 г., Ярославль) / ЯрГУ, РОСГОССТРАХ. — Ярославль, 2015. — 420 с.
- Официальныйсайт РСА [Электронный ресурс]: http://www.autoins.ru/ru/index.wbp
- Баканаев И. Л., Ашаганов А. Ю., Цокаева Л. А., Мовтигова М. А. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ // Молодой ученый.—2015.—№23.—С.468-471 [Электронный ресурс]: http://moluch.ru/archive/103/24104/