УДК 347.2

СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ – ЗА НОРМУ ЗАКОНУ ИЛИ ЗА НОВЫЕ ГРАБЕЖИ?

Бояхчян Раиса Артаковна
ООО Лаборатория судебных экспертиз «Информационно-контрольное бюро»
пресс-секретарь

Аннотация
Данная статья посвящена борьбе с беспределом судебных приставов. Изначально служба судебных приставов была создана на благо государства и в помощь гражданам. Теперь же, действуя от имени закона, а порой прикрываясь им, они из силового органа превратились в узаконенное рэкетирство, входящих в квартиры и забирающих все, что им приглянется. Подобный беспредел необходимо искоренять!

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бояхчян Р.А. Судебные приставы – за норму закону или за новые грабежи? // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/09/15274 (дата обращения: 28.09.2017).

В России есть одна общая беда. И сейчас мы не про дураков и дороги.  А про то, о чем еще в  XIX веке говорил русский писатель и журналист Михаил Салтыков-Щедрин. И вот в чем беда заключается: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Время проходит, а ситуация только обостряется. И обостряется потому, что за этим неисполнением стоит безнаказанность и вседозволенность.

Пример тому – служба судебных приставов. Она входит в систему органов Министерства юстиции РФ, является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

То обстоятельство, что основной задачей судебного пристава-исполнителя является осуществление действий по принудительному исполнению именно судебных актов и предопределило наименование этих должностных лиц как “судебных” приставов-исполнителей, а не их принадлежность к суду, к судебным работникам.

Судебные приставы-исполнители как орган исполнительной власти был создан на благо государства и в помощь гражданам, чего, к сожалению, не происходит. Действуя от имени закона, а порой прикрываясь им, они творят беспредел. Из силового органа они превратились в узаконенное рэкетирство, входящих в квартиры и забирающих все, что им приглянется. Особой группой незащищенных людей стали пенсионеры, одинокие и многодетные матери и их дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Сегодня ситуация, когда приставы арестовывают имеющиеся счета, не редкость. Облегчая себе работу, они накладывают 100% аресты на пенсии, детские пособия, материнский капитал, возвращаемые кредиты, на весь прожиточный минимум должников, оставляя их без средств к существованию. Участились случаи, когда приставы арестовывают счета должников, на которые поступают детские пособия или другие социальные счета. Это противоречит нормам закона. Банки утверждают, что технически порой сложно отделить «детские» деньги от других средств. Судебные приставы ссылаются на то, что граждане не сообщают о наличии у них социальных счетов. Однако, по закону блокировать такие счета нельзя.

С марта 2015 г. ситуация должна была измениться, поскольку Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ [1], внесены изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве». Теперь в обязанность должника входит сообщить, что у него есть социальные счета.

Однако, данное изменение мало что изменило, так как должник просто не успевает что-либо предоставить судебному приставу-исполнителю. Судебные приставы просто не оповещают должника о возбуждении исполнительного производства. Об этом должник узнает уже постфактум: когда приходит в банк снять денежные средства, либо ему приходит смс-уведомление от банка о списании с его счета денежных средств.

Судебные приставы-исполнители не в полной мере соблюдают требования законности при возбуждении и ведении исполнительных производств, совершении исполнительных действий. Не выполняются требования ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве» о возбуждении исполнительных производств в трехдневный срок. Нередки случаи, когда исполнительное производство возбуждается через неделю после поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Кроме того, распространенный характер носят факты незаконного взыскания исполнительского сбора  в деятельности службы судебных приставов.  Связано это еще и с тем, что вопрос о сроке для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не урегулирован должным образом. Так, согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», такой срок не должен превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства.  В случае неисполнения этого документа в установленный срок без уважительных причин с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы. Анализ действующего законодательства свидетельствует, что предусмотренный ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного погашения  задолженности  явно недостаточен для ее осуществления.

Иногда поспешные действия судебных приставов-исполнителей приводят к полной остановке действующих предприятий, хотя этого можно было бы избежать законным путем. Этому еще и предшествует несовершенство нынешней судебной системы в РФ, которая порой выносит незаконные судебные акты.

Так, например, зачастую по решению суда о взыскании каких-либо денежных средств судебные приставы-исполнители накладывают арест на расчетный счет организации с нарушением установленного законом порядка возбуждения исполнительного производства и мер по обращению взыскания на денежные средства или имущество должника. При этом фактически блокируется деятельность организации, делая невозможным исполнение обязательств перед работниками организации по выплате заработной платы, а также по исполнению обязательств по уплате текущих налогов и сборов, исполнение иных финансовых обязательств. С подобными противозаконными действиями судебных приставов-исполнителей ООО ЛСЭ «ИКБ» сталкивалось неоднократно.

Также приставами-исполнителями часто не направляется копия постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, взыскателю и в суд. Как правило, копия постановления вручается  только по требованию взыскателя и должника, а в суд и вовсе не направляется.

Повсеместно судебными приставами-исполнителями нарушается  двухмесячный срок исполнения исполнительных документов.

Часто судебные приставы-исполнители бездействуют и никаких мер к обращению взыскания на имущество должника не принимают. С данным фактом пришлось столкнуться и ООО ЛСЭ «ИКБ». Так, 02.06.2015 г. на основании исполнительного листа от 12.05.2015 г., судебным приставом исполнителем УФССП по Омской области возбуждено исполнительное производство в отношении должника ООО «НПО» «Мостовик» о взыскании долга в размере более 9 миллионов рублей. Однако, с момента возбуждения исполнительного  производства и по настоящее время судебным приставом исполнителем УФССП по Омской области не предпринято каких-либо мер по взысканию данного долга. И этот пример в нашей практике не единичный случай.

Неисполнение исполнительных документов в установленный срок, нарушения порядка обращения взыскания на имущество должников вызывают множество жалоб граждан и организаций на действия судебных приставов-исполнителей.

В   соответствии  с пунктом 1 статьи 90 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N  119-ФЗ “Об исполнительном производстве” [2] взыскатель или  должник  могут  обжаловать  в  суд  действия судебного   пристава-исполнителя   по   исполнению  исполнительного документа или отказ в совершении указанных действий.

Законом предусмотрено несколько способов воздействовать на судебного пристава:

- подача жалобы в порядке подчиненности (т.е. вышестоящему судебному приставу)

- подача жалобы в суд

- подача жалобы в прокуратуру

Точный порядок или количество жалоб не ограничено, т.е. можно подать жалобу в любой из указанных органов, который больше приглянется или сразу во все.

Однако учитывая нашу нынешнюю систему исполнительной власти и практику обжалования  действий либо бездействий судебных приставов-исполнителей, очень часто трудно добиться справедливости, поскольку как говорится «рука — руку моет». Так и здесь, при обжаловании действий судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу было бы наивно предполагать, что начальство не «заступится» за своих подчиненных. То же самое можно сказать и об обжаловании действий пристава в прокуратуру либо в суд, все органы исполнительной власти взаимосвязаны между собой и, как правило, прикрывают противозаконные действия друг друга. Однако, несмотря на данный факт, мы Вас не призываем опускать руки и не предпринимать никаких мер по обжалованию действий либо бездействий судебных приставов-исполнителей, либо других органов исполнительной власти, бороться просто необходимо!

Подобный беспредел со стороны службы судебных приставов-исполнителей необходимо искоренять. Многие граждане, столкнувшись с таким беспределом, попустительствуют и не предпринимают никаких мер по обжалованию действий или бездействий судебных приставов-исполнителей. А это все ведет к тому, что судебные приставы-исполнители видя, что им все можно, продолжают нарушать и беспредельничать. Кроме того, судебные приставы, зная, что им подвластно многое, стали придумывать более изощренные способы злоупотребления своими служебными полномочиями.

Так, например, журналисты газеты «Коммерсантъ» выявили в России новый способ отмывания денежных средств при помощи решений третейских судов и исполнительных производств, открытых сотрудниками ФССП. Более того, последние являлись ключевым звеном в мошеннической схеме. Таким образом, за 2016 году за границу было выведено более 16 млрд. рублей. О существовании схемы знают в Центробанке РФ, и даже оценивают объем отмытых средств в два раза выше — в 37 млрд рублей. Однако препятствовать этому процессу финансовый регулятор пока не может.

К сожалению, данный орган исполнительной власти поддается коррупции, что является грубейшим нарушением Законодательства РФ. Ежедневно в РФ люди страдают от незаконных действий со стороны приставов-исполнителей. Население нашей страны вынуждено жить в страхе перед «рэкетами в законе». И вместо того, чтобы помочь людям придти в себя, выжить в тяжелых условиях, погасить свои долги в дальнейшем, приставы для получения премий повсеместно идут на нарушение закона, действуя как обыкновенные рэкетиры.

В связи с этим, по мнению экспертов нашей организации,  деятельность судебных приставов-исполнителей, как органа исполнительной власти необходимо упразднить, оставить исключительно в суде и навести порядок в исполнительном производстве, чтобы впредь ничего не угрожало жизни и здоровью граждан нашего государства, защита прав и свобод которых, согласно Конституции РФ, является основной задачей государства.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.  Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru
  2. Федеральный закон “Об исполнительном производстве” от 21.07.1997 N 119-ФЗ (последняя редакция). Система Консультант-Плюс: http://www.consultant.ru


Все статьи автора «Бояхчян Раиса Артаковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: