УДК 338.47:656.23

АНАЛИЗ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Егамбердиева Хуршидахон Алишеровна
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта
ассистент кафедры «Экономика и менеджмент»

Аннотация
В статье рассмотрены тенденции развития высокоскоростных пассажирских перевозок в Республике Узбекистан, а так же влияние развития высокоскоростных перевозок на индустрию туризма.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Егамбердиева Х.А. Анализ высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок Республики Узбекистан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/09/15251 (дата обращения: 30.09.2017).

АО «Узбекистон темир йуллари», с момента своего образования – 7 ноября 1994 года, более 20 лет является важнейшим структурообразующим звеном в формировании и развитии экономики Республики Узбекистан. Устойчивое развитие, стабильность, внедрение инновационных технологий, динамичное повышение темпов экономического и промышленного роста предприятий АО «Узбекистон темир йуллари» создают благоприятные условия для развития транспортной отрасли и всей экономики Республики Узбекистан в целом.

На всем протяжении существования и функционирования железнодорожный транспорт работает в тесной связи с другими отраслями народного хозяйства Республики Узбекистан. Одной из основных его задач является удовлетворение потребностей экономики в обеспечении своевременными грузовыми и пассажирскими перевозками. Работа в указанном направлении ведется в разных аспектах и направлена на обеспечение безопасной максимально возможной пропускной и провозной способности сети железных дорог Республики Узбекистан.

Указом Президента Республики Узбекистан от 04.03.2015 года №УП-4707 «О программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы» и постановлениями Президента Республики Узбекистан от 04.10.2011 года №ПП-1623 «О программе первоочередных мер по расширению объемов производства  и освоению новых видов конкурентоспособной продукции», от 06.03.2015 года №ПП-2313 «О программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуре» определены основные направления, подходы и механизмы в области дальнейшего развития и совершенствования сети железных дорог, наращивания производственных мощностей отрасли, удовлетворения потребности предприятий и населения республики в перевозке грузов и пассажирских перевозок. В целях удовлетворения потребностей грузоотправителей в перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом необходимо принятие мер по обеспечению необходимым парком подвижного состава общества.

Для достижения поставленной цели определены следующие первоочередные задачи:

- формирование доступной и устойчивой транспортной системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности страны, социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации потребностей в перевозках;

- реконструкция, совершенствование и развитие железнодорожной инфраструктуры;

- наращивание производственных мощностей по ремонту и строительству подвижного состава для обеспечения потребности промышленности республики в подвижном составе;

- разработка мероприятий по увеличению пропускной и провозной способности железной дороги, а также повышение скоростей движения и уровня обслуживания пассажирского железнодорожного транспорта;

- выработка программы мер по повышению безопасности движения поездов на железной дороге;

- внедрение современных механизмов организации перевозок.

Развитие высокоскоростного движения предполагает следующие социально-экономические эффекты: объединение региональных центров в единое; предоставление населению современной услуги – высокоскоростной железнодорожной пассажирской перевозки; развитие регионов, повышение уровня жизни; повышение социально-экономического потенциала страны, поскольку развитый транспорт является основой процветания целого ряда других индустрий, а также принципиальным условием для улучшения инвестиционного климата в стране; повышение уровня занятости населения; повышение престижа страны, так как в современном мире в ближайшие годы не останется ни одной экономически развитой страны без системы высокоскоростного движения.

Поскольку Правительством Республики Узбекистан уделяется особое внимание развитию железнодорожной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для внедрения новых современных технологий в области пассажирских перевозок,  было внесено предложение об организации высокоскоростного пассажирского движения по маршруту Ташкент – Самарканд.

В июле 2009 года между АО «Узбекистон темир йуллари» и компанией «Тальго» (Испания) подписано соглашение о сотрудничестве в железнодорожной отрасли.

На основании данного Меморандума стороны договорились о сотрудничестве в проектах и совместных исследованиях по организации высокоскоростного железнодорожного движения пассажирских поездов в Республике Узбекистан, а также о приобретении высокоскоростного пассажирского поезда «Тальго». Новому скоростному поезду дано название «Афросиоб» – в честь городища, в древности располагавшегося на территории нынешней Самаркандской области. Электропоезд «Афросиоб» был разработан по самым передовым технологиям специалистами компании «Тальго».

Организация регулярного высокоскоростного движения пассажирского электропоезда «Афросиоб» была начата в октябре 2011 года, второй состав начал курсировать с мая 2012 года.

Новый высокоскоростной поезд с вводом в действие начал курсировать между Ташкентом и Самаркандом наряду с другими электропоездами, обслуживающими данный маршрут. Высокоскоростной поезд «Афросиоб» проходит 344 км железнодорожного пути за два часа пятнадцать минут. Максимальная скорость электропоезда «Афросиоб» составляет 250 км в час, в среднем двигается со скоростью 178 км/ч. В настоящее время в состав высокоскоростного электропоезда «Афросиоб» входит 11 секций (2 локомотива, 1 вагон бистро и 8 пассажирских вагонов), пассажирские секции состоят из 214 пассажирских мест. Из предлагаемых 214 мест – 144 мест принадлежит эконом классу (4 вагона по 36 мест), 48 мест принадлежит бизнес классу (2 вагона по 24 мест) и 22 мест принадлежит к VIP классу (2 вагона по 11 мест).

Современный вид поезду придает, прежде всего, его дизайн – аэродинамический, оптимизированный под воздействие волны давления и бокового ветра. Длина электропоезда составляет 157 м, высота – 4 м. Все вагоны оборудованы мягкими, удобными креслами с откидной спинкой и встроенными столиками, а также мониторами для просмотра видео.

Салоны всех вагонов оснащены вешалками для одежды и местами для хранения крупного багажа, а также традиционными багажными полками. В вагонах созданы необходимые условия для людей с ограниченными возможностями, в третьем вагоне имеется также место со специальным креплением для размещения инвалидных колясок, снабженное кнопкой вызова стюарда. Перемещению инвалидных колясок способствует также то, что пол во всех зонах поезда имеет одинаковый уровень.

С 5 сентября 2015 года поезд «Афросиоб» начал курсировать по маршруту Ташкент-Карши, протяженность этого маршрута составляет 500 км. С  15 сентября 2016 года поезд продолжил движение от Самарканда до Бухары, таким образом протяженность маршрута Ташкент – Бухара составляет 592 км.

В таблице-1 приведена стоимость проезда высокоскоростного электропоезда с 2011 по 2017 года. Тарифы на пассажирские перевозки  рассчитываются в швейцарских франках, устанавливаются компанией и утверждаются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Таблица 1. Сравнительная таблица цен на пассажирские перевозки в Узбекистане различными видами транспорта

 


п/п

Наименование показателей

Ташкент-Бухара

Высоко-скоростной поезд “Афросиоб”

Скоростной поезд “Шарк”

Самолет

Такси

Автобус

1.

VIP класс

180,0

166,5

2.

Бизнес класс

130,0

82,6

326,0

3.

Эконом класс

95,0

54,3

219,5

60,0

35,0

5.

Протяженность маршрута

592 км

445 км

600 км

600 км

6.

Время пути следования

3 часа
30 минут

6 часов
31 минут

1 час
40 минут (ИЛ-114),
1 час
10 минут
(А-320)

7 часов

8 часов

В таблице-1 показано сравнение высокоскоростного электрпоезда “Афросиоб” с другими видами транспорта по самым важным критериям: тарифы за перевозку и время пути следования. Когда речь идёт о транспорте, то к выбору потребителя, то есть пассажира главным образом влияют именно эти факторы. В сегодняшний день пассажир готов заплатить больше чтобы добраться до место назначения в короткие сроки и конечно же с комфортом. Так, давайте посмотрим кто же выиграет в этой ценовой и временной гонке? Сравнение приводится по маршруту Ташкент – Бухара. Расстояние от Ташкентского центрального вокзала до вокзала в Бухаре составляет 592 км и для высокоскоростного электрпоезда “Афросиоб” и для скоростного поезда “Шарк”. Расстояние пути на воздушном транспорте составляет 445 км. Для автомобильного транспорта (такси, автобус) расстояние равняется к 600 км. По времени пути следования воздушный транспорт опережает остальные виды транспорта. Эконом класс существует во всех видвх транспорта. Если сравнить стоимость эконом класса “Афросиоб” с остальными видами транспорта, то стоимость в скоростном поезде “Шарк” в 0,57 раз, на такси 0,63 раз, в автобусе 0,37 раз дешевле по сравнению с “Афросиоб”, но на самолёте стоимость проезда в 2,31 раз дороже. Бизнес класс существует только в поездах “Афросиоб”, “Шарк” и на самолёте. Стоимость бизнес класса на самолёте дороже в 2,5 раз по сравнению со стоимость бизнес класса в “Афросиоб”. В поезде «Шарк» конечно же дешевле в 2,6 раз чем в «Афросиоб». VIP класс существует только в поездах “ Афросиоб” и “Шарк”. Если пассажиру нужен VIP класс, то он выбирает только железнодорожный транспорт. Как видно из анализа поездка на самолёте обойдется намного дороже. Конечно, от Ташкента до Самарканда время пути следования наименьшее, но если учесть дополнительное время задержки пассажира на терминале в аэропорте, то время пути следования может приравняться к железнодорожному. И тут на стоимостной гонке может выиграть железнодорожный транспорт. А в автомобильном транспорте стоимость поездки обойдется дешевле, но пассажиры уже созрели до того, чтобы заплатить дополнительно за поездку обеспечивающий комфорт. И так, если соотнести все характеристики, то железнодорожный транспорт лидирует по маршруту Ташкент – Бухара. Стоит только выбрать «Афросиоб» или «Шарк».

Таблица 2. Сравнительная таблица тарифных цен на пассажирские перевозки


п/п

Наименование показателей

Высоко-скоростной поезд “Сапсан”

(тыс. сум)

Скоростной поезд “Тулпор-Тальго”

(тыс. сум)

Высоко-скоростной поезд “Афросиоб”

(тыс. сум)

Москва-С.Петербург

Астана-Алматы

Ташкент-Бухара

1.

VIP класс

841,9

523,3

180,0

2.

Бизнес класс

563,9

420,7

130,0

3.

Эконом класс

322,4

279,8

95,0

5.

Протяженность маршрута

592 км

592 км

592 км

6.

Время пути следования

3 часа
39 минут

5 часа
41 минут

3 часа
30 минут

Теперь рассмотрим и сравним стоимось проезда железнодорожным транспортом в Узбекистане с Россией и Казахстаном. Для сравнения выбраны маршруты с протяженностью 592 км. Это маршруты высокоскоростного поезда «Сапсан» по направлении Москва – С.Петербург, скоростного поезда «Тулпор-Тальго» по направлении Астана – Алматы, высокоскоростного поезда «Афросиоб» по направлении Ташкент-Бухара. Тарифы приведены в условных тысяч суммах. Анализируя таблицу можно сказать, что тарифы на перевозки в среднем в поезде «Сапсан» составляет 576 тыс. сум, в поезде «Тулпор – Тальго» – 408 тыс. сум, в поезде «Афросиоб» – 135 тыс. сум. Как видно, поездка в высокоскоростном движении в Узбекистане обойдется намного дешевле.

График движения.

Время отправления электрпоезда “Афросиоб” по маршрутам Ташкент-Карши и Ташкент-Бухоро соответственно в 7-00 и 8-00 часов. Время движения от Ташкента до Самарканда составляет почти 2 часа, а время движения из Ташкента в Карши сотавляет 3,5 часа, из Ташкента в Бухару почти 4 часа. Время нахождения поезда в Самарканде, Карши, Бухаре составляет соответственно 9, 6 и 4,5 часов, и вечером поезд возвращается в обратном направлении. Было бы целесообразно изменить график движения поездов, например движение поздов обратно можно перенести на утро на следующий день, потому что пассажиры с рабочей поездкой иногда не успевают наладить дела за 5-8 часов.

В целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения качества услуг перевозочного процесса, повышения комфортабельности и совершенствования графика движения высокоскоростных поездов было преобретено еще два поезда компании “Талго” с 13 секциями, больше на 2 секции чем предыдущие электропоезда. Эти новые поезда “Афросиоб” будут курсировать по направлении Ташкент – Бухара и Ташкент – Карши. Таким образом можно будет решить проблему с оптимальной организацией графика движения электропоездов “Афросиоб”.

В дальнейшем планируется продолжить высокоскоростное движение по маршруту Бухара – Мискен – Ургенч, расстояние которого составит 424,5 км. Обычным поездом от Ташкента до Ургенча можно добраться в течении 18 часов. Внедрение высокоскоростного маршрута до Ургенча сократить время пути следования до 3 раз и это позволит пассажирам добраться в короткие сроки в самые важные города Узбекистана и лидировать в сегменте внутригосударственных пассажирских перевозках.


Библиографический список
  1. Бизнес-план АО «Узбеистон темир йуллари».
  2. Предварительные данные АО «Узтемирйулйуловчи».
  3. http://www.railway.uz
  4. http://www.uzrailpass.uz


Все статьи автора «Мерганов Аваз Мирсултанович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: