УДК 338.1

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И СТРАН ЧЕРНОМОРСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Литовских Альбина Матвеевна
Южный федеральный университет
доцент кафедры инженерной экономики

Аннотация
В современных условиях развития образования особую значимость приобретает международное многостороннее и двустороннее сотрудничество научно-образовательных центров, в том числе в сфере науки, технологий и образования в рамках Черноморского региона, в целях устойчивого развития научно-образовательной, инновационной и культурной экосистемы Черноморского региона, а также обеспечения стабильности и безопасности в указанном регионе. Целью данной статьи является анализ основных тенденций международного сотрудничества российских вузов с странами участниками Черноморского экономического сотрудничества в сфере образования.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Литовских А.М. Анализ основных тенденций взаимодействия России и стран Черноморского экономического сотрудничества в сфере образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/06/15074 (дата обращения: 19.06.2017).

Страны Черноморского региона обладают значительным потенциалом в области образования, который может служить в качестве инструмента модернизации экономики и углубления региональной интеграции. Среди наиболее сильных научно-образовательных центров можно выделить российские вузы, к числу которых относятся 8 вузов (Кубанский государственный технологический университет, Российский университет дружбы народов, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Кубанский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Южный федеральный университет, Астраханский государственный университет)

Следует отметить «Совместную магистратура Сети университетов Черноморского региона по управлению возобновляемыми источниками энергии – АРГОС», которая была реализована в рамках совместной стратегии стран черноморского бассейна на 2007 – 2013 годы консорциумом в составе Университета Овидия г. Констанцы (Румыния), Технического Университета Варны (Болгария), Технического Университета Тавриды (Украина), Стамбульского Технического Университета (Турция), Технического университета Молдовы и Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергетике и устойчивому развитию. Данный проект финансировался Европейским Союзом (с 2011 г. по 2013 г.) В задачи Центра входила разработка программы совместной магистратуры по управлению возобновляемыми ресурсами. Из основных результатов данного проекта следует выделить гармонизацию учебных программ университетов-участников и агрегирование этих программ с точки зрения регионального подхода; развитие партнерских отношений между профессорским составом университетов, занимающихся аналогичными проблемами; разработку механизма студенческой мобильности на основе обмена информацией, планирования, совместных исследовательских проектов, совместных публикаций результатов и совместной подготовки диссертаций; разработку платформы курсов электронного обучения, которое может быть совместно использовано университетами-участниками; организацию онлайн Интернет-курсов с участием студентов университетов-партнеров; содействие и подготовка основы для взаимного признания дипломов со стороны университетов-партнеров.

Ниже представлены данные по количество студентов и преподавателей в соотношении с количеством международных студентов и зарубежных преподавателей, а также уровень НИР научно-образовательных учреждений России в Сети университетов Черноморского региона (BSUN).

Таблица 1. Данные по количество студентов и преподавателей в соотношении с количеством международных студентов и зарубежных преподавателей

Название вуза, место в рейтинге QS Количество студентов Международных студентов Количество преподавателей Количество зарубежных преподавателей Уровень НИР
Саратовский национальный исследовательский государственный университет

(601-650)

12,084

(61% бакалавры, 39% магистры, аспиранты)

 

538

(56% бакалавры,

35% магистры, аспиранты)

 

3,396 1 Средний
Российский университет дружбы народов

(601-650)

18,639

(77% бакалавры, 23% магистры, аспиранты)

 

5,553

(75% бакалавры,

25% магистры, аспиранты)

 

2,168 10 Средний
Южный федеральный университет (601-650) 21,206

(69% бакалавры, 31% магистры, аспиранты)

 

1,098

(70% бакалавры,

30% магистры, аспиранты)

 

3,795 19 Высокий
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС (701+) 8,889

(51% бакалавры, 49% магистры, аспиранты)

 

1,274

(56% бакалавры,

44% магистры, аспиранты)

 

1,038 39 Высокий

Помимо кооперации университетов в рамках Сети университетов Черноморского региона (BSUN) Россия поддерживает и активно развивает прямые партнерские связи образовательных учреждений и организаций стран ОЧЭС и России. При этом один из наиболее активных партнеров России в данной сфере является Болгария (более 50 российских и болгарских университетов осуществляют прямые партнерские связи в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве).

У российских вузов Сети университетов Черноморского региона (BSUN) показатели по интернационализации (в частности количеству зарубежных преподавателей) относительно низкие (в сравнении с Турцией, Сербией и Азербайджаном).

Одним из главных недостатков интеграционных процессов является вероятная миграция студентов и преподавателей в развитые страны, связанная с более высоким уровнем жизни, качественным обучением, отсутствием коррупции, получением диплома европейского образца, потенциальной возможностью устройства на высоко оплачиваемую работу. Экономически неодинаковые условия получения образования в разных странах, как и оплата труда преподавателей, изначально ставят страны, развивающие академическую мобильность, в неравные стартовые условия. Разный уровень экономического развития и разная степень инерционности национальных высших школ не позволяют им быстро приспособиться к новым условиям. В результате, очевидное положительное влияние, например, академической мобильности, направленное на создание условий для поднятия качества образования, может привести к деградации и разрушению высшего образования экономически слабых государств. Тем самым создаются предпосылки потери квалифицированных кадров для экономически отсталых государств [1]. Рекомендуется увеличивать количество инициатив по популяризации научных знаний, представителям бизнеса активнее подключаться к просветительским проектам, проводить популярные научные мероприятия для людей разных возрастов и профессий.

Наращивать академический обмен не только студентов, но и преподавателей. Академическая мобильность и свободное передвижение студентов, лекторов и исследователей имеет огромное значение для государств-членов ОЧЭС в деле укрепления учебных и научных связей, сотрудничества в сфере образования, что способствует научно-техническому прогрессу и устойчивому развитию мировой экономики.


Библиографический список
  1. Терованесов М.Р. Проблемы и перспективы развития сотрудничества между странами юго-восточной Европы в рамках черноморского экономического сотрудничества. влияние глобализации на тенденции развития системы высшего образования
  2. BSEC Permanent International Secretariat Report of the meeting of the BSEC working group on cooperation in education. BS/WG/ED/R(2015)2.
  3. Dordevic B. Cooperation among Member States of the Organization of the Black Sea Economic Cooperation (BSEC) in the field of Science and Technology // Science, Technology & Innovation in the Black Sea: Moving Forward International, Xenophon Paper N15, 2016.
  4.  Gryga V. STI Performance in the Black Sea region // Science, Technology & Innovation in the Black Sea: Moving Forward International, Xenophon Paper N15, 2016.
  5. «О сотрудничестве между странами-членами ПАЧЭС в области совершенствования образования» (Рек. 10/1995).
  6. «О сотрудничестве научных сообществ стран-членов ЧЭС и его правовой основе» (Рек. 27/1998).
  7. «О взаимном признании дипломов о высшем образовании в странах-членах ПАЧЭС» (Рек. 31/1998).
  8. «О Болонском процессе и реформах систем высшего образования в странах ЧЭС» (Рек.97/2007).
  9. «Система непрерывного обучения в государствах-членах ЧЭС» (доклад,pек. 125/2011).
  10. «Преимущества и перспективы сотрудничества на уровне последипломного образования среди университетов государств-членов ЧЭС» (доклад, рек. 133/2013).
  11. «Преимущества и перспективы сотрудничества на уровне последипломного образования среди университетов государств-членов ЧЭС» Доклад Екатерины Кузмичевой. Doc. GA41/CC40/REP/13/r.


Все статьи автора «Бечвая Мария Раджевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: