УДК 35

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МДОУ

Немчинова Анна Ивановна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию теоретических и методологических аспектов организации управления МДОУ.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Немчинова А.И. Теоретические и методологические аспекты организации управления МДОУ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/06/15059 (дата обращения: 30.09.2017).

Сегодняшнее положение детей в России вызывает серьезную озабоченность. Увеличилось число, оставшихся без фактического родительского контроля, детей. Массовое закрытие детских дошкольных учреждений – действительно социальный взрыв, осложнивший жизни миллионов родителей с детьми дошкольного возраста. Для многих основным аргументом в пользу детского сада является тот факт, что в настоящее время детский сад предлагает бесплатное непрерывное образование, качественную подготовку к школе, поскольку в нем есть необходимые специалисты и профессиональные педагоги.
В дошкольном учреждении заложены основы здорового образа жизни, поскольку есть условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.
Дошкольное образование является одним из важнейших звеньев в цепи полноценного воспитания и развития детей. В последние годы система образования претерпела значительные изменения, включая дошкольное звено. В настоящее время вся система представлена многофункциональной сетью дошкольных образовательных учреждений, которые предоставляют разнообразные услуги с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при всем этом многообразии дошкольных учреждений особое внимание руководителей по нескольким пунктам особенно важно для функционирования компаний: все дети должны иметь равные возможности в образовательном процессе, индивидуальность ребенка должна оставаться в процессе обучения и воспитания; в процессе дошкольного образования необходимо сохранять и укреплять здоровье детей.

Управление – это интеллектуальная деятельность, в ней участвует огромное количество людей. Его организация является одним из факторов экономических преобразований, она осуществляется в соответствии с законами рынка, их надлежащим функционированием. Структура системы управления (организационная структура) – это есть основная проблема в организации управления. Зная это, вы можете изменять содержимое и состав отдельных частей системы при изменении условий ее функционирования. Не секрет, что наша страна находится на этапе перехода к рыночной экономике, и этот переход довольно затруднен, что отразилось на всех видах бизнеса.

Бюджетные организации по системе управления существенно отличаются от управления коммерческими структурами. В нашей стране множество бюджетных организаций, управление которыми ведется неэффективно. В большинстве случаев руководители муниципальных предприятий даже не думают о конкуренции, не повышают эффективность, не увеличивают прибыль, потому что компания не является собственностью.

Но на сегодняшний день управляющий должен быть экспертом в области менеджмента, в том числе дошкольного, должен быть способен прогнозировать и оценивать степень соответствия целям и результатам образовательной деятельности. Большинство руководителей и специалистов предприятий часто не понимают сути этой сферы деятельности и знакомы только с отдельными функциями системы управления. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность темы моей работы.[10]
Цель работы – это рассмотрение, анализ и совершенствование моделей управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением

Задачи данной работы:

  • выявить статус и направление деятельности MДОУ;
  • рассмотреть существующие методы и модели управления MДОУ;
  • рассмотреть опыт организации управления МДОУ Свердловской области;
  • подобрать рекомендации по выбору модели управления детским садом, на примере которого написана данная работа.

Объектом исследования является муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19.
Предмет исследования моделей управления МДОУ и возможное ее усовершенствование.

В этом аспекте нам нужно выявить современные методы и модели управления МДОУ, проанализировать опыт организации управления МДОУ на примере организаций Свердловской области. Еще необходимо дать общую характеристику нашему учреждению, на примере которого написана данная работа MДОУ № 19, сделать анализ персонала, заработной платы, структуры и функций организации управления, сделать выводы и дать рекомендации по выбору модели управления детским садом.

Для написания курсовой используются учебники, статьи, документация объекта исследования.

Дошкольные учреждения создаются с целью воспитания детей раннего дошкольного возраста. Все они действуют в соответствии со стандартными положениями о дошкольном образовательном учреждении, Уставом, программами, руководствуются нормативными документами Министерства образования РФ. Дошкольное учебное заведение гарантирует гражданам право на получение государственного бесплатного дошкольного образования. Основными задачами МДОУ являются:

  • развитие речевого, личностного, эстетического сознания детей
  • образование с соблюдение прав и свобод человека
  • коррекция недостатков физического и умственного развития детей, если таковые имеют место быть
  • консультирование и помощь родителям в воспитании детей
  • укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их психического благополучия и формирование ответственности детей за свое здоровье
  • воспитание способствующее становлению патриотических, гражданских, морально-этических основ личности ребенка
  • подготовка детей к обучению в школе

В каждом ДОУ должна пребывать деловая атмосфера, ориентированная на творческую реализацию образовательных программ. Квалификация воспитателей – педагогов, степень их ответственности и добросовестности при выполнении ими своих обязанностей определяют эффективность и качество всей выполняемой работы.[8]
Государственный статус дошкольного образовательного учреждения устанавливается при государственной аккредитации, если не предусмотрено иное. Дошкольное образование построено по принципу группового объединения детей. Группа – основная структурная единица МДОУ. Группы могут  быть общего развития, с каким либо уклоном либо комбинированные. Порядок открытия различных типов дошкольных учреждений, требования к их организации и управлению определяют руководства министерств образования и здравоохранения РФ, Устав, временные положения о ДОУ, типовое положение о ДОУ и т. В соответствии с этим определяются задачи и структура каждого ДОУ, какими группами оно будет представлено, продолжительность пребывания детей в них. Все ДОУ, всех типов, создаются для образования детей раннего и дошкольного возраста. В них создаются условия для обеспечения гарантированного гражданам права на получение государственного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивается обучение и развитие, наблюдение и уход за детьми от 2 месяцев до 7 лет.

Управления – способность принимать нетривиальные решения в условиях отсутствия информации. Управление современным дошкольным учреждением представляет собой сложный процесс, необходим правильный подбор целей, задач для достижения высокого уровня учебной работы, система рационального планирования, выявление и распространение лучших педагогических практик и использование достижений педагогической науки в подготовке педагогов к работе с детьми, эффективный мониторинг и наблюдение. Развитие адаптивной образовательной среды и соответствующего технологического менеджмента требует четких методологических подходов к организации работы. Системный и деятельностный подход позволяет добиться целостности всей системы управления, иерархии целей деятельности на разных уровнях.

Современное российское общество живет в новом времени, которое кардинально меняет мышление, потребности общества. Изменения затронули и ДОУ, которые вынуждены меняться в соответствии с новыми требованиями.
Дошкольному образованию нужно время, чтобы развиваться, поскольку современное образование не на месте. В связи с этим необходимо постоянно становиться более инновационным, искать и вводить новшества в работу по проведению экспериментальной деятельности.

Системный подход – это направление науки управления и социальной практики, основанное на рассмотрении объектов как систем, исследуется целостность объекта, выявляются различные типы отношений в нем и их смешение в единое целое. При этом подходе от руководителя требуется рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. Данный подход внес существенный вклад в теорию управления, здесь происходит непосредственное применение науки к конкретным ситуациям и условиям, определенному набору обстоятельств, которые оказывают сильное влияние на организацию в данный момент времени.

Ситуационный подход – это не набор предписанных рекомендаций, а способ мышления о проблемах и их решениях. Он связывает определенные методы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для более эффективного достижения целей. На первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды

Общий подход – включает системный подход, образовательное учреждение – это неотъемлемая социально-образовательной система, управление которой требует адекватного, системного подхода, это социально-педагогическая система (системно-структурная, системно-функциональная, историческая, систематическая и коммуникативная, информационно-управленческая). Системный и деятельностный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимодействия ее элементов, иерархию целей деятельности подсистем на разных ее уровнях.

Синергетический подход предполагает рассмотрение естественной самоорганизации субъекта любой социально-педагогической системы.

Коммуникативно-диалогический подход заключается в налаживании сотрудничества между всеми участниками общественных и справедливых отношений для достижения предсказуемых результатов.

Культурологический подход предполагает объединение в единый непрерывный образовательный процесс специальных культурных и психопедагогических блоков знаний в конкретных научных дисциплинах, общечеловеческих и национальных основах культуры, закономерностях развития личности.

Личностно-ориентированный подход подразумевает учет естественных особенностей каждого человека, предоставление ему своей адаптивной ниши для более полного раскрытия возможностей ближайшего развития.

Оптимизационный подход заключается в достижении максимально возможных конечных результатов за рациональное время, затрачиваемое на управленческую деятельность.

Одним из современных подходов в управлении МДОУ является рассмотрение управления производительностью – управления по результатам можно определить как систему управления и развития, с помощью которой можно достичь результатов, согласованных всеми членами дошкольного учреждения. Каждому участнику процесса определена его миссия. Важной проблемой при управлении результатами является различие между «результатом» и «вкладом». Каждый в трудовом процессе должен иметь возможность связать свое участие в общем деле с вкладом других.
Результат – это осознанная цель, предполагается реальная цель, которая обеспечена всеми ресурсами для исполнения. Это люди, финансы, материально-техническое обеспечение, ресурсы, которые можно назвать эффективными. Необходимо различать три уровня управления производительностью:

Первый, необходимо видеть миссию дошкольного учреждения, важно обеспечить эффективность своей деятельности. Второй предполагает рассмотрение результата с точки зрения качества и количества услуг. Третий требует рассмотрения результата с точки зрения потребителя.[9]

В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий с точки зрения управления эффективностью, должен четко представлять себе ситуацию и быть новым проводником. Цель ДОУ – создание условий для полного и гармоничного развития образования и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей. Общая система дошкольного образовательного учреждения имеет большое количество систем, которые взаимосвязаны между собой. В системе можно выделить активный аспект дошкольного образовательного учреждения: мотив – цель – содержание – методы – результаты.
Таким образом, управляющий должен иметь возможность видеть связь между частями системы, чтобы классифицировать их как внутренние и внешние, прямые и косвенные, государственные и частные, прямые и косвенные, постоянные и временные, случайные и постоянные, должен рассмотреть ДОУ как систему и увидеть все связи между ее частями, должен иметь возможность выбирать те связи, которые позволят достичь целей с минимальными затратами.



Все статьи автора «Немчинова Анна Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: