АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Калганова Олеся Олеговна
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
В данной статье проанализирована система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Оценены основные показатели работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, хронологические рамки исследования: 2013-2016 гг. Сделан вывод о влиянии государственной поддержки малых и средних предприятий на уровень экономической безопасности региона.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Калганова О.О. Анализ системы поддержки малого и среднего предпринимательства как фактора в обеспечении экономической безопасности региона на примере Свердловской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/06/14957 (дата обращения: 12.03.2024).

Научный руководитель:

Власова Наталья Юрьевна

Уральский государственный экономический университет

доктор экономических наук, профессор

Свердловская область входит в состав Уральского Федерального округа. Административным центром является город Екатеринбург. Площадь области составляет 194 307 км2, и она занимает 16-ое место по России. По данным статистики на 1.01.2017 г. численность региона составляет 4 329 341 чел. (5-ое место по России). Плотность населения: 22,28 чел./км2.  По итогам 2014 года ВРП Свердловской области составил 1 661 431 млн. руб. (в текущих основных ценах). Валовый региональный продукт на душу населения составляет 384 228,1 руб.  Основной объем ВРП области формирует промышленный сектор – 32,9 %, на втором месте торговля (оптовая и розничная) – 21,0 %.

По результатам анализа данных Росстата Свердловская область является одним из передовых регионов страны. За последние 5 лет малое и среднее предпринимательство в Свердловской области претерпевало как взлеты, так и падения. Самым кризисным годом в развитии малого предпринимательства можно назвать 2016 г (сокращение количества субъектов МСП практически в два раза: 2015 г – 8589 шт., 2016 г – 4601 шт.). Самые же высокие показатели наблюдались в 2012 г., и также довольно хорошие в 2015 г. Что касается микропредприятий, то год от года показатели по Свердловской области улучшаются. Свердловская область по состоянию на 2016 г. входит в топ-10 год субъектов Российской Федерации по основным показателям, характеризующим развитие сектора малого и среднего предпринимательства, и это говорит о достаточно высоком уровне развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

На территории области действует закон Свердловской области от 4.02.2008 г. №10-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» (с изменениями от 17.02.2017 г.). Согласно Статье 8 настоящего закона поддержка субъектов МСП, а также организаций, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП, оказывается в тех же формах, которые установлены федеральным законом. При этом, поддержка из средств областного бюджета может оказываться в формах, которые не установлены федеральным законом.

В 2002 г. на территории Свердловской области Правительством Свердловской области был создан областной фонд поддержки предпринимательства, который является региональным институтом развития.

Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства работает по следующим направлениям:

а) финансовые инструменты поддержки предпринимателей (как начинающих, так и действующих);

б) формирование территориальной инфраструктуры. Цель: обеспечить равный доступ поддержки на всей территории Свердловской области.

в) обучение и консультирование (как действующих предпринимателей, так и тех, кто только планирует открыть свой бизнес).

К видам поддержки, осуществляемой Фондом, относится привлечение заемных средств, создание бизнеса, получение необходимых знаний, привлечение инвестиций и развитие экспорта.

К достижениям Фонда за последние три года можно отнести:

-                  2014 г.: признание Свердловской области лучшим субъектом РФ по уровню развития малого и среднего бизнеса, по мнению организаторов XIII всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России – 2014»;

-                  2015 г.: увеличилось количество официальных представительств Фонда на 50 %; начали работу региональные инвестиционные фонды (Свердловский венчурный фонд и Свердловских фонд инвестиций); расширен список сфер деятельности предприятий, которые могут претендовать на получение финансовой поддержки;

-                  2016 г.: предоставлен рекордный объем поручительств – свыше 1 млрд. руб. (+88 % к 2015 г.); выдано рекордное количество микрозаймов на сумму более 300 млн. руб. (+140 % к 2015 г.).

В таблице 1 представлены основные показатели деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за четыре последних года.

Таблица 1 – Основные показатели работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2013-2016 гг.

Показатель

2013

2014

2015

2016

Количество получателей финансовой поддержки, ед.

2 054

795

744

922

Сумма, направленная на финансовую поддержку МСП, тыс. руб.

1 724 654,4

1 074 592,8

   1 259 628,0

   1 809 755,8

Количество получателей нефинансовой поддержки, ед.

8 957

5 827

9 255

7 568

Рабочие места, созданные получателями поддержки, шт.

1 839

4 049

2 112

2 293

Уплачено налогов в бюджеты всех уровней, тыс. руб.

1 911 410,0

1 005 199,7

    909 287,6

 2 000 000

Как мы видим из аналитической таблицы 1, динамика показателей неоднозначная.  Но что касается 2016 г., отметим рекордное значение поступлений в бюджет, и высокий показатель суммы финансовой поддержки субъектов МСП. Снизилось количество получателей нефинансовой поддержки. Остальные показатели хоть и незначительно, но возросли по сравнению с 2015 г. Показатели, выражающиеся в единицах, наглядно отображены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Показатели работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (в единицах)

Исходя из данных рисунка 1, мы видим, что рекордное количество получателей финансовой поддержки зарегистрировано в 2013 г. – 2 054 единицы. Далее последовал значительный спад – почти в три раза. Но, тем не менее, за последние три года наблюдается положительная динамика (хоть и без достижения рекордных значений 2013 г.).

Что касается количества получателей нефинансовой поддержки – их число значительно колеблется. За значительным подъемом следует значительный спад. Самое высокое значение наблюдалось в 2015 г. – 9255 субъектов МСП получили нефинансовую поддержку. В 2016 г. это число сократилось на 1687 единиц, и составляет 7568, что, по крайней мере, превосходит показатели 2014 г.

Наиболее важным показателем для экономической безопасности региона является количество рабочих мест, созданных получателями поддержки. Самый большой показатель наблюдался в 2014 г. – 4049 единиц, затем последовало сокращение практически в два раза. На сегодняшний день мы наблюдаем положительную динамику в 2016 г. по сравнению с 2015 – увеличение на 181 рабочее место, что, несомненно, является позитивным результатом и говорит о небольшом улучшении экономической безопасности региона.

Показатели работы Фонда, выражающиеся в тыс. руб., наглядно отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Показатели работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (тыс. руб.)

Как видно из рисунка 2, в 2016 г. мы имеем самые высокие показатели за анализируемый период.  После высоких показателей 2013 г. идет значительный спад, в 2014 и 2015 гг. показатели довольно низкие, и в 2016 г. наблюдается значительный подъем. Это касается и суммы, направленной на финансовую поддержку субъектов МСП, и налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней. Для экономической безопасности региона наиболее важен показатель уплаченных налогов, и, как мы видим, ситуация значительно улучшилась. В 2016 г. было уплачено рекордное количество налогов, в размере 2 млрд. руб., что в 2 раза больше показателя 2015 г. Это говорит об улучшении экономической безопасности региона.

На территории Свердловской области постоянно идет реализация программ поддержки малого и среднего предпринимательства. За последние года в Свердловской области были реализованы следующие программы:

а) Областная государственная целевая программа “Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области” на 2009-2011 гг.;

б) Областная целевая программа “Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области” на 2011-2015 гг.

На сегодняшний момент на территории области реализуется региональная программа «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2020 года». В ее рамках есть Подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства».  Данная подпрограмма направлена на расширение и совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов МСП. Она содержит в себе перечень мероприятий по поддержке субъектов МСП в Свердловской области, ряд мероприятий по развитию инфраструктуры поддержки таких субъектов. Ее цель заключается в развитии на территории Свердловской области малого и среднего предпринимательства. Задачи:

-                   совершенствование и обеспечение доступности механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (должен увеличиться оборот продукции, которую производят малые предприятия; вырасти число субъектов МСП в расчете на десять тысяч человек; увеличиться доля среднесписочной численности работников МСП);

-                   развитие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области (увеличение субъектов МСП, получивших государственную поддержку, рост количества вновь созданных рабочих мест субъектами МСП, получившими государственную поддержку).

Стоит отметить, что исполнителем данной Подпрограммы является Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.

Кроме этого, на территории всей Российской Федерации реализуется Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 2.06.2016 г. № 1083-р). Целью Стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства.  С одной стороны, малое и среднее предпринимательство выступает фактором инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, в то же время, это фактор социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. К основным задачам стратегии развития малого и среднего предпринимательства можно отнести:

а) интеграцию функций поддержки малого и среднего бизнеса;

б) стимулирование спроса на продукцию, товары и услуги, предоставляемые малыми и средними предприятиями (доступ к государственным закупкам);

в) доступность финансовых ресурсов;

г) совершенствование политики в области налогообложения;

д) повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;

е) стимулирование развития предпринимательской деятельности на территории регионов;

ж) укрепление кадрового потенциала;

з) повышение производительности труда.

Итак, сделаем вывод о влиянии государственной поддержки малых и средних предприятий на уровень экономической безопасности региона. К позитивным явлениям можно отнести:

а) создано более 2000 рабочих мест получателями поддержки за 2016 г. (за анализируемый период с 2012 по 2016 гг. создано свыше 10 тыс. рабочих мест – 10 293);

б) поступления в бюджет от субъектов МСП в 2016 г. – 2 млрд. руб. (за весь анализируемый период – почти 6 млрд. руб.-  5 825 897,3 тыс. руб.).

К негативным явлениям можно отнести следующее:

а) некоторая часть средств расходуется нерезультативно (или более того – незаконно);

б) из-за работы некоторых муниципальных центров отсутствует возможность соотношения выполненных мероприятий с расходами, которые были произведены, и невозможен контроль над целевым использованием субсидий.

Хоть Свердловская область и входит в первую десятку субъектов РФ по развитию малого и среднего предпринимательства, систему государственной поддержки малых и средних предприятий в Свердловской области необходимо дополнять и совершенствовать.  Достигнутые показатели могут быть увеличены путем повышения контроля над выполнением Программ развития малого и среднего предпринимательства и ужесточением мер ответственности за незаконное использование выделенных средств. Несмотря на все эти обстоятельства, можно говорить о том, что поддержка малого и среднего бизнеса в Свердловской области весьма ощутима и имеет влияние на экономическую безопасность региона.


Библиографический список
  1. Официальный портал Екатеринбурга – Режим доступа URL: http://екатеринбург.рф/дляработы/экономика/развитие/итоги, (дата обращения 30.05.2017)
  2. Закон Свердловской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» от 04.02.2008 N 10-ОЗ (с изменениями на 17.02.2017 г.)  // Консультант Плюс.
  3. Экономическая безопасность [Текст]: учеб. пособие / Е. Б. Дворядкина, Я. П. Силин, Н. В. Новикова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2016. – 194 с.
  4. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства Режим доступа URL : http://sofp.ru/ (дата обращения 30.05.2017)

 



Все статьи автора «Калганова Олеся Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: