СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ ПО РАЗВИТИЮ СПОРТА

Курочкина Анна Андреевна
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Аннотация
Данная статья посвящена анализу развития спорта и физической культуры в регионах России. Проведенная оценка и анализ регионов по показателям развития спорта позволяет установить регионы-лидеры, а также определить их резервы роста. Наряду с этим, значения регионов-лидеров, где были организованы международные спортивные мероприятия, могут служить эталоном для других регионов, планирующих своё развитие и претендующих на проведение крупных спортивных мероприятий.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Курочкина А.А. Сравнительный анализ положения российских регионов по развитию спорта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/06/14934 (дата обращения: 11.03.2024).

Методика анализа положения (рейтинга) регионов по показателям развития физической культуры и спорта включает следующие основные этапы.

Во-первых, выбор объектов исследования, основан на том, что критерием является проведение международного спортивного мероприятия в регионе (городе) в последние три года. Данному критерию соответствуют несколько регионов России, в числе которых г. Москва; Краснодарский край (в административный состав которого входит г. Сочи); республика Татарстан (в административный состав которого входит г. Казань); Чувашская Республика (в административный состав которого входит г. Чебоксары); Ханты-Мансийский автономный округ (в административный состав которого входит г. Ханты-Мансийск); Челябинская область (в административный состав которого входит г. Челябинск).

Во-вторых, период исследования включает 5 лет и ограничен данными статистических наблюдений [3], последние из которых представлены за 2015 год.

В-третьих, перечень показателей для анализа выбран исходя из подходов к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и включает:

  • долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения (X1);
  • долю обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов (X2);
  • долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (X3);
  • количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения (X4).
  • единовременную пропускную способность объектов спорта (X5);
  • численность спортсменов субъекта РФ, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды РФ (X6).

В-четвертых, для оценки регионов составляется рейтинг по указанным выше показателям. Наивысшее значение показателя соответствует значению 1, наименьшее составляет 6. Интегральный рейтинг по региону исчисляется по формуле:

Далее составляется рейтинг регионов по Ир в порядке убывания показателя.

Вначале рассмотрим динамику показателя «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения», который является индикаторным для программ по развитию спорта.  Так, к 2015 году данный показатель должен составить 30%, к 2020 соответственно 40% [1]. Регионы, в которых проводились международные спортивные мероприятия по данному показателю (Х1) имеют позитивную динамику роста в течение последних пяти лет (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика показателя «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения»

Наименования округа/региона

2011

2012

2013

2014

2015

2015

(план)

Отклонения от плана

г. Москва

20,4

23,0

26,7

28,2

32,3

30,0

+2,3

Краснодарский край

28,7

31,4

38,8

41,9

44,5

30,0

+14,5

Республика Татарстан

26,5

28,9

36,2

37,4

39,8

30,0

+9,8

Чувашская Республика

29,0

30,7

35,9

37,4

39,2

30,0

+9,2

Ханты-Мансийский автономный округ

20,8

21,9

25,9

27,0

29,8

30,0

-0,2

Челябинская область

21,8

22,6

26,2

27,5

31,0

30,0

+1,0

В целом по РФ

20,6

22,5

27,5

29,0

31,9

30,0

+1,9

Плановый показатель достигнут всеми исследуемыми регионами за исключением Ханты-Мансийского автономного округа (29,8%). При этом в Ханты-Мансийском АО и Челябинской области показатель ниже среднего по России. По анализируемому показателю (Х1) в числе лидеров Краснодарский край с наивысшим показателем (Х1), Республика Татарстан и Чувашская республика.

Самой активной частью населения, занимающейся физкультурой и спортом являются дети и молодежь. Среди показателей, характеризующих эффективность деятельности исполнительной власти в регионах по физической культуре и спорту, входит доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности обучающихся. В Стратегии значение этого показателя определено к 2015 году – не менее 60%, к 2020 году – не менее 80% [1].

Плановый показатель достигнут всеми исследуемыми регионами за исключением Ханты-Мансийского автономного округа (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика показателя «Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов»

Наименования округа/региона

2011

2012

2013

2014

2015

2015

(план)

Откло-нения от плана

г. Москва

63,0

52,7

57,1

64,1

69,4

60

9,4

Краснодарский край

62,6

66,4

73,1

84,5

88,1

60

28,1

Республика Татарстан

54,7

62,3

69,2

74,3

80,2

60

20,2

Чувашская Республика

67,9

70,9

72,9

80,2

73,9

60

13,9

Ханты-Мансийский автономный округ

41,4

46,3

49,6

54,5

59,3

60

-0,7

Челябинская область

46,3

50,2

51,9

58,3

64,7

60

4,7

В целом по РФ

53,8

52,7

57,1

64,1

69,4

60

9,4

По показателю (Х2) в двух исследуемых регионах достигнуто значение планового показателя на 2020 год, в числе таковых Краснодарский край (88,1%) и республика Татарстан (80,2). В числе лидеров Краснодарский край с наивысшим показателем (Х2) и Республика Татарстан.

Одной из основных целей программы развития физической культуры и спорта является создание условий, обеспечивающих возможность для всех категорий и групп населения вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья величина данного показателя в 2015 году должна составлять не менее 10%, в 2020 году – не менее 20% [2] (таблица 3).

Таблица 3 – Динамика показателя «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения»

Наименования округа/региона

2011

2012

2013

2014

2015

2015

(план)

Откло-нения от плана

г. Москва

2,9

3,1

3,0

3,3

3,7

10

-6,3

Краснодарский край

3,1

8,4

9,7

11,2

13,0

10

+3,0

Республика Татарстан

4,3

5,1

6,1

8,1

10,6

10

+0,6

Чувашская Республика

4,2

4,3

6,5

8,0

11,4

10

+1,4

Ханты-Мансийский автономный округ

7,3

8,7

9,8

11,1

12,8

10

+2,8

Челябинская область

2,6

2,8

3,0

3,9

4,9

10

-5,1

В целом по РФ

2,9

3,5

4,4

5,0

6,7

10

-3,3

Адаптивный спорт менее развит на территории России в целом и в исследуемых регионах, о чём свидетельствует тот факт, что среднероссийское значение показателя (Х3) не достигает планового, в том числе г. Москва (3,7%) и Челябинская область (4,9%). В числе лидеров по показателю (Х3) Краснодарский край и Ханты-Мансийский автономный округ.

Для оценки спортивной инфраструктуры используется показатель – количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения (таблица 4).

Таблица 4 – Динамика показателя «Количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения»

Наименования округа/региона

2011

2012

2013

2014

2015

Изменения

2015/2014

г. Москва

81,74

113,17

128,87

129,55

136,3

+6,75

Краснодарский край

163,65

165,21

186,53

180,69

181,9

+1,21

Республика Татарстан

240,19

242,67

275,82

287,75

296,9

+9,15

Чувашская Республика

305,29

308,02

346,18

337,07

340,5

+3,43

Ханты-Мансийский автономный округ

144,18

145,45

162,29

172,65

181,6

+8,95

Челябинская область

196,03

195,31

219,28

212,30

216,8

+4,5

В целом по РФ

177,70

182,84

206,84

206,24

207,1

+0,86

Представленные данные в таблице 4 показывают, что на протяжении пяти лет значительно увеличилось количество спортивных сооружений, включая и такой показатель как соотношение спортивных сооружений и численность населения. Средний показатель по России составляет 207,1 единиц на 100 тыс. человек в 2015 году. Лидерами среди исследуемых регионов является Чувашская республика, далее с большим отрывом республика Татарстан и Челябинская область. Остальные три исследуемых региона обеспечены спортивными сооружениями на уровне ниже среднероссийских показателей.

Другим показателем спортивной инфраструктуры является единовременная пропускная способность (таблица 5). Это показатель установлен Стратегией на уровне 30% – к 2015 году, 48% – к 2020 году [1].

Таблица 5 – Динамика показателя «Единовременная пропускная способность объектов спорта»

Наименования округа/региона

2011

2012

2013

2014

2015

2015

(план)

Откло-

нения от плана

г. Москва

12,2

12,7

16,1

18,6

21,5

30

-8,5

Краснодарский край

21,0

21,1

24,3

23,8

36,5

30

6,5

Республика Татарстан

31,6

30,7

36,2

36,3

37,2

30

7,2

Чувашская Республика

39,2

39,9

45,9

45,4

46,1

30

16,1

Ханты-Мансийский автономный округ

20,1

20,3

22,5

23,3

24,1

30

-5,9

Челябинская область

29,8

24,7

27,8

26,9

28,3

30

-1,7

В целом по РФ

24,5

25,1

28,6

29,0

29,9

30

-0,1

Исходя из того, что степень обеспеченности наивысшая в Чувашской Республике, то по показателю единовременной пропускной способности она тоже лидирует с показателем 46,1%, практически достигнут индикаторный показатель к 2020 году. Плановый показатель достигнут в республике Татарстан и Краснодарском крае, остальные регионы не достигли плановых показателей.

С точки зрения представления региона на российской и мировой арене спортивных состязаний определяется показатель количество спортсменов субъекта, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации (Х6). Динамика этого показателя представлена в таблице 6.

Как видно, за пятилетний период соотношение регионов, в которых наибольшее и наименьшее представительство в сборных командах РФ не меняется.  В числе лидеров по этому показателю г. Москва с большим отрывом от остальных исследуемых регионов.

Таблица 6 – Динамика показателя «Численность спортсменов субъекта РФ, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды РФ»

Наименования округа/региона

2011

2012

2013

2014

2015

 Изменения

2015/2014

г. Москва

4513

4660

3109

3411

4576

1165

Краснодарский край

792

849

630

784

940

156

Республика Татарстан

533

609

414

455

616

161

Чувашская Республика

176

141

139

127

152

25

Ханты-Мансийский автономный округ

242

253

191

248

304

56

Челябинская область

608

590

428

422

553

131

В целом по РФ

21539

22064

14790

16594

23600

7006

Итак, проведенный анализ по шести показателям позволяет составить итоговый рейтинг исследуемых регионов, который представлен в таблице 7.

Таблица 7 – Рейтинг регионов, в которых проводились международные спортивные мероприятия по показателям развития физической культуры и спорта

Регион

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

Ир

Место в рейтинге

Краснодарский край

6

6

6

3

4

5

5,0

1

Республика Татарстан

5

5

3

5

5

4

4,5

2

Чувашская Республика

4

4

4

6

6

1

4,2

3

г. Москва

3

3

1

1

1

6

2,5

5

Челябинская область

2

2

2

4

3

3

2,7

4

Ханты-Мансийский автономный округ

1

1

5

2

2

2

2,2

6

Таким образом, лидером рейтинга является Краснодарский край в состав которого входит г. Сочи (5 баллов из 6 возможных, 1 место), на втором месте Республика Татарстан (4,5 баллов), на третьем Чувашская Республика (4,2 балла), на четвертом месте Челябинская область (2,7 баллов), на пятом месте г. Москва (2,5 баллов), на шестом месте Ханты-Мансийский автономный округ (2,2 балла).

Проведенная оценка и анализ регионов по показателям развития спорта позволяет установить регионы-лидеры, а также определить их резервы роста. Вместе с этим, значения регионов-лидеров, где были организованы международные спортивные мероприятия могут служить эталоном для других регионов, планирующих своё развитие и претендующих на проведение крупных спортивных мероприятий.


Библиографический список
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 33, ст. 4110.
  2. Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта». [Электронный ресурс] / Портал Госпрограмм РФ. URL: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/13 (дата обращения: 05.03.2017).
  3. Наблюдения Министерства спорта РФ по форме №1-ФК [Электронный ресурс] URL: http://www.minsport.gov.ru (дата обращения: 05.02.2017).


Все статьи автора «day_valentina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: