ПОНЯТИЕ, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЛАГИАТА

Кривин Даниил Всеволодович
Казанский Федеральный Университет
Магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу норм четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации об авторском праве. В исследовании рассматривается самое распространенное на сегодняшний день нарушение авторского права – плагиат и его отдельные виды. Ввиду значимости данного явления и отсутствия соответствующей нормы в гражданском законодательстве автор делает вывод о необходимости ее закрепления в ГК РФ.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Кривин Д.В. Понятие, отличительные признаки и характерные особенности отдельных видов плагиата // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14783 (дата обращения: 11.03.2024).

Термин «плагиат» не закреплен в сегодняшней редакции четвертой части ГК РФ, посвященной регулированию личных неимущественных отношений, связанных с имущественными. Некоторые современные юристы, предлагающие ввести его в данный нормативно-правовой акт, трактуют плагиат как «умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, сопровождающееся доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе» [1, c. 32]. Данное определение содержит в себе все признаки преступления против конституционных прав и свобод личности, выступающей родовым объектом уголовного правонарушения. Объективная сторона состоит в действии в форме приобретения правомочий собственника (пользования или распоряжения) – и последствий -  распространение ложных сведений о себе как о действительном авторе, между которыми должна быть причинно-следственная связь; субъективной стороной выступает вина в форме прямого умысла, субъектом – вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. М.А. Скрябин обобщает весь перечисленный состав в определение плагиата – “объявление виновным лицом себя автором чужого произведения, выпуск чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен” [6].

Следует заметить, что в определении дана формулировка, специфичная для уголовного права, в то время как плагиат по своей природе является гражданским правонарушением. На наш взгляд, вышеуказанное понятие следовало бы отразить в статьях 146 и 147 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), которые как раз и посвящены преступлениям в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Плагиатом в УК РФ признается “присвоение авторства”, что в неполной степени отражает характер совершенного противоправного деяния, поскольку предметом преступления охватывается весь перечень гражданских правоотношений. Авторское право является первичным и центральным звеном в осуществлении плагиата, квалификация которого зависит не от количества незаконно присвоенных идей и мыслей, а от характера дальнейших действий «лже-автора», выражающихся в осуществлении авторских прав, указанных в частях 2 и 3 статьи 1255 ГК РФ.

Рассматриваемый правовой термин также подвергся тщательному анализу со стороны третейских судей. Так, О.В. Богданова определяет плагиат как “присвоение авторства и всех прав, принадлежащих подлинному автору на основании закона” [2, c.34]. Безусловно, представляющие прямой ущерб последствия оказывают непосредственное влияние на степень совершенного деяния в юридической практике. Решения третейских судов относятся к актам негосударственных источников права, в которых воля принадлежит спорящим субъектам права. Данная разновидность правотворческих судебных актов позволяет не только устранить ряд процессуальных противоречий в деятельности судов, но и совершенствовать применение права по средствам корректировки норм подотрасли интеллектуального права [4, c.25]. Сформированная правотворческая и правоприменительная практика позволяет участникам интеллектуальных правоотношений более грамотно подойти к вопросу защиты авторского и производных от него прав.

В четвертой части ГК РФ должно быть закреплено определение плагиата, отражающее в объективной стороне всю совокупность противоправных деяний, совершенных в масштабе большого круга лиц. Его следует отразить в отдельном пункте 1.1 статьи 1250 ГК РФ по атрибутивной юридической конструкции с перечислением всех присущих характерных черт. Указанная статья начинается с общего положения о способах защиты интеллектуальных прав, отсылая к ГК и иным федеральным законам. Цель защиты любой категории прав человека заключается в восстановлении и последующем пресечении противоправных деяний в отношении субъектов правоотношений. Поэтому норма, закрепляющая плагиат на законодательном уровне, должна стать центральной частью в определении юрисдикционных и неюрисдикционных форм защиты авторских прав. В связи с этим, предлагается следующая формулировка понятия “плагиат”:

1.1. Плагиатом признается присвоение авторского права и смежных прав, влекущее ложное признание в качестве автора произведения лица, не принимающего участие в его непосредственном создании, в том числе нарушение пункта 2 части 1 статьи 1228 настоящего Кодекса. Ложное признание лица автором произведения означает официальное заявление и опубликование данного факта в средствах массовой информации. Заявление или сообщение о признании в устной форме прав, предусмотренных статьей 1226 настоящего Кодекса, не является плагиатом.

Таким образом, представленное определение позволяет выявить сущность плагиата и отграничить его от других смежных понятий. Несмотря на то, что законодатель провел водораздел между интеллектуальными правами и правом собственности, правомочия авторов в данной сфере достаточно широки, особенно право пользования результатом интеллектуальной деятельности. В научной сфере злоупотребление данным правом может вызвать так называемый самоплагиат, активно обсуждаемый специалистами в области интеллектуального права.

Самоплагиат имеет место быть при повторном использовании автором свою собственную опубликованную или защищенную авторским правом работу или ее часть в последующих публикациях, без указания ссылки на нее. Выявление самоплагиата является достаточно сложной задачей, так как повторное использование материала признается правомерным как с правовой, так и с моральной точки зрения, поэтому данное явление было поставлен под сомнение как внутренне противоречивое. Например, Стефани Дж Бед утверждает, что самоплагиат “не является нарушением, так как по определению касается лишь использования материала других авторов”. Тем не менее, данное значение используется для обозначения конкретных форм некорректных публикаций. Как уточняет Дэвид Б. Резник, “самоплагиат предполагает нечестность, но не интеллектуальное воровство”. Но даже несмотря на наличие данных трактовок, самоплагиат является разновидностью плагиата, поскольку нарушает главный принцип авторских публикаций – научную новизну исследования, а в случае публикации в научных журналах и других СМИ трудов творческого характера последние становятся известными определенному кругу лиц. И.Д. Котляров справедливо отмечает, что “при самоплагиате автор обкрадывает не себя самого, а тот журнал, в котором исходный материал был первоначально опубликован” [3, c. 8]. Другими словами, истинный автор, как и при плагиате, нарушает чужие права, которыми в данном случае является право научного журнала на публикацию творческого труда.

Понятия “плагиат” и “нарушение авторских прав” перекрывают друг друга в значительной степени, но в то же самое время не являются тождественными понятиями, поскольку многие виды плагиата не признаются нарушением авторских прав. В связи с этим мы можем сделать вывод, о том, что плагиат является одной из разновидностей гражданских противоправных деяний, влекущих неблагоприятные последствия для авторов и правообладателей. Нарушением авторских прав признается попранием прав владельца авторских прав в случаях, когда материалы, использование которых ограничено авторскими правами, используются без его согласия. Плагиат, напротив, связан с нетрудовым приростом к репутации лже-автора или получение вознаграждения, что достигается за счет ложных утверждений авторства. Таким образом, плагиат считается “моральным” публичным правонарушением, совершаемым в отношении всей аудитории. Высказывания лже-автора в любом случае должны квалифицироваться как плагиат, независимо от того, защищен ли материал авторскими правами или находится в открытом доступе.

Исходя из разграничения юридических терминов и из предложенного определения плагиата, можно выделить в нем следующие признаки:

- подразумевает ложные высказывания субъекта интеллектуального правоотношения о создании нового объекта авторского права;

- является публично-правовым нарушением, охватывая широкую аудиторию;

- включает присвоение авторского права и всех имущественных прав, перечисленных в статье 1226 ГК РФ;

- влечет за собой юридическую ответственность, устанавливаемую исходя из характера совершенного деяния.

Следует отметить, что все объекты авторского права создаются под воздействием предшествующих достижений духовной культуры. И особенно сильно данное воздействие проявляется в научной сфере деятельности, где наблюдается достаточно тесная взаимосвязь различных направлений, имеющих схожие методы исследования. Перед публикацией кандидатских и докторских диссертаций проводится их тщательная экспертиза основанным в 2013 году сетевым сообществом «Диссернет»; в результате данной процедуры

Р.Ф. Абубакиров – депутат Государственной Думы VI созыва от Республики Татарстан, доктор экономических наук – был лишен ученой степени Высшей аттестационной комиссией (далее – ВАК) в 2015 году. В нарушении авторского права также обвинялись и другие политические деятели (В.М. Платонов, С.С. Собянин, И.В. Лебедев, С.Е. Нарышкин и даже В.В. Путин) и даже некоторые ученые (Н.Г. Харитонова, В.С. Максимов), которые были лишены соответствующих степеней и званий за высокий уровень плагиата в защищенных диссертациях. В связи с произошедшими событиями стало уделяться большее внимание трудам, имеющим научный характер; во всех высших учебных заведениях ужесточились требования к магистерским диссертациям, где от учащихся требуют указания ссылок на все источники, использованные в выпускной работе. В случае, если авторство таблиц, рисунков, графиков и иной иллюстративной информации принадлежит самому магистранту или аспиранту, то обязательно делается сноска о ее составлении на основании материалов конкретного научного труда.

Очень важное значение при установлении юридической ответственности и других карательных мер со стороны государства имеет классификация плагиата на типы и виды. Различие и взаимосвязь между двумя категориями состоит в том, что вид представляет собой форму, в которой может быть выражен тот или иной форме. Плагиат, в зависимости от конструкции субъективной стороны, классифицируется на умышленный (преднамеренный) и неосторожный (случайный). В большинстве случаев случайный плагиат возникает из-за неспособности тщательно различать общераспространенные термины из внешних источников и собственных мыслей при принятии первоначального шаблона для научно-исследовательских проектов.

Преднамеренный плагиат выступает чаще всего в форме неверного цитирования отдельных фраз или словосочетаний из текста. Читатели должны иметь возможность видеть начало и конец заимствованных мыслей, взятых из конкретного первоисточника. Самая распространенная ошибка, способная ввести аудиторию в заблуждение, – перефразирование нескольких предложений с использованием одной цитаты. Если они найдены в определенном первоисточнике, то при написании научного труда можно ошибочно предположить, что использование единственной цитаты в конце последнего предложения вполне достаточно для всего найденного материала. На самом деле, такая цитата означает только то, что последнее предложение исходит из оригинального источника, и, таким образом, подразумевает, что все предыдущие предложения были собственными авторскими идеями и мыслями. В таком случае необходимо цитировать каждое предложение отдельно в соответствующих кавычках, либо сделать так, чтобы “каркас” основного материала, находящийся в начале перефразированной части, словесно указывал на то, что все последующие абзацы и пункты исходят из одного и того же источника. Данный метод практически всегда используется при заимствовании длинных отрывков и их последующем цитировании. Например, доказательство точки зрения ученого по тезису конкретной проблемы можно отразить следующим образом: Н.М. Коркунов отмечает, что “правоведение, помимо практических целей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, …”. По окончанию мысли автора в конце предложения разрешается использование цитату, показывающую, что все предыдущие пункты пришли из этого источника, обозначив таким образом начало и конец перефразированной части, что, на наш взгляд, позволяет избежать плагиат более простым способом нежели предыдущим методом. Неоднократное цитирование нескольких предложений подряд способствует неполному отражению авторских мыслей, создавая неопределенность в дифференциации оригинального и заимствованного текстов.

С.П. Гришаев, кандидат юридических наук, преподающий в ИГУМО, выделяет классификацию плагиата в зависимости от указания на экземпляре произведения собственного имени (прямой плагиат) и имени третьего лица (косвенный плагиат) [5]. Такой плагиат всегда будет преднамеренным ввиду невозможности случайного указания на оригинале произведения имени автора или его псевдонима. Решающую роль в квалификации данного деяния играет лже-авторство, внешняя форма которого проявляется в официальном (юридическом) закреплении инициалов на экземпляре объекта авторского права. Безусловно, объект плагиата также имеет определяющее значение в его характеристике как гражданского правонарушения, указывая на “потерпевшего” – физическое лицо, на которое воздействует виновный при совершении плагиата, о чем в ГК РФ не упоминается. Ни в законодательстве, ни в правовой доктрине также не указан способ совершения деяния, который могут обретать конкретные типы плагиата.

Одним из самых часто встречающихся видов плагиата является прямое копирование и последующее цитирование текста законов и иных нормативно-правовых актов, поскольку единственным субъектом, обладающим монополией на правотворчество, является государство в лице органов власти, а также народ в процессе проведения референдума по наиболее важным вопросам. К Конституции, кодифицированным актам и наиболее значимым федеральным законам могут издаваться комментарии, т.е. толкование закона конкретными правоведами на профессиональном или научном уровне. В любом случае они признаются авторами указанных научных трудов, авторское право на которые защищено специальным знаком – латинской буквой “c” в окружности. Главной целью знака авторского права является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Данный принцип справедлив также к иным видам произведений науки – книгам, монографиям, научным статьям, диссертациям и т.д.

Когда речь идет об исключительном праве на объект авторского права, очень большое внимание уделяется классификации произведений в зависимости от степени доступности третьим лицам, в соответствии с которой все произведения науки, литературы и искусства подразделяются на обнародованные и необнародованные. Не стоит забывать о том, что авторское право выделено в отдельную самостоятельную группу гражданских правоотношений ввиду своей двойственной природы, объясняющейся тем, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности является имущественным авторским правом и может переходить к другим лицам (правообладателям), а само право авторства является личным неимущественным правом и охраняется помимо ГК РФ другими кодифицированными нормативно-правовыми актами, о которых говорилось выше. Следовательно, присвоение авторства из необнародованного первоисточника, который представляет собой коммерческую ценность, будет квалифицироваться как плагиат с применением соответствующих санкций.

Другим способом плагиата, также широко применяемым в повседневной практике, является сознательное допущение грамматических, пунктуационных и лексических ошибок в отдельных словах или предложениях. Это может быть, как замена букв, которые одинаково пишутся на русском и английском языках (например, а, о, е, р и т.д.), так и написание текста с ошибками в некоторых языковых единицах. Указанный способ очень просто выявляется классической поисковой системой Интернета, куда вводятся правильно написанное предложение или его часть, так как описанный метод применяется не ко всему тексту, а компьютерная программа не всегда видит исправленные слова или словосочетания и выдает их за оригинальный фрагмент. Но иногда достаточно ввести отдельные части написанного документа, чтобы обнаружить заимствование из опубликованной научной статьи или иного Интернет-ресурса.

Третьей разновидностью плагиата, наиболее часто используемым студентами высших учебных заведений, признается метод “лоскутного одеяла”, при котором происходит копирование отдельных частей текста из нескольких источников и в результате получается новый документ. В отличие от предыдущего способа “лоскуты” в 80% случаев выявляются сервисом “Антиплагиат”, который впервые был применен в 2006 году в московских ВУЗах, а на сегодняшний день выпускная работа каждого студента подлежит проверке на плагиат. Стоит обратить внимание на недостаток системы “Антиплагиат”, отвечающий лишь на вопрос, является ли тот или иной фрагмент текста заимствованным или нет вследствие чего данное заимствование может быть, как плагиатом, так и законной авторской цитатой, поскольку система выдает лишь ссылку на сайты и их название. Итоговый результат получается исходя из заимствований информации всего лишь с одного вида источников – компьютерные сайты, а плагиат может быть также выявлен из бумажных носителей информации, о чем говорилось выше. Именно поэтому в большинстве случаев отчет о проверке содержит высокий процент оригинальности, а заимствования могут оказаться не столь высокими даже с учетом цитирования, которое в большинстве случаев не превышает 5%. Естественно, подобный результат уже не может быть достоверным в отношении магистерских диссертаций, монографий, научный статей, в которых уровень творческого подхода выше по сравнению с выпускными квалификационными работами и дипломами; во избежание данного явления ВУЗы вправе устанавливать свои программы по выявлению плагиата в студенческих работах или проектах, самой распространенной из которых является система “Руконтекст” по поиску плагиата и анализу документов, позволяющая выявить в тексте идентичные, перефразированные и логические совпадения.

Четвертый вид плагиата сводится к перестановке слов внутри предложения или их замене на синонимы и является самым простым способом обхода компьютерных программ, проверяющих заимствование из первоисточников, поскольку некоторые слова или словосочетания не так давно пришли в русский язык и Microsoft Word может ставить красным подчеркиванием ошибку, предлагая различные варианты замены слов. Это могут быть научные термины и трактовки (государствоведение, нормообразующий, юрисдикционный и др.), а также элементарное словообразование, сводящееся к появлению новых слов. Таким образом от существительного “виндикация” получился глагол “виндицироваться”, а прилагательное “рейдерский” с добавлением приставки “анти-” приобрело абсолютно противоположное значение.

Описанный способ, к сожалению, достаточно популярен в современном мире как метод, по которому многие стараются скрыть незаконно взятые чужие мысли и выдать их за свои. Природа плагиата очень сложна, а временами даже неопределенна, поэтому соискателям ученой степени, кинорежиссерам и другим деятелям искусства просто необходимо быть внимательными и грамотными при создании произведений творческого характера.

Законодательством закреплено, что не является объектами авторских прав (ч.6 ст. 1259 ГК РФ) и плагиатом соответственно, о чем можно сделать вывод, изучив статьи 1260-1264 ГК РФ. Однако спорные вопросы относительно некоторых объектов творческого содержания продолжают оставаться открытыми и для их разрешения необходимо досконально разобраться в коллизионных моментах гражданского законодательства в области интеллектуального права.

Одним из широко распространенных явлений в современном кинематографе, да и не только, являются пародии, создающиеся на основе существующих произведений. Пародия – переделка объекта авторского или смежного права в оригинальный объект, имеющий, как правило, юмористический характер. Очень часто с целью разнообразия и поддержания популярности некоторых песен и персонажей артисты и многие пародисты добавляют шуточные образы или элементы каламбура. На очень многие известные аудиозаписи и песни созданы пародии, но в то же самое время и кино они также не обходят стороной. Так, в новогоднюю ночь 2006-2007, на телеканале СТС была показана кинопародия “Ночной базар”, созданная по мотивам фильма Тимура Бекмамбетова “Ночной дозор” с заменой оригинального звука, мультипликационный фильм “Umanetto” – пародия на сериал “Не родись красивой” и некоторые другие жанры, включая Мульт личности, также созданный на основе спародированных камео. Данные переделки не содержат элементы плагиата ввиду наличия в них оригинального творческого начала.

Плагиатом не являются также производные произведения, указанные в статье 1260 ГК РФ. Отдельному вниманию следует уделить такой разновидности производного произведения как адаптация, которая исходя из пункта 1 настоящей статьи, относится к экранизациям, входит в состав “других подобных произведений”. В Европе в начале 19 века адаптации были практикой кинопроизводства, которая проявлялась в форме создания автобиографий, комиксов, священных писаний, пьес, исторических источников, а впоследствии и целых фильмов. Художественные фильмы иногда создаются на основе телевизионных сериалов или отдельных сегментов и показывается либо более длинная сюжетная линия, нежели формат обычной телевизионной программы или предлагаются более расширенные ценности производства. Адаптация телепередач и кинофильмов предоставляет зрителям возможность увидеть их персонажей без ограничений эфирного и кабельного вещания. Так, американская телепередача Saturday Night Live прославилась началом происхождения целого ряда кинофильмов, включая “The Blues Brothers” (братья Блюз). В России по мотивам ситкома “Папины дочки”, который транслировался на отечественном канале СТС в 2007-2013 гг. в Федеративной Республике Германия была снята адаптация под названием “Полный дом дочек” с изменением имен персонажей, но с сохранением основного сюжета. Через такую же процедуру прошел и комедийный сериал “Моя прекрасная няня”, адаптация на который была снята в США.

Таким образом, оригинальный фильм может быть источником производных произведений, среди которых особо выделяются литературные романы и пьесы. Целые киностудии вводят в эксплуатацию новые дополнения к своим популярным названиям или продают на них права другим издательствам. Эти новелизированные фильмы часто будут написаны по договору авторского заказа, а иногда написаны и самими авторами сценария, имеющими его лишь как первоначальный проект. Следовательно, названия фильмов довольно часто менялись перед тем, как они стали появляться в кинотеатрах. Повсеместно по мотивам литературных произведений и музыкальных пьесы снимаются одноименные кинофильмы и ставятся спектакли в театрах с целью воспроизведения сюжета для демонстрации аудитории образов персонажей. Ввиду разнообразной визуализации экранизаций встречается и обратная ситуация, когда по кинофильмам пишутся книги (например, “Кадетство”, “Дневной дозор”), которые не являются плагиатом и считаются оригинальными произведениями.

Нарушения авторских и смежных прав и плагиат не должны рассматриваться в изоляции друг от друга, а анализироваться как единая проблема, влекущая за собой появление различных интеллектуальных правонарушений и, как результат, разрушение целостности системы нематериальных ценностей, приобретающее достаточно широкие масштабы. С переходом нашего государства к рыночной экономике со значительным преобладанием сферы услуг и информационных технологий необходимо тщательно отслеживать изменения законодательства в целях предотвращения способов обхода плагиата.


Библиографический список
  1. Бобкова, О.В., Давыдов, С.А., Ковалева, И.А., Плагиат как гражданское правонарушение / О.В. Бобкова, С.А. Давыдов, И.А. Ковалева // Патенты и лицензии. – 2016. – № 7. – С. 31-37.
  2. Богданова, О.В. Присвоение авторства как способ нарушения авторских прав / О.В. Богданова // Право и экономика. – 2016. – N 8. – С. 33-35.
  3. Котляров, И.Д. Самоплагиат в научных публикациях / И.Д. Котляров // Научная периодика: проблемы и решения. – 2011. – №4. – С. 6-12.
  4. Кривин, Д.В. Акты негосударственных судов как источники права / Д.В. Кривин // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2016. – №5. – С. 23-26.
  5. Гришаев, С.П. Плагиат: вопросы теории и практики // СПС Консуль-тант-Плюс. 2014.
  6. Скрябин, М.А. Уголовное право России. Особенная часть: учебник // СПС Консультант-Плюс, 2012.


Все статьи автора «Кривин Даниил Всеволодович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: