УДК 339

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ

Мещерякова Анастасия Владимировна
Финансовый университет при Правительстве РФ
студентка Факультета Налоги и Налогообложение

Аннотация
В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы международного налогового планирования и влияния маркетинговых решений на налогообложение прибыли иностранных организаций. Представлен анализ различных схем налогового маневрирования международного бизнеса и способов уменьшения налоговой базы.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова А.В. Оптимизация налоговой политики иностранных компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14769 (дата обращения: 30.09.2017).

Научный руководитель: Удальцова Н.Л.,  к.э.н, доцент 

Департамент «Менеджмент»

 Рассматривая, внешнеэкономические отношения понятие маркетинг следует определить как деятельность, направленная на разработку и осуществление сбытовой политики на внешнем рынке.

Налоговое планирование представляет собой систему обоснований величины налоговых обязательств для управления доходами населения. Основной целью налогового планирования является выбор оптимальной формы налогообложения.

Классифицировать виды налогового планирования можно как по периодичности налоговых обязательств, так и по сфере применения. По длительности осуществления налогового планирования можно выделить: текущее, которое действует на протяжении текущих налоговых обязательств, определяется налоговым периодом и перспективное, которое предполагает налоговое планирование инвестиционных проектов, расширение масштабов бизнеса. По сфере применения выделяют: личное, внутрифирменное, междуфирменное и международное налоговое планирование.

Каждый выделенный вид налогового планирования тем или иным образом оказывает влияние на международные экономические отношения, но наибольшее воздействие имеет международное планирование. Оно позволяет использовать различные механизмы и инструменты налогового регулирования, которые недоступны для налогового планирования в рамках отечественного налогового законодательства. Прежде всего изучение и применение налогового планирования необходимо для минимизации налоговых обязательств. Это может быть достигнуто с помощью:

  • Уменьшения налоговой базы,
  • Применения более низких налоговых ставок,
  • Изменение резиденства, путем использования льгот, которые предоставляются иностранному капиталу

Международное налоговое планирование обладает инструментами:

  • Размещение хозяйственной деятельности в странах или регионах со льготным налоговым режимом,
  • Инвестирование капитала в страны с низкими налоговыми ставками или освобожденные от налогообложения,
  • Использование преимуществ по операциям: с финансами, строительством, страхованием, бизнесом,
  • Применение трансфертного ценообразования,
  • Инвестирование и размещение капитала в страны с благоприятными налоговыми условиями,
  • Применение двусторонних соглашений
  • Использование преимуществ интеграционных объединений.

Существуют различные схемы оптимизации налогового бремени:

Специальные налоговые режимы предназначены для исчисления и уплаты налога на определенной территории. Наиболее важное значение занимают свободные экономические зоны.

Их можно определить как государства-территории с льготным режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций по сравнению с другими странами

Основными условиями создания являются: привлечение иностранного капитала, развитие экспортного потенциала, возможность использования передовой иностранной техники, технологий, научных разработок и управленческого опыта.

Следующей важной формой привлечения иностранного капитала можно выявить организацию свободных таможенных зон.

Эта схема определяется как таможенный режим, особенность которого заключается в том, что иностранные товары размещаются и используются на определенной территории и ее границах, которые предполагают отсутствие взимания таможенных пошлин и налогов, отсутствие мер налоговой политики.

Особое место занимают зоны оффшорного бизнеса.

Оффшорная территория или налоговая гавань представляет собой государство-территорию, которое проводит политику для привлечения ссудного капитала из других стран с помощью налоговых и других льгот.

В качестве оффшорных государств, как правило, выступают независимые организации,  в большей степени это страны бывшие колонии или же обособленные территории, которые обладают особым государственно- правовым статусом. В качестве оффшорных юрисдикций чаще всего выступают независимые государства, чаще всего это бывшие колонии или обособленные территории, обладающие особым государственно-правовым статусом. Это могут быть самоуправляющееся владение метрополии, арендованная территория, государственное образование, которое до сих пор не имеет статуса колонии. Власти данных государств прежде всего ориентированы на развитие сектора оффшорного бизнеса и привлечения в него больших потоков капитала, увеличения занятости населения.

Также оффшорная предоставляет спектр возможностей: регистрация освобожденных и нерезидентных компаний, создание оффшорных публично- правовых форм организаций (специализированные на определенной деятельности компании, трасты, партнерства).

Сущность оффшорной организации обычно определяют специальными законами или нормативно-правовыми актами. Также существуют общие правила: компания должна быть нерезидентной и центр ее управленческого секторы должен находиться за рубежом. В нормативно-правовом акте закрепляется ряд требований предъявляемых компании, они в свою очередь сводятся к трем основным принципам:

  • Владельцы оффшорной компании должны быть нерезидентами подведомственной оффшорной территории,
  • Данная оффшорная компания не может вести деловые операции на территории, иметь имущество и источники доходов на территории;
  • Управление компанией должно осуществляться управляющим сектором, который находится за рубежом.

В некоторых государствах для определения резидентности налогоплательщика используется сложная система признаков. Налоговая ответственность возлагается прежде всего на центр управления и контроля, в котором находится место проведения переговоров, заключения сделок, место проживания ведущих акционеров, местонахождение бухгалтерской отчетности, баз данных регистра акционеров, банковских счетов, печати, основной локализации прибыли.

Главная особенность компании заключается в частичном или полном освобождении от налогов. И тем не менее к оффшорным компаниям применяется ежегодная пошлина и сбор, предоставление требований к минимально оплаченному капиталу не существует.

Оффшорная компания является инструментом налогового планирования. Эти компании предназначены для обслуживания физических и юридических лиц. Также есть существенные недостатки к ним относятся: исключение из сферы налоговых отношений, налоговые администраторы чаще всего подвергают данные организации проверкам, также в большинстве развитых странах существует антиоффшорное законодательство,  а также иногда запрещается открытие счетов в банковских организациях, наиболее распространенные компании имеют возможность открывать расчетные счета в представительствах зарубежных банках.

Стоит отметить, что оффшорная организация-это не юридический термин,  а лишь собирательный. В законодательных актах на основе которых происходит регистрация обычно употребляются термины нерезидентные организации, освобожденные от налогообложения и компании международного бизнеса. Компании международного бизнеса имеют особенность в том, что имеют гибкую шкалу налогообложения с льготами предоставляемыми оффшорным организациям

Помимо юридических  и экономических факторов на налогообложение влияют: исторические аспекты, политические, социо-культурные, географические. Также важным фактором является фактор географической близости  к промышленно развитым странам, финансовым и торговым центрам.

Территории на которых располагаются оффшорные компании подразделяются на два типа. Первый — это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к налоговым гаваням, их особенностью является отсутствие налога на прибыль для нерезидентных компаний. Эти организации исключены из действия международных налоговых соглашений, к этим странам относятся: Багамские острова, остров Мэн, Гибралтар, Панама и т.д.

Другой тип территорий с более умеренными условиями налогообложения. Они являются не типичными оффшорными организациями и особенностью является то, что определенный налог на прибыль взимается. Основным преимуществом этих территорий является благоприятный климат для налоговых соглашений, которые они предоставляют. В них также представлены льготы для определенного ряда компаний, чаще всего холдинговых, финансовых и лицензионных. Эти предприятия являются некими посредниками для международного перевода доходов и расходов. К  странам с данным типом налогообложения относятся Кипр  и Ирландия.

Заметим, что существуют нетипичные оффшорные юрисдикции, которые располагают соглашениями об устранении двойного налогообложения, к ним относятся Мадейра и Маврикий.

Данные компании в этих странах становятся ключевым звеном многих налоговых систем. И через эти страны происходит перенаправление капитала в страны с наиболее благоприятным климатом.

Важней составляющей международного налогового планирования является трансфертное ценообразование, которое подразумевает движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы.

Между тем, трансфертные цены являются разновидностью цен, которые применяются во внутрифирменных расчетах и движение капиталов в стоимостном выражении трансфертов позволяют варьировать получаемые доходы, распределяя большую часть из них в зоны с благоприятным налоговым климатом.

Но в то же время все операции с трансфертными ценами являются противозаконными и наказуемы. Для устранения законодательно не обоснованных операций в друсторонних соглашениях и международных договорах, а также на внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок оценки совершаемой сделки транснациональными компаниями.

Интеграционные процессы приводят в неимоверному росту экономических объединений, ассоциаций и группировок, имеющих в качестве обязательной и объединяющей составляющей, проводимая экономическая политика имеют общие подходы к налогообложению прибыли иностранных предприятий.

Для экономических группировок важной особенностью является отмена таможенных пошлин во взаимной торговле и создание общей таможенно-тарифной политики с третьими странами. Более высокие формы интеграции подразумевают отмену таможенных барьеров между странами и следствием этого производится освобождение от уплаты косвенных налогов на границах, проведение единой политики в области унификации и гармонизации налогообложения.

Межнациональные компании размещенные на территориях государств объединяются в экономические группировки и позволяют использовать все преимущества беспошлинного и безналогового движения товаров и услуг во внешнеэкономической деятельности, применение единых стандартов к определению стоимости сделок и их налогообложению.

Таким образом, оптимизация налогов предусматривает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов и решает задачу не допущения большей динамики роста выручки предприятия. А также при оптимизации налогов решаются и другие задачи, такие как формирование в отчетном периоде промежутка времени, который закреплен нормативно-правовыми документам, который включает факты хозяйственной деятельности, которые отражаются экономическими субъектами в бухгалтерском учете и отчетности прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров.  Данная оптимизация касается не только отчетного периода, но и последующего за ним. А также оптимизация включает в себя работу по предотвращению чрезвычайно большого бремени налогообложения, которые произошли из-за проблем с оформлением сделок.

Риски налоговой оптимизации- это финансовые потери, которые связаны с этим процессом и выражены в денежном эквиваленте. Общие риски оценивают как совокупность потерь при осуществлении налогового контроля, включая взыскание недоимок и штрафов, анализ поступлений в бюджет, расходы на урегулирование негативной ситуации, риски налогового контроля, риски налогового бремени, риски уголовного преследования.

Абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.


Библиографический список
  1. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / М,В, Елова, Е.К. Муравьёва, С,М, Панферова и др.; Под ред. А,К, Шуркалина, Н,С, Цыпиной. – М .: Логос, 2016.
  2. Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. – М.: Дашков и К, 2016. – 244 c.
  3. Крафт Й. Глобализация и развитие инновационной системы национальной экономики // Вопросы инновационной экономики. — 2015. — Том 5. — № 3. — с. 79-94. — doi: 10.18334/inec.5.3.588
  4. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2016. – 496 c.
  5. Удальцова Н.Л. Государственное регулирование инновационной деятельности за рубежом // Креативная экономика. — 2013. — № 8 (80). — с. 3-9. — URL: http://bgscience.ru/lib/5003/
  6. Удальцова Н.Л., Михелашвили Н.Р. Конкурентоспособность национальной инновационной системы России: аналитический обзор // Креативная экономика. — 2016. — Том 10. — № 1. — с. 9-20. — doi: 10.18334/ce.10.1.2232
  7. Удальцова Н.Л., Пиримова Л.С., Трубкина Я.Е. Современные проблемы национальной инновационной системы // Креативная экономика. — 2013. — № 6 (78). — с. 40-44. — URL: http://bgscience.ru/lib/4963/


Все статьи автора «Мещерякова Анастасия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: