УДК 658

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Семенюк Евгений Васильевич
Сургутский государственный университет
аспирант кафедры менеджмента

Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы результативной организации процессного управления и перспективные направления развития управленческого менеджмента в рамках социально-экономической системы, нацеленных в первую очередь на эффективность финансово-хозяйственной деятельности рыночных субъектов. Также описан новый подход в социально-экономических системах управления бизнес-процессами, ориентированными на рост уровня результативности.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Семенюк Е.В. Результативность процессного управления в социально-экономической системе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14743 (дата обращения: 30.09.2017).

Не секрет, что в современных экономических условиях, все более актуальным становится вопрос достижения высокой результативности в системе управления, а также проблема конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.

Необходимо понимать, что социально-экономическая система должна удовлетворять определенным требованиям:

  • системный подход к организации и управлению;
  • наличия квалифицированного персонала, обладающего необходимыми навыками и компетенциями;
  • наличие стратегии развития системы [1, c.90].

Под результативностью, согласно международному стандарту, стоит понимать степень выполнения запланированных или достигнутых задач, в условиях одной социально-экономической системы [2, с.19].

Стремление к результативности не имеет смысла без постановки задачи. Применительно к деятельности конкретной социально-экономической системы, выступает разработка стратегических целей, при выполнение которых необходимо выбирать наиболее экономичный путь, учитывая особенности внешней среды и внутренние возможности [3, с.61].

При стремлении к поставленной цели, необходимо понимание, что фраза «цель – оправдывает средства», не всегда верна. И большие затраты в расходной части бюджета, должны быть соотнесены со значимостью цели и возможностями, которыми обладает система. Исходя из этого результативность и эффективность, многие авторы рассматривают в едином контексте.

Современные теоретики и практики менеджмента уделяют особый интерес к процессному управлению. Для внедрения в практику процессного управления выработаны следующие рекомендации:

  1. осуществлять неформальный подход к внедрению (процессный подход воспринимать как идеологию);
  2. организационную структуру необходимо адаптировать под процессные цели вновь созданных групп;
  3. тщательно прорабатывать несоответствия выявляемые при вырабатывании системы показателей, построении процессов и установлении показателей;
  4. актуализировать систему мотивации персонала согласно образовавшейся оценке результатов труда;
  5. применять цикл PDCA (система Деминга) на всех уровнях управления;
  6. использовать современные инструменты управления документацией как для внешнего, так и для внутреннего документооборота.

С одной стороны, рассматривается методология управления как система взаимосвязанных бизнес-процессов, а с другой стороны система менеджмента персонала объединяет сотрудников по группам согласно выполняемых ими функций управления и центров ответственности для достижения целей системы.

Рис.1. Модель управления системой на основе процессного подхода

В контексте вышесказанного, стоит обратиться к модели управления, которая была разработана Меликовой Л.М., которая позволяет повысить результативность управления социально-экономической системой за счет разделения всей управленческой структуры на два условных контура, и имеет вид (рис. 1) [4, с.85].

Такой управленческий подход в рамках социально-экономической системы позволяет устранить привычную линейность, которая, как правило, действует на уровне старого подхода к управлению. При новом подходе такая структура трансформируется в так называемую адаптивную, самокорректирующуюся систему управления.

Далее рассмотрим более подробно алгоритм работы данного подхода к управлению в социально-экономической системе.

На уровне первого контура представленной модели управления: «руководитель – владелец бизнес-процесса (1, 2, n)». Основные вопросы и проблемы, которые решаются на данном уровне – это определение бизнес-процессов и их «владельцев», а также конкретного объема их полномочий, возможные корректировки бизнес-процессов, регламентирования конечного результата для бизнес-субъекта и для его локальных бизнес-процессов.

На уровне второго контура представленной модели управления: «владелец» бизнес-процесса – исполнитель бизнес-процесса» решаются вопросы оперативного и тактического управления на основе внедренных регламентов управления и составления отчетов по результатам мониторинга с использованием разработанных для каждого конкретного бизнес-процесса индикаторов.

Таким образом, рассмотренный выше инновационный подход к управлению в социально-экономической системе способствует значительному росту уровня результативности управленческого функционала, за счет совершенствования, самокоррекции, а также позволяет в дальнейшем значительно развить прикладной аспект научного знания в сфере социально ориентированной рыночной экономики.


Библиографический список
  1. Семенюк Е.В. Актуальность оценки управления результативностью в социально-экономических системах // Региональная школа: перспектива развития. – 2016. – №1-2(25-26). – с.88-90.
  2. ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Системы менеджмента качества.  Основные положения и словарь, – М.: Стандартинформ, 2015.
  3. Меликова Л.М. Развитие механизма процессного управления современными российскими предприятиями // Новые технологии. – 2014. – №2. – С.84-92.
  4. Бородина Е.И., Болотова Л.С. Анализ эффективности управления организацией (методологический подход) // Вестник Финансового университета. – 2009. – №1 – С.61-63.


Все статьи автора «Семенюк Евгений Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: