УДК 316.422

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ВУЗОВ

Меркулова Светлана Игоревна
Московский политехнический университет

Аннотация
статья посвящена проблемам деятельности малых инновационных предприятий созданных на базе высших учебных заведений, важности этапа оценки возможности коммерциализации разработок малых инновационных предприятий, который позволит избежать риска при выборе организации, а также сформулированы перспективные задачи МИП.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,

Keywords: assessment opportunities, commercialization, higher institution, prospects of development, small innovation companies, the main problems of activities


Библиографическая ссылка на статью:
Меркулова С.И. Проблемы и перспективы развития малых инновационных предприятий на базе ВУЗов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14728 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время огромное значение в развитии экономики страны приобретает разработка и введение на рынок инновационных проектов и технологий. Внедрение новых продуктов и переход на более совершенный уровень производства является задачей развития инновационной направленности страны.

Исследованием, созданием инноваций занимаются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, научные учреждения. Но у таких организаций существует целый ряд причин, из-за которых процесс доведения инновационного продукта до конечного потребителя и его постановка на серийное производство становится проблемным.

Для всех вышеперечисленных центров образования и науки эти виды деятельности являются основными. Вместе с тем огромное влияние на них оказывает и состояние экономики.

Основными факторами, влияющими на экономическую деятельность ВУЗа являются:

- снижение уровня бюджетного финансирования;

- отсутствие системы многоканальности финансирования;

- состояние экономической составляющей государства, которая как правило характеризуется увеличением конкуренции за студентов, за квалифицированные кадры, за государственные заказы.

Коммерциализация представляет собой процесс преобразования знаний в продукт, услугу или деятельность с целью получения прибыли.

Процесс коммерциализации нового продукта представляет собой вывод его на рынок.

Сложность коммерциализации заключается в том, что факультеты в ВУЗах не научились экономической самостоятельности и сегодня ситуация такова, что декан или преподаватель должен обладать не только профессиональными знаниями, но и навыками экономиста и менеджера, а это для них не является понятным и привычным [1].

В тоже время решение проблемы коммерциализации учебными заведениями возможно путем создания малых инновационных предприятий.

ВУЗы достаточно успешно проводят исследования по различным направлениям. Исследования эти должны быть нацелены не только на достижение научного результата, но и на получение определенного дохода от результата своей деятельности.

Для решения задачи объединения усилий науки и промышленности, – создание малых инновационных предприятий (далее – МИП) при ВУЗах, – является огромным шагом в выводе инновационных разработок, осуществляемых ВУЗом на рынок. Задача МИП при ВУЗах состоит как раз в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат высшим учебным учреждениям.

Задачей университета является создать такую среду (в т.ч. и для своих подразделений), которая поможет достигнуть необходимых целей по установлению связи между наукой и промышленностью, поиску потенциального заказчика, выходу на использование разработки и ее поставке на серийное производство. Поэтому сегодня внимание государства к процессам коммерциализации инноваций очевидно, так как предприниматели практически невосприимчивы к инновациям:

– инвестиции не вкладываются в разработки;

– инновационные продукты не привлекаются;

– слабо внедряются инновационные технологии.

На рынке складывается такая ситуация, что инновации появляются, но до конечного потребителя доходят только единицы. При этом зарубежные компании с интересом смотрят на разработки российских ученых и с успехом их применяют. Инновация, не попавшая на рынок, остается никому не известной и не привлекает новых исследователей. Поэтому выход на рынок – это единственный способ для нее выжить [2].

Федеральный закон № 217 снимает многие ограничения, которые затрудняют процесс коммерциализации новых разработок, а также внедрение их в реальный сектор экономики.

Тем не менее, МИП, созданные при участии ВУЗов и НИИ, часто сталкиваются со многими трудностями в самом процессе коммерциализации: неадаптированное для инновационных предприятий законодательство; сложности финарсирования; высокий уровень риска; отсутствие потребителей; слабая инфраструктура ВУЗа, отсутствие опыта маркетинга и практики работы на рынке и др.

И всё-таки основной проблемой, препятствующей развитию МИП, является коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. А так же слабый уровень господдержки и отчсутствие заинтересованности учредителей МИП.

Сформулированные проблемы могут стать причиной больших затрат как для МИП, так и для заказчика. Способность предприятия провести научное исследование или создать инновацию это еще не все факторы, которые являются ключевыми для заказчика при выборе предприятия. Основная цель заказчика или инвестора – это постановка серийного производства инновационного продукта и полученного научно-технического результата и выход с ним на потребительский рынок. Но к сожалению до этой стадии инновационного процесса доходят не все предприятия и не все инновации.

Поэтому важным этапом является анализ возможности коммерциализации перспективных инновационных проектов конкретного предприятия и уменьшение степени риска на ранних стадиях [3].

Результаты анализа являются основой для принятия решения какое предприятие целесообразнее выбрать. Задача данного этапа – возможность оценить выбранное предприятие с коммерческой и научной точки зрения и сделать выводы о дальнейшем развитии потенциального инновационного проекта. Также попытка определить риск инвестиционных вложений в развитие инновационного проекта с выводом разрабатываемого продукта на рынок.

Оценка возможности коммерциализации инноваций предприятия позволяет обосновать эффективность вкладываемых инвестиций и значительно снизить затраты материальных ресурсов, денежных средств и времени на внедрение инновационных проектов [4].

В связи с тем, что не все МИП способны коммерциализировать свои разработки, представляется целесообразным в ВУЗах развивать соответствующие службы поддержки и патентные отделы, которые позволят регистрировать МИП в соответствии с законодательством и получать впоследствии соответствующие налоговые льготы.

На данном этапе необходимо отметить, что большинство созданных предприятий в ВУЗах на практике не функционируют и, в целом, не соответствуют своему предназначению.

Производственная инфраструктура поддержки МИП в России все еще находится на стадии развития.

Малое количество результатов НИОКР находит воплощение в инновациях различных сфер. Исследовательские университеты и институты призваны иметь более значительный потенциал для развития того или иного города (региона). Да, движение вперед, конечно, имеется, но все же оно не удовлетворяет требованиям времени и не отвечает задачам, которые поставило государство перед ВУЗами.

Принимая во внимание вышесказанное можно сформулировать перспективные направления по развитию малых инновационных предприятий:

1. Необходимо создавать МИП, которые будут работать в приоритетных направлениях науки и техники;

2. МИП должны обязательно принимать участие в различных формах поддержки малого предпринимательства на региональном и федеральном уровнях;

3. Необходимо повышать активность преподавательского состава в работе и жизнедеятельности МИП;

4. Необходимо полное использование имеющегося потенциала и доведение уже созданных предприятий до стадии стабильных продаж;

5.  Дальнейшее развитие и тесное взаимодействие промышленности и вузовской науки;

6. Создавать «точки роста» инновационной системы с помощью механизмов внутри вузовских грантов;

7. Осуществлять поиск заказчиков путем проведения переговоров, участия в открытых и закрытых конкурсах, проводимых госзаказчиками,  а также получения заказов на проведение НИОКР путем участия в выставках по продвижению своей продукции;

8. Создавать новые образцы изделий путем применения «двойных технологий» и прямого участия в постановке их на серийное производство и т.д.

Малые предприятия, которые задействованы в инновационной сфере, имеют огромные преимущества и способны активно участвовать в развитии экономики страны.

Поэтому поддержка МИП является приоритетным направлением государственной политики. Эта политика важного стратегического характера  нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.


Библиографический список
  1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года // Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. URL: http://sci-innov.ru/law/base/586/
  2. Зинов В.Г. Интеллектуальные ресурсы. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальный капитал – М.: АНХ, 2011
  3. Е. В. Яроцкая, Е. П. Криворучко, Проблемы и специфика коммерциализации инноваций в России на современном этапе развития, Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015.
  4. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения. // Проблемы прогнозирования, 2014, №3


Все статьи автора «Меркулова Светлана Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: