УДК 338.4

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ IT-КОМПАНИИ ПУТЕМ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ

Топузов Николай Константинович1, Орешкина Наталья Сергеевна2
1Южно-Уральский государственный университет, доцент, кандидат экономических наук
2Южно-Уральский государственный университет, магистр

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению IT рынка, его структуры и особенностей функционирования компаний в этой сфере. Более подробно рассмотрен именно рынок IT-услуг. Предложено решение для обеспечения равномерного входящего денежного потока в виде диверсификации портфеля заказов компании.

Ключевые слова: , , , ,

Keywords: IT рынок


Библиографическая ссылка на статью:
Топузов Н.К., Орешкина Н.С. Повышение конкурентоспособности IT-компании путем диверсификации портфеля заказов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14721 (дата обращения: 26.05.2017).

В современных условиях рынок IT является одним из наиболее динамично развивающихся. Информационные технологии проникают во все сферы жизни человека, во все виды деятельности организаций. В этой связи обострение конкурентной борьбы заставляет IT-компании искать новые решения для успешного существования на рынке.

По прогнозам «Эксперт РА», IT-рынок будет расти в основном  благодаря IT-услугам. Что касается заказчиков, то компании ожидают, что заметную долю в ближайшее время в структуре заказов займет госсектор, в связи с программой развития IT-отрасли на ближайшую перспективу [2].

Говоря о структуре уральского рынка IT-услуг, стоит отметить, определенную степень ее дифференциации. Наибольшую долю (более 50% рынка услуг) занимает системная интеграция. Другая значимая доля (более 30%) принадлежит рынку услуг по разработке и внедрению бизнес-систем (ERP, CRM и пр.). Наиболее динамично развивается рынок сертификации и обучения, хотя значительная его часть связана с реализацией комплексных интеграционных проектов или заказных разработок. Значительный рост (более 30%) демонстрирует рынок web-разработок, что объясняется и увеличением web-технологий в бизнес (особенно SaaS и РааS – «облачных» технологий по хранению данных, «облачных» мощностей, в том числе и «облачных платформ», которые используются для разработок самими IT-компаниями).

 

Рисунок 1. Структура уральского рынка IT-услуг

На уральском рынке IT-услуг работает примерно 28 средних и крупных IT-компаний, из которых 40% являются представительствами федеральных групп и работают на рынке Урала шесть и более 5 лет. При этом, если исходить из того, что потенциально годовой объем рынка может составить примерно 35 млрд. руб., игроки покрывают чуть более половины этого объема. Важно заметить, что на рынке IT-услуг нет четкого разделения клиентов: одна и та же компания может обращаться к разным поставщикам услуг одновременно. Поэтому показатель совокупной выручки от консалтинговых услуг не отражает охват компанией рынка. Хотя в свете тенденции включать в покупаемые услуги продолжительное постконтрактное обслуживание, клиенты будут стремиться устанавливать долгосрочные отношения с поставщиком услуг.

По объемам выручки в год компании, работающие на Уральском рынке IT-услуг можно разделить на три группы: крупные игроки, средние и мелкие. При этом 80,5 % рынка занимают компании первой группы, являющиеся крупными игроками в масштабах региона.

Широкий спектр направлений в сфере IT-услуг  позволяет компаниям одновременно привлекать больше клиентов и распределять возможные риски, поскольку отрасли (из которых приходят заказчики) находятся на разных стадиях жизненного цикла и обладают разной устойчивостью по отношению к кризисным явлениям в экономике. Большинство компаний первой группы развивают у себя несколько направлений деятельности, а компании второй и третьей групп обладают более низкой дифференциацией услуг по сравнению с лидерами регионального рынка.

Таким образом, в целях обеспечения финансовой устойчивости необходимо разработать для IT-компании новые для данной организации услуги, которые позволят компании утвердить лидирующее положение на рынке системных интеграторов в области и укрепить свои позиции на рынке Урала. Выбор и добавление новых услуг как проектное изменение требуют реализации ряда шагов:

  1. Уточнение стратегии (образа действий) компании.
  2. Формулирование цели проекта и интеграция их с целями компании.
  3. Разработка плана мероприятий по реализации стратегии компании с учетом проектных изменений.
  4. Определение движущих и сдерживающих сил проекта.
  5. Расчет и оценка финансовых показателей потенциальной реализации проекта.

Суть проектного решения в максимизации использования потенциала организации  и формировании равномерного денежного потока за счет диверсификации портфеля заказов. Добавление в портфель новых услуг (новых для системных интеграторов региона) позволит утвердить свое лидерство на рынке области и обеспечить рост для укрепления конкурентных позиций на рынке региона. Новый портфель услуг для достижения заявленных целей должен обладать следующими характеристиками:

  1. Добавление услуг по управленческому и IТ-консалтингу. Данные услуги не являются типовыми, требуют индивидуального подхода и, как правило, обладают высокой стоимостью. При этом длительность услуг в большинстве случаев меньше года, а небольшие консультационные проекты приносят доход в течение одного-двух месяцев, что служит одной из основных целей – созданию равномерного денежного потока. С одной стороны, это способствует тому, что сотрудники не только активно используют, но и постоянно переосмысливают прикладную сторону полученного опыта. С другой стороны, в процессе консалтинговых услуг происходит активный обмен опытом с клиентом, что так же способствует накоплению компетенций у компании [1].
  2. Добавление услуг полного цикла по системам управления предприятием. Эти услуги не являются уникальными, однако близость к клиентам области, возможность выделять персонального менеджера, предложить комплексное решение за счет связей с поставщиками и возможность сделать скидку за счет высокого статуса в партнерских программах – всё это является весомым конкурентным преимуществом. Зачастую компании нанимают подрядчиков для выполнения части работ по таким проектам. Однако стоит заметить, что у ряда компаний достаточно компетенций для выполнения таких проектов собственными силами. Кроме того, в рамках разработки проектных решений специалистам будет может потребоваться дополнительно пройти обучение (как внутри компании, так и у партнеров), что, несомненно, повысит уровень квалификации персонала и, как следствие, конкурентоспособность компании в целом.
  3. Разработка типовых тиражируемых решений в сфере системной интеграции в госсекторе, что позволит выполнять работы быстро и получать оплату в течение полутора месяцев со дня заключения контракта (около 30-40 дней на исполнение). Что так же нацелено на формирование равномерного денежного потока.

Разработка портфеля услуг позволит компании так же переосмыслить собственные бизнес процессы и применить имеющийся опыт для проведения изменений в своей IТ-архитектуре.

В настоящих условиях IT отрасль, безусловно, является сектором передовых и наиболее быстро развивающихся технологий. В то же время данная отрасль характеризуется высоким уровнем конкуренции, и зачастую деятельность компаний данного рынка носит аккордный проектный характер. В этой связи вопросы равномерного, регулярного поступления денежных средств от выполнения заказов стоят особенно остро. Для обеспечения регулярности входящего денежного потока IT-компаниям следует обратиться к направлению диверсификации портфеля заказов, включив в него заказы по услугам полного цикла по системам управления предприятием, заказы по услугам в сфере управленческого и IТ-консалтинга, а также обратиться к разработке типовых тиражируемых решений по системной интеграции для госсектора.


Библиографический список
  1. Ханферян В.А., Кабалинский Д.Г. / Российский консалтинг, 2012. В.А. Ханферян, Д.Г. Кабалинский // Эксперт РА. – 2013. – http://raexpert.ru/ratings/consulting/2012/
  2. Tadviser. Государство.Бизнес.ИТ. ИТ-рынок России –  http://tadviser.ru/a/53628


Все статьи автора «Орешкина Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: