В последнее время, как в юридической, так и экономической деятельности повышенное внимание уделяется реализации кластерного направления. Понятие «кластер» говорит об новом и улучшенном уровне развития промышленности определенного региона, и позиционируется для обозначения определенных субъектов со специфичным правовым режимом. На сегодняшний день законодатель не определился с единым значением категории кластера, как правового явления, поэтому необходимо исследовать эту категорию с позиции экономико-правового института.
В федеральном законодательстве понятие «кластер» использовано только в Федеральном законе от 22.07.2005 No 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[1], где дано определение кластера как “совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией”.
Исходя из этого, можно определить, что территория, на которой предпринимательская деятельность ведется в особом порядке, а также участникам которой предоставляются преференции и льготы, - и есть кластер.
Отметим, что экономическая научная литература такую категорию как «кластер» рассматривает немного по-другому. Многие ученые экономисты интерпретируют кластер как сплочение юридических лиц (например, корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы).[3, с. 34].
Указанная точка зрения является неверной. Представляя кластер объединением юридических лиц, он должен иметь схожие правовые черты с ассоциацией, союзом или похожего образования. Также такое понимание не соответствует правовым нормам российского федерального законодательства.
Кроме того, определение кластера, закрепленное в указанном Федеральном законе, видится ограниченным и противоречит той социально-экономической практике, которая складывается в нашей стране на текущем этапе. В соответствии с нормами ФЗ, кластер может возникать из территорий, имеющих статус особой экономической зоны. Но, исходя из практики сегодняшнего времени, кластеры образовываются не только в пределах таких территорий. Порой кластеры создаются в ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования), на базе индустриальных парков и академгородков и т.д. Также кластеры могут образовываться в рамках градообразующих наукоемких предприятий для коллективного пользования инфраструктурой и разработки звеньев цепи в производстве, а также внедрения в экономический союз.
Отсутствие тезиса “кластер” в федеральном законодательстве можно также объяснить тем, что зачастую указы уже обобщают и упорядочивают возникающие в обществе новые типы взаимодействий. Примерами могут быть Гражданский кодекс и другие федеральные законы. Однако сам факт существования таких общественных отношений подтверждается наличием определений различных кластеров (фармацевтический, научно-производственный и др.) во многих отраслевых законодательных актах, таких как:
⦁ Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282 “О национальной нанотехнологической сети”;
⦁ Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и некоторых других.
Кроме того, стремление развивать кластерные инициативы на федеральном уровне проявляется также в том, что Министерством экономического развития России были опубликованы Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. No20615-АК/Д19). Данные рекомендации были направлены на содействие усовершенствование кластерных инициатив в регионах России.
Практика сегодняшнего дня по созданию кластеров получила закрепление и в отдельных региональных нормативных правовых актах. Например, Распоряжение правительства Красноярского края No665-р от 20.09.2013 г. «Об утверждении программы развития кластера инновационных технологий закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Железногорск» [2], которое закрепило технологический кластер как вид сотрудничества соответствующих хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, различных юридических лиц).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для образования кластера ключевыми критериями выступают свойства территории, а также ведение совместной работы хозяйствующих субъектов.
Достаточно будет представить конкретную территорию правового режима кластера. И уже будет считаться, что участники обладают определенными послаблениями. Финансирование деятельности кластеров происходит в первую очередь; под субъектов, которые ведут работу в конкретном кластере, также могут приниматься федеральные программы, гранты и т.п.
Подводя итог, перейдем к выводам. Целесообразность принятия базового Закона РФ «О кластерах и кластерной политике» очевидна. В первую очередь этот Закон должен содержать четкое понятие кластера как экономико-правовой категории. Кластер – это территория с особенными опциями ведения предпринимательской деятельности. Не следует при этом привязывать к кластеру наличие у этой территории статуса особой экономической зоны.
В результате исследования предложим следующее понятие кластера. Это территория, на которой ведется коллективная предпринимательская деятельность двух и более субъектов (юридических лиц или (и) индивидуальных предпринимателей) для развития наукоемкого, творческого, результативного производства, группового использования определенного региона и развития территории.
Этот специальный Закон должен содержать положения о возможных льготах, преференциях, которые будут предоставлены участникам кластера. Также в нем должны быть определены критерии определения таких льгот и послаблений, обозначены сроки по их предоставлению.
Как видится, принятие специального ФЗ РФ «О кластерах и кластерной политике» будет помогать эффективно, продвигать реализацию ключевых течений социально-экономического развития РФ, а также ее регионов, способствовать более плодотворному использованию людских, экономических, природных ресурсов территорий.
Как верно отмечено в научной литературе «близость участников кластера и их тесное взаимодействие снижают трансакционные издержки и информационную асимметрию, способствуют передаче неявных знаний; совместное создание и эксплуатация инфраструктуры дают эффект экономии; внутренняя конкуренция позволяет оттачивать преимущества участников, а их концентрация привлекает кадры и клиентов» [4, с. 69]. И об этом не стоит забывать.
Библиографический список
- Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 тюля 2005 г. №116ФЗ; в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 231ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. — № 30 (ч. 1), ст. 3127; 2015. — № 29 (ч. 1), ст. 4339.
- Об утверждении программы развития кластера инновационных технологий закрытого аминистративно-территориального образования (ЗАТО) г. Железногорск: Распоряжение правительства Красноярского края №665-р от 20.09.2013 г. URL: http://www.cluster24.ru/assets/files/Programma_razvitiya_klastera.pdf
- Рехтина И.В. Экономические и правовые предпосылки формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации / И.В. Рехтина, О.А. Шунина // Юридический мир. — 2012. —№10. — С. 34 — 39.
- Сараев В. Затерянный кластер / В. Сараев // Эксперт. – С.— 73.