ПОНЯТИЕ “КЛАСТЕР” В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казак Алена Константиновна
ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"

Аннотация
В статье проведен анализ современного использования понятия «кластер» в законодательстве Российской Федерации, сделан вывод о необходимости введения специального закона "О кластерах и кластерной политике".

Ключевые слова: закрытые административно-территориальные образования, кластер, особая экономическая зона, резидент


THE CONCEPT OF "CLUSTER" IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Kazak Alena Konstantinovna
Siberian Federal University

Abstract
The article analyzes the modern use of the concept of "cluster" in the legislation of the Russian Federation and concludes that it is necessary to introduce a special law "On Clusters and Cluster Policy."

Библиографическая ссылка на статью:
Казак А.К. Понятие "кластер" в законодательстве Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14616 (дата обращения: 10.12.2024).

В последнее время, как в юридической, так и экономической деятельности повышенное внимание уделяется реализации кластерного направления. Понятие «кластер» говорит об новом и улучшенном уровне развития промышленности определенного региона, и позиционируется для обозначения определенных субъектов со специфичным правовым режимом. На сегодняшний день законодатель не определился с единым значением категории кластера, как правового явления, поэтому необходимо исследовать эту категорию с позиции экономико-правового института.
В федеральном законодательстве понятие «кластер» использовано только в Федеральном законе от 22.07.2005 No 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»[1], где дано определение кластера как “совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией”.
Исходя из этого, можно определить, что территория, на которой предпринимательская деятельность ведется в особом порядке, а также участникам которой предоставляются преференции и льготы,  -  и есть кластер.
Отметим, что экономическая научная литература такую категорию как «кластер» рассматривает немного по-другому. Многие ученые экономисты интерпретируют кластер как сплочение юридических лиц (например, корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы).[3, с. 34].
Указанная точка зрения является неверной. Представляя кластер объединением юридических лиц, он должен иметь схожие правовые черты с ассоциацией, союзом или похожего образования. Также такое понимание не соответствует правовым нормам российского федерального законодательства.
Кроме того, определение кластера, закрепленное в указанном Федеральном законе, видится ограниченным и противоречит той социально-экономической практике, которая складывается в нашей стране на текущем этапе. В соответствии с нормами ФЗ, кластер может возникать из территорий, имеющих статус особой экономической зоны. Но, исходя из практики сегодняшнего времени, кластеры образовываются не только в пределах таких территорий. Порой кластеры создаются в ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования), на базе индустриальных парков и академгородков и т.д. Также кластеры могут образовываться в рамках градообразующих наукоемких предприятий для коллективного пользования инфраструктурой и разработки звеньев цепи в производстве, а также внедрения в экономический союз.
Отсутствие тезиса “кластер” в федеральном законодательстве можно также объяснить тем, что зачастую указы уже обобщают и упорядочивают возникающие в обществе новые типы взаимодействий. Примерами могут быть Гражданский кодекс и другие федеральные законы. Однако сам факт существования таких общественных отношений подтверждается наличием определений различных кластеров (фармацевтический, научно-производственный и др.) во многих отраслевых законодательных актах, таких как:
⦁ Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282 “О национальной нанотехнологической сети”;
⦁ Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и некоторых других.
Кроме того, стремление развивать кластерные инициативы на федеральном уровне проявляется также в том, что Министерством экономического развития России были опубликованы Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2008 г. No20615-АК/Д19). Данные рекомендации были направлены на содействие усовершенствование кластерных инициатив в регионах России.
Практика сегодняшнего дня по созданию кластеров получила закрепление и в отдельных региональных нормативных правовых актах. Например, Распоряжение правительства Красноярского края No665-р от 20.09.2013 г. «Об утверждении программы развития кластера инновационных технологий закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) г. Железногорск» [2], которое закрепило технологический кластер как вид сотрудничества соответствующих хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, различных юридических лиц).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для образования кластера ключевыми критериями выступают свойства территории, а также ведение совместной работы хозяйствующих субъектов.
Достаточно будет представить конкретную территорию правового режима кластера. И уже будет считаться, что участники обладают определенными послаблениями. Финансирование деятельности кластеров происходит в первую очередь; под субъектов, которые ведут работу в конкретном кластере, также могут приниматься федеральные программы, гранты и т.п.
Подводя итог, перейдем к выводам. Целесообразность принятия базового Закона РФ «О кластерах и кластерной политике» очевидна. В первую очередь этот Закон должен содержать четкое понятие кластера как экономико-правовой категории. Кластер – это территория с особенными опциями ведения предпринимательской деятельности. Не следует при этом привязывать к кластеру наличие у этой территории статуса особой экономической зоны.
В результате исследования предложим следующее понятие кластера. Это территория, на которой ведется коллективная предпринимательская деятельность двух и более субъектов (юридических лиц или (и) индивидуальных предпринимателей) для развития наукоемкого, творческого, результативного производства, группового использования определенного региона и развития территории.
Этот специальный Закон должен содержать положения о возможных льготах, преференциях, которые будут предоставлены участникам кластера. Также в нем должны быть определены критерии определения таких льгот и послаблений, обозначены сроки по их предоставлению.
Как видится, принятие специального ФЗ РФ «О кластерах и кластерной политике» будет помогать эффективно, продвигать реализацию ключевых течений социально-экономического развития РФ, а также ее регионов, способствовать более плодотворному использованию людских, экономических, природных ресурсов территорий.
Как верно отмечено в научной литературе «близость участников кластера и их тесное взаимодействие снижают трансакционные издержки и информационную асимметрию, способствуют передаче неявных знаний; совместное создание и эксплуатация инфраструктуры дают эффект экономии; внутренняя конкуренция позволяет оттачивать преимущества участников, а их концентрация привлекает кадры и клиентов» [4, с. 69]. И об этом не стоит забывать.


Библиографический список
  1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 тюля 2005 г. №116ФЗ; в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 231ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. — № 30 (ч. 1), ст. 3127; 2015. — № 29 (ч. 1), ст. 4339.
  2. Об утверждении программы развития кластера инновационных технологий закрытого аминистративно-территориального образования (ЗАТО) г. Железногорск: Распоряжение правительства Красноярского края №665-р от 20.09.2013 г. URL: http://www.cluster24.ru/assets/files/Programma_razvitiya_klastera.pdf
  3. Рехтина И.В. Экономические и правовые предпосылки формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации / И.В. Рехтина, О.А. Шунина // Юридический мир. — 2012. —№10. — С. 34 — 39.
  4. Сараев В. Затерянный кластер / В. Сараев // Эксперт. – С.— 73.


Все статьи автора «Казак Алена Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: