РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Елизарова Анастасия Сергеевна1, Поздеева Ольга Геннадьевна2
1ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», магистрант
2ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается роль малого предпринимательства в развитии регионов страны и зарубежья, основные проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия при выходе на региональные рынки и возможности их решения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малые фирмы, малый бизнес, регион, региональное развитие


THE ROLE OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

Elizarova Anastasiya Sergeevna1, Pozdeeva Olga Gennadvna2
1Ural State University of Economics, student in the master's degree
2Ural State University of Economics, candidate of economic sciences

Abstract
The article examines the role of small business in the development of regions of the country and abroad, the main problems that small businesses face when entering regional markets and the possibilities for their solution.

Библиографическая ссылка на статью:
Елизарова А.С., Поздеева О.Г. Роль малого предпринимательства в развитии региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14531 (дата обращения: 15.03.2024).

В последнее десятилетие в странах с развитой экономикой небольшие фирмы стали главным источником экономического роста и увеличения числа новых рабочих мест, уменьшения удельного веса безработных. Важным вкладом малых фирм в социально-экономическое развитие многих стран явилось: ускоренные темпы внедрения новых высокоэффективных технологий, научно-технических новшеств, огромное количество изобретений, рост занятости населения, оживленная конкурентная борьба потребителя, ведущая к предоставлению им продукции и услуг все более высокого качества при умеренных ценах, возможность пополнения государственных бюджетов значительными суммами в форме налоговых поступлений.

Происходящие рыночные преобразования в России постоянно изучаются по мере развития экономических реформ. К примеру, малое предпринимательство за последние сотни лет хорошо исследовано применительно к экономике развитых стран. В 1998 году из терминологии международного валютного фонда исчезло понятие «промышленно-развитые страны», которое обычно применяли по отношению к странам так называемой «большой семерки» – США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Япония. В официальных отчетах МВФ применяется термин «страны с развитой экономикой». В эту группу, помимо прежних «промышленно-развитых стран» включены 4 процветающих государства – Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Тайвань, а также Израиль [1, с.12].

Структура малого бизнеса до сих пор мало изучена. До недавнего времени к нему отсутствовал интерес. Ни правительство, ни другие организации не видели смысла в трате времени, усилий и средств на сбор необходимых данных о небольших фирмах. Основная масса среди вновь создаваемых в США небольших предприятий – это мельчайшие предприятия: в 90% мелких фирм занято менее 15 человек, а в 80% – не более 10 человек. Естественно, в таком океане мелкого бизнеса крупные и сверхкрупные компании – гиганты выделяются как редкие островки, составляя менее одного процента от общего числа всех изготовителей. У подавляющего большинства мелких фирм объем продаж не превышает 500 тыс. долларов в год, а у 80% – не более 100 тыс. долларов.

Все большое развитие получает в США семейный и надомный бизнес. На американских мелких фирмах работают более 60% всех трудящихся страны. Ими создано 80% всех новых рабочих мест. По многим прогнозам ученых-экономистов они останутся основными генераторами занятости [2, с. 105]. В Канаде действует более 1 миллиона небольших фирм. В среднем создаются 146 тыс. предприятий в год. В большинстве – это малые предприятия. Более 100 тысяч канадских фирм имеют менее 50 работников, и именно эти компании делают основной вклад в канадскую экономику – особенно с точки зрения создания дополнительных рабочих мест. Мелкие фирмы обеспечивают в Канаде 76% новых рабочих мест, а 40% всех канадцев работают на малых предприятиях. Крупные монополии в Великобритании не являются единственными субъектами деловой жизни. И, что особенно важно, фирмы, имеющие менее 20 работников, создали в 2 раза больше рабочих мест по сравнению с более крупными компаниями. В этой стране насчитывается около 2 млн. мелких и средних фирм, из которых более 100 тыс. предприятий – промышленные. Численность малых и средних фирм в Германии более 2 млн. или 99,8% от общего числа фирм в стране (без сельского хозяйства). На ее долю приходилось 62,8% от общего числа занятых, 51,1% – годовых продаж, 44% – валовых инвестиций и 45% ВВП. В Японии бизнес подразделен на 2 группы: крупный, средний и малый. Крупные, всемирно известные концерны составляют лишь вершину экономического айсберга, а его основная, подводная часть – мелкие и средние предприятия. Их численность составляет свыше 7 млн. национальных фирм. На них приходится около 55% реализованной промышленной продукции, около 60% – объема оптовой торговли и более 80% – розничной. Здесь занято 58% рабочей силы [3]. Таким образом, в большинстве развитых стран малые фирмы составляют 96-98% всех национальных компаний.

Малое предпринимательство во всем мире признано одним из мобильных результативных секторов экономики, на его долю приходится создание значительной части ВВП и в нем работает наибольшая часть экономически активного населения [4].

При этом существует ряд проблем, которые препятствуют развитию малого предпринимательства в регионах. Одной из более трудных задач, препятствующих развитию мелкого предпринимательства, считается недоступность у большей части субъектов необходимых денежных ресурсов для обеспечивания личных вкладывательных и прочих необходимостей. Банки в силу невысокой залогоспособности мелкого предпринимательства обязаны выносить стоимость риска на кредиты методом наращивания процентной ставки по займам. В то же время недостающая степень фондовооруженности компаний малого предпринимательства не содействует увеличению финансовой производительности раздела мелкого предпринимательства по причине его невысокой производительности труда и сдерживает кредитование мелкого предпринимательства под задаток ведущих средств.

Иным моментом, отрицательно влияющим на становление мелкого предпринимательства, считается несовершенство имеющих место быть или же недоступность точных общепризнанных мерок в законодательстве государства, регулирующих работу мелкого предпринимательства, собственно что приводит к наращиванию административных барьеров.

Недостающая скоординированность инфраструктуры помощи малому предпринимательству привела к тому, что, собственно, при входе на рынок предприниматель несет гигантские потери, обусловленные потребностью налаживания и помощи отношений со всеми контрагентами в наружной и внутренней среде. В наружной – это отношения с муниципальными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, покупателями и конкурентами; во внутренней – выбор облика работы и организационно-правовой формы; составление уставного денежных средств в важном размере; подбор сотрудников и управление персоналом; разведка команды партнеров и познание рынка. Во множествах областей продолжают оставаться нерешенными трудности квалификации коммерсантов и их изучения. Имеется острый недостаток обученных сотрудников для мелкого предпринимательства в области инженерно-технических и прочих рабочих специальностей.

В данной связи более животрепещущим видется надобность углубления финансовых, правовых и институционально-структурных реформ методом классификации работы при помощи мелкого предпринимательства на базе навыка прошлых лет.

В целях последующего становления мелкого предпринимательства Главой страны отнесены главные направленности помощи мелкому предпринимательству на обозримую перспективу, что являет собой составление предпринимательского климата, конкурентной среды, системы социальных институтов, которые станут инициировать частные формы предпринимательства к созданию производств с высочайшей добавленной ценой [1]. Правительство проводит углубленную политическую деятельность по реформе финансового раздела и всеохватывающему развитию инфраструктуры помощи мелкого предпринимательства: расширение сети центров мелкого предпринимательства, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и иных компаний, создание банков данных, делающих ставку на обслуживании небольших компаний.

Таким образом, малое предпринимательство является именно тем действующим рычагом, которое может вывести из кризиса многие депрессивные регионы и дать толчок для увеличения уровня жизни населения.


Библиографический список
  1. Бочко В.В. Экономика и организация малого предпринимательства [Текст] : учеб. пособие / В.В. Бочко. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2014. – 216 с.
  2. A partial and fragile recovery. Annual Report on European SMEs, 2013/2014 – European Comission, 2014. – p. 54.
  3. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996-2010) : пер. с англ. [Текст] / Под науч. ред. А.Ю. Чепуренко; предисл. и послесл. А. Ю. Чепуренко ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Науч.-учеб. лаб. исследований предпринимательства. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. – 526 с.
  4. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов РФ [Текст] / Агентство Стратегических Инициатив. – М., 2014. – 106 с.


Все статьи автора «Елизарова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: