УДК 339.186

ПРОВЕДЕНИЕ XYZ-АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ГРУПП ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПЛАНА ЗАКУПОК КОМПАНИИ

Ворошилина Наталья Николаевна
Российский государственный социальный университет, филиал в г. Минске
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и социального права

Аннотация
Данная статья посвящена современному инструменту маркетинга XYZ-анализу. Исследование показало, что эффективному функционированию хозяйственных связей, содействию росту продаж будут способствовать закупки товарных групп с учетом классификации АВС (AiBiCi), выбор подходов к управлению запасами товарных групп X, Y и Z групп, с учетом оборачиваемости товарного запаса и уровня обслуживания, которые могут быть объединены для выбора конкретных решений в области закупок товара для пополнения запаса каждой товарной группы. Оптимизационными мерами, воздействующими на состояние запасов и позволяющими сократить затраты на закупку, в том числе благодаря оптовым скидкам, является определение оптимального размера заказа и время поставки.

Ключевые слова: метод, оптимизационные меры, рекомендации, спрос, тенденция


CARRYING XYZ-ANALYSIS OF COMMODITY GROUPS IN THE FORMATION OF THE COMPANY'S PROCUREMENT PLAN

Voroshilina Natalia Nikolaevna
Russian State Social University, branch in Minsk
Ph.D., assistant professor of social work, management, and social rights

Abstract
This article focuses on modern marketing tool XYZ-analysis. Research has shown that the effective functioning of economic ties, promote sales growth will contribute to the purchase of product groups, taking into account the classification of the ABC (AiBiCi), the choice of approaches to product groups Materials Management X, Y and Z groups, taking into account the turnover of inventory and service levels that can be combined to select the specific solutions in the field of product procurement for resupply each commodity group. Optimization measures acting on the state of stocks and allow to reduce procurement costs, including through volume discounts, is to determine the optimum size of the order and delivery time.

Библиографическая ссылка на статью:
Ворошилина Н.Н. Проведение XYZ-анализа товарных групп при формировании плана закупок компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14274 (дата обращения: 30.09.2017).

Метод XYZ-анализа может быть использован для классификации товарно-материальных запасов компании в зависимости от стабильности их продаж.

Объекты анализа (товарные группы) будут разбиты на три группы «X», «Y», «Z» со значениями коэффициента вариации от 0 до 10% в категорию X, от 10 до 25% – в категорию Y, остальные – в категорию Z.

Доля групп XYZ в общем числе товарных групп представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Доля групп XYZ в общем числе товарных групп

Поскольку доля товарных групп с сильным отклонением спроса преобладающая (группа Z – 82,35%), можно сделать вывод о том, что эффективное управлении закупками для данных товарных групп может значительно увеличить прибыльность компании.

Таблица 1 - Рекомендации по управлению запасами XYZ-классификации

Группа

Подход к управлению

Уровень исполнения

X

Минимизация запасов. Наладить работу с поставщиками таким образом, чтобы характеристики поставки максимально соответствовали требуемым характеристикам потребления (спроса).

Руководители групп, отделов

Y

Оптимизация запаса. Запас должен реализовывать свою основную функцию – буфера, сглаживающего расхождение характеристик возможных поставок и имеющегося спроса. Оптимизации уровня запаса, который должен обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей.

Исполнители

Z

Минимизация или максимизация.

Прогноз в этих позициях невозможен.

Руководители групп при согласовании со смежными службами

Рекомендации по выбору подходов к управлению товарными запасами групп XYZ-анализа представлены в таблице 1.

Совмещенные результаты АВС (АiВiСi) и XYZ анализов представлены в матрице АВС-XYZ (Таблица 2).

Таблица 2 – ABC- XYZ анализ по товарным группам

Товарная группа

Критерий прибыльности группы (ABC)

Критерий себестоимости реализованного товара (AiBiCi)

XYZ

1

2

3

4

5

1

LED-телевизоры

А

Аi

Z

2

Ноутбуки

А

Аi

Z

3

Планшетные ПК

А

Аi

Z

4

Холодильники

А

Аi

Z

5

Стиральные машины

А

Аi

Z

6

GSM-телефоны

А

Аi

Z

7

Духовые шкафы

А

Аi

Y

8

Варочные поверхности

А

Аi

Z

9

Морозильные камеры

А

Аi

Z

10

Посудомоечные машины

А

Аi

X

11

Электроинструмент

В

Аi

X

12

Мониторы

В

Аi

Z

13

Принтеры и МФУ

В

Аi

Z

14

Навигаторы автомобильные

В

Аi

Y

15

Кухонные комбайны

В

Аi

Z

16

Печи СВЧ

В

Аi

Z

17

Пылесосы

В

Аi

Z

18

Акустические системы

В

Аi

Z

19

Утюги

В

Аi

X

20

Вытяжки кухонные

В

Аi

Z

21

Фотоаппараты

В

Аi

Z

22

USB-накопители

В

Аi

Z

23

Карты памяти

С

Аi

Z

24

Игровые приставки

С

Аi

Z

25

Блендеры

С

Аi

Z

26

Кофемашины

С

Аi

Y

27

Чайники

С

Аi

Z

28

Фритюрница

С

Аi

Y

29

Техника для сада

С

Аi

Z

30

Стойки для ТВ, кронштейны

С

Вi

Z

31

DECT-телефоны

С

Вi

Z

32

Картриджи

С

Вi

Z

33

Фены

С

Вi

Z

34 Приборы для укладки волос С Вi Z

35

Проекторы

С

Вi

Z.

36

ТВ-антенны

С

Вi

Z

37

Магнитолы автомобильные

С

Вi

Z

38

Электронные книги

С

Сi

Z

39

Швейные машинки

С

Сi

Z

40

Вентиляторы

С

Сi

Z

41

Гладильные доски

С

Сi

Z

42

Обогреватели

С

Сi

Z

43

Весы напольные

С

Сi

Z

44

Электрокамины

С

Сi

Z

45

Пароварки

С

Сi

Z

46

Мясорубки

С

Сi

Z

47

Миксеры

С

Сi

Z

48

Соковыжималки

С

Сi

Z

49

Тостеры

С

Сi

Y

50

Мультиварки

С

Сi

Z

51

Посуда для СВЧ

С

Сi

Y

Общее число товарных групп по результат двух анализов ABC(AiBiCi)-XYZ представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Количество товарных групп по результатам совмещенного анализа ABC(AiBiCi)-XYZ

Выделив товарные группы по признаку стабильности спроса в запасе, можно спрогнозировать спрос в анализ для групп AAiX, AAiY,BAiX, BAiY, CAiY . Для групп Z прогнозирование неэффективно. Плановую потребность по месяцам для данных товарных групп можно принять равной потребности.

Для групп Х c характерным стабильным спросом и низкими отклонением от среднего значения, где отсутствует сезонный характер и четко выраженный тренд, будем использовать метод экспоненциального сглаживания с учетом последних данных ряда, поскольку информация имеет свойство устаревания, причем, чем ближе данные к интервалу прогноза, тем их значимость должна быть больше.

При прогнозировании по методу экспоненциального сглаживания с одним параметром прогнозируемое значение в момент времени t+1 представляет сумму фактического значения показателя и прогнозируемого значения в момент времени t. Другими словами,

, (1)

где:

α (от 0 до 1) – параметр сглаживания, определяющий значение веса (значимости), которое имеет самое последнее наблюдение при вычислении прогноза на один шаг.

Спрос на товар группы Y отклоняется значительно, его труднее спрогнозировать, чем товар групп Х, но он более поддается прогнозированию, чем товар группы Z, где прогноз не эффективен.

Товар группы Y имеет выраженный тренд и сезонность, спрос увеличивается весной и падает в середине осени. В теории прогнозирования разработаны несколько способов учета сезонности. Для данных групп будем использовать метод мультипликативной сезонности. Для товаров Y структура сезонных колебаний повторяется каждый 12 месяцев.

Далее необходимо оценить тренд. Excel позволяет определить тренд используя функцию ТЕНДЕНЦИЯ. Оценив тренд, необходимо определить сезонную компоненту. В мультипликативной модели она рассчитывается как отношение фактических значений показателя к расчетным, определенным по трендовой модели. Если расчетные значения (тренд) умножить на коэффициент сезонности, то получим прогнозные данные.

В таблице 3 представлены товарные группы с расчетами прогнозов спроса в запасе на год.

Таблица 3 – Товарные группы с расчетами прогнозов спроса в запасе на год

№ товарной группы

Товарная группа

10

Посудомоечные машины

7

Духовые шкафы

11

Электроинструмент

19

Утюги

14

Навигаторы

26

Кофемашины

28

Фритюрницы

Полученные результаты прогноза спроса для товарных групп, где применялось экспоненциальное сглаживание (товарные группы под номерами 10, 11, 19) были скорректированы с учетом указанной ранее положительной тенденции роста спроса.

Скорректированный план продаж по своим значениям приближается к фактическим значениям. Точное прогнозирование для групп X,Y анализа XYZ позволяет достаточно точно составить план спроса, план продаж, план закупок товара для пополнения запаса, сокращая годовой уровень запаса в целом.

В таблице 5представлено изменение запаса за год по товарным группам, с учетом применения прогнозирования.

Таблица 5 – Влияние прогнозирования на снижение уровня запасов

Группа

Снижение годового запаса, тыс. руб.

Духовые шкафы

-2996,44

Навигаторы автомобильные

-1697,9314

Кофемашины

-2535,7396

Фритюрницы

-1500,3844

Посудомоечные машины

-2999,5636

Электроинструмент

-3482,188

Утюги

-3039,9224

Итого сокращение товарного запаса

18252,1694 (5,52 %)

Фактический запаса на конец года

330401,1122

Планируемый запаса на конец года

312148,9428

Спрогнозировав потребность в запасе по товарным группа на год с наиболее стабильным спросом и высокой стоимостью закупки удалось сократить стоимость запасов на 5,52%. По остальным группам прогнозирование затруднено, поскольку отклонение от среднего значения значительные. Потребность в запасе (товаре) для остальных товарных групп установим с учетом фактически отгруженного запаса (стоимость реализации товара) в 2015 году, квалификационной группы анализа ABC(AiBiCi) – XYZ, показателей оборачиваемости. При этом необходимо учесть, что ранее мы спрогнозировали общую потребность в запасе в размере 2 233 912,76 руб.

Спрогнозированный и скорректированный спрос в товаре для товарных групп X,Y позволил компании сократить уровень запасов на 5,52%.

Общие рекомендации по закупкам товарных групп с учетом классификации АВС (AiBiCi), выбор подходов к управлению запасами товарных групп X, Y и Z групп, с учетом оборачиваемости товарного запаса и уровня обслуживания могут быть объединены для выбора конкретных решений в области закупок товара для пополнения запаса каждой товарной группы.

Оптимизационными мерами, воздействующими на состояние запасов и позволяющими сократить затраты на закупку, в том числе благодаря оптовым скидкам, является определение оптимального размера заказа и время поставки, а также к направлениям, способствующим повышению эффективности использования трудовых ресурсов, в первую очередь, относится повышение технического уровня производства, совершенствование организации труда и производства, изменение структуры производства, повышение качества человеческого потенциала, мотивации к труду, т.е. повышение эффективности использования трудовых ресурсов может быть обеспечено, прежде всего, посредством модернизации действующих предприятий и производств [1].


Библиографический список
  1. Рыжанкова А.А., Ворошилина Н.Н. Направления совершенствования разработки программы содействия занятости населения региона (на примере Минской области) // Политика, государство и право. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/06/2984 (дата обращения: 20.11.2016).


Все статьи автора «Ворошилина Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: