УДК 33

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Татаренко Анна Михайловна
ФГОУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
студент

Аннотация
В данной статье рассмотрены основные проблемы, возникающие при налогообложении рекламной деятельности, в частности, при учете расходов на рекламу. Кроме того, в статье приведены способы решения указанных проблем, а также способы оптимизации, направленные на сокращение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, налог на прибыль организаций, налоговая база, налоговое законодательство, нормируемые и ненормируемые расходы, оптимизация, первичные документы, совершенствование законодательства, экономический эффект


FEATURES OF THE TAXATION OF PROMOTIONAL ACTIVITIES AND MARKETING RESEARCH

Tatarenko Anna Mikhailovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student

Abstract
This article describes the main problems encountered in the taxation of promotional activities, particularly when accounting for advertising costs. In addition, the results of this research are solutions to these problems, as well as optimizations to reduce the tax base for tax on profit of organizations.

Библиографическая ссылка на статью:
Татаренко А.М. Особенности налогообложения рекламной деятельности и маркетинговых исследований // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14346 (дата обращения: 30.09.2017).

Научный руководитель: Удальцова Наталья Леонидовна, к.э.н., доцент Департамента «Менеджмента»

ФГОУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Эффективная маркетинговая стратегия любой компании является одним из основных факторов, обуславливающих ее успешное развитие. Рекламная деятельность в рамках маркетинга имеет особое значение для компаний, так как является основой их коммуникаций с покупателями и обществом. Исходя из этого, затраты компаний на рекламу могут составлять 10-30% годовой выручки от реализации, что оказывает влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Следовательно, на современном этапе развития вопрос о налогообложении в целом маркетинговой деятельности является одним из самых актуальных.

Рассмотрим бюджеты крупных компаний, которые обязаны декларировать затраты по всем направлениям деятельности (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Рекламные бюджеты компаний, млн.руб.[5]

На данной диаграмме отображены рекламные бюджеты компаний за 2015 и 2016 годы. Исходя из приведенных статистических данных можно сделать вывод, что расходы на рекламу, в целом, в 2016 году увеличились. Данный рост составил в среднем 4%, что обуславливает актуальность и важное значение расходов на рекламу.

Стоит отметить, что крупные компании, в частности приведенные на диаграмме, в меньшей степени испытывают трудности с исполнением обязанностей перед бюджетом по налогу на прибыль. Необходимо также рассматривать средние компании, которые испытывают значительные трудности при учете расходов на рекламу, ведь некоторые расходы на рекламу нормируются, а некоторые и вовсе не учитываются для целей налогообложения, что не позволяет снизить налог на прибыль организаций.

В рамках анализа особенностей налогообложения указанной сферы необходимо рассмотреть два аспекта: налоговое законодательство и способы оптимизации налогообложения.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах организации имеют право уменьшить полученные доходы на расходы, закрепленные Налоговым кодексом РФ, в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, следовательно, возможность налогового учёта затрат на маркетинговую деятельность организации в полном объёме становится всё более актуальной.

Стоит отметить, что нормы налогового законодательства на современном этапе развития не позволяют отнести все затраты на расходы для целей налогообложения, связанные с маркетинговой деятельностью.

Во-первых, Налоговый кодекс РФ содержит определенные требования к указанным затратам организаций. Суть данных требований состоит в том, что расходы должны быть документально подтвержденными и экономически обоснованными (ст. 252 НК РФ). В данном случае возникает некоторое противоречие, связанное с тем, что результат маркетингового исследования может быть условно отрицательным, то есть при получении отрицательного результата выявляется отсутствие целесообразности действий организации.

Еще одно противоречие возникает в связи с необходимостью документального подтверждения затрат. Зачастую соблюдение лишь правил документооборота (предоставления договоров, счетов‐фактур, актов о выполненных работах, подтверждающих факт оказания услуг сторонней организацией) является, с точки зрения налоговых органов, недостаточным для документального подтверждения затрат. Руководствуясь своими внутренними рекомендациями, налоговые органы при проведении выездных проверок требуют предоставления отчёта о проведении исследования, пояснительных записок, право требования которых не закреплено законодательством [3]. Исходя из этого можно сделать вывод, что отсутствие законодательного закрепления перечня первичных учётных документов, необходимых для подтверждения факта проведения маркетинговых исследований, является одним из факторов, указывающих на несовершенство законодательства как налогового, так и бухгалтерского.

Во-вторых, в статье 264 НК РФ    в качестве признаваемых маркетинговых затрат приведены лишь затраты по изучению конъюнктуры рынка (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ) и на рекламную деятельность (п. 4 ст. 264 НК РФ). В НК РФ в качестве расходов на рекламу относятся следующие виды затрат:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок‐продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Указанные виды затрат на рекламу признаются ненормируемыми, то есть принимаются на расходы в размере фактических затрат.

Такие расходы как приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний и иные виды рекламы признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, то есть такие расходы признаются нормируемыми.

Некорректность и неполнота приведенных норм в законодательстве заключаются в следующем:

  1. Конъюнктура рынка является одним из возможных направлений исследований. Кроме него в маркетинге выделяют и другие направления, которые не связаны с изучением конъюнктуры, а, значит, и не могут, по мнению налоговых органов, понижать налогооблагаемую базу[3].
  2. Перечень рекламных расходов является не совсем исчерпывающим.  В нем не охвачены все средства коммуникаций, в том числе и рекламные.

Таким образом, в настоящее время нормы налогового законодательства не позволяют организациям признавать расходы на маркетинг и рекламу в полном размере, что затрудняет проведение ряда современных маркетинговых исследований и необоснованно ухудшает положение организаций, вкладывающих значительные средства в продвижение товаров на рынок.

Рассмотрим способы решения приведенных проблем, а также способы оптимизации, исходя из законодательства.

Во- первых, если маркетинговые исследования не привели к ожидаемому результату, организациям сложно отстоять свою правоту в суде и признать расходы. В данном случае, организация должна доказать, что исследования были необходимы для того, чтобы компания в будущем получила доход и не понесла убыток, если маркетологи указали, что выходить на тот или иной рынок продаж нецелесообразно [2, с. 86]. Данный способ решения проблемы рассматривается с точки зрения оптимизации налогообложения.

В организационном плане для фирмы важно обеспечить подтверждение рекламных материалов, расходы на которые она осуществила. При проведении налоговых проверок могут потребоваться экземпляры образцов рекламы, распечатки интернет-страниц с рекламой, договора на размещение баннеров с владельцами сайтов и акты сдачи-приемки оказанных ими услуг. Если использованные печатные издания не носят рекламного характера, обязательна пометка «на правах рекламы». При рекламе на радио необходимо предоставить эфирную справку, в которой указывается частота выхода рекламного материала и его содержание.

Во- вторых, с целью решения проблемы некорректности налогового законодательства необходимо предложить внести следующие изменения:

  1. Уточнить формулировку экономической обоснованности и документальной подтвержденности затрат организаций.
  2. Расширить перечень расходов на маркетинговые исследования и рекламу, учитываемых для целей налогообложения. Необходимо дополнительно включить в перечень следующие виды расходов: расходы на рекламу в СМИ, наружную, полиграфическую, почтовую, интерьерную, экранную, сувенирную рекламу, рекламу на упаковке, на товаре, в компьютерных сетях, с помощью средств связи и передачи информации и др.; расходы на мероприятия, стимулирующие сбытовую деятельность организации, а именно: на приобретение подарков, организацию конкурсов, лотерей, викторин, распространение бесплатных образцов товаров и др.;  расходы на паблик рилейшнз [3, с.236] (организацию мероприятий для СМИ, потребителей, представителей законодательной и исполнительной власти, инвесторов, сотрудников организации и др.).

Таким образом, в законодательстве о налогах и сборах существуют некоторые неточности, которые не позволяют компаниям в полной мере осуществлять маркетинговые исследования и внедрять новейшие технологии в способы продвижения товаров и услуг. Существующие меры оптимизации налогообложения являются лишь мерами, позволяющими доказать правоту организаций. Законодательное закрепление разработанных предложений позволит организациям более эффективно осуществлять свою деятельность в рамках маркетинговой концепции.


Библиографический список
  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  2. Митюкова Э.С. Налоговое планирование : более 60 законных схем/ Э.С. Митюкова.-М.: Издательство АйСи,2017.-С. 85-86
  3. Блинова Т.Н., Бекетова Е.В. Совершенствование налогового законодательства в сфере управления затратами на маркетинговую деятельность организации//Научные исследования: от теории к практике.-2015.-№1.-С.234-237
  4. Гришаева О.Ю. Отражение рекламных расходов в налогообложении фирмы//Современные проблемы управления и регулирования: теория, методология, практика Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева.- 2017.-С.123-125
  5. Рекламные бюджеты крупных компаний России [Электронный ресурс] URL: https://adindex.ru/rating3/marketing/155730/index.phtml (дата обращения: 19.03.2017)


Все статьи автора «Татаренко Анна Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: