УДК 332.14

МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА РОССИИ

Строев Александр Михайлович
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал

Аннотация
Создание научной базы для принятия управленческих решений в сфере региональной социально-экономической политики требует объективной оценки неравенства условий, в которых находятся регионы. К основным факторам, обуславливающим различия между субъектами РФ, следует отнести экономико-географическое положение, структуру и уровень развития производства, состояние социальной сферы и уровень развития объектов социальной инфраструктуры, демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, состояние окружающей среды, криминогенную обстановку и бюджетно-финансовые отношения. Для комплексного учета их влияния на социально-экономическое развитие регионов необходимо разработать методику оценки этих факторов с помощью системы индикаторов, учитывающей различия в содержании, значимости и временных характеристиках используемых показателей.

Ключевые слова: мониторинг, регион


METHODS FOR MONITORING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN REGION

Stroev Alexander Mikhailovich
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vladimir Branch

Abstract
Creating a scientific basis for management decisions in the field of regional economic and social policies requires an objective assessment of the inequality of conditions in which the regions are. The main factors that contributes to the differences between the subjects of the Russian Federation should include economic and geographical situation, the structure and level of development of production, the state of social services and the level of development of social infrastructure, demographics, scientific and technical potential, the environment, crime situation and on Budget financial relationships. For a comprehensive account of their impact on the socio-economic development of regions need to develop a methodology to assess these factors by means of a system of indicators, taking into account differences in the content, significance and temporal characteristics of the indicators.

Keywords: economic, evaluation, index, indicator, level, methodology


Библиографическая ссылка на статью:
Строев А.М. Методики мониторинга социально-экономического развития региона России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14324 (дата обращения: 26.05.2017).

Создание научной базы для принятия управленческих решений в сфере региональной социально-экономической политики требует объективной оценки неравенства условий, в которых находятся регионы. К основным факторам, обуславливающим различия между субъектами РФ, следует отнести экономико-географическое положение, структуру и уровень развития производства, состояние социальной сферы и уровень развития объектов социальной инфраструктуры, демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, состояние окружающей среды, криминогенную обстановку и бюджетно-финансовые отношения. Для комплексного учета их влияния на социально-экономическое развитие регионов необходимо разработать методику оценки этих факторов с помощью системы индикаторов, учитывающей различия в содержании, значимости и временных характеристиках используемых показателей.

Этот вопрос разрабатывался Советом по размещению производственных сил и экономическому сотрудничеству, Министерством экономического развития РФ, Федеральной службой государственной статистики, Институтом стратегического развития, Государственной Думой. А также отечественными и зарубежными учеными: А.Л. Гапоненко, Л.П. Богдановой, А.А. Ткаченко, А.С. Щукиной, В.М. Матросовым, Е.Б. Митрофановым, Е.Е. Скатерщиковой, В.П. Цветковым, Г.А. Трофимовой, А.Г. Гранбергом, Ларсом Осбергом, Эндрю Шарпом  и другими.

Все эти методики предлагают показатели для оценки социального развития региона. Мало внимания уделяется или совсем не уделяется экономическим индикаторам, не учитывается и то, что именно от их динамики зависит социальная обстановка в регионе.

Методика, разработанная Советом по размещению производственных сил и экономическому сотрудничеству (СОПСиЭС) [1], является в настоящее время основной для оценки социально-экономического положения региона. Её цель заключается в выявлении региональных кризисных ситуаций на основе критических значений показателей, оценка их воздействия на экономическую безопасность России, проведение комплексного анализа по факторам дестабилизации по субъектам РФ. К ним относятся производственный потенциал, занятость трудоспособного населения, уровень жизни населения, криминогенная обстановка, бюджетно-финансовые отношения, научно-технический потенциал, состояние окружающей среды, демография. Всего разработано 72 индикатора. По каждому направлению рассчитывается интегральный показатель на основе фактического и критического значения, с помощью которых определяется обобщающая оценка кризисной ситуации. Эта методика была разработана в 1997 году,  поэтому  индикаторы, характеризующие производственный потенциал,  не  отражают реальную ситуацию в экономике в настоящее время. Также необходимо пересмотреть критерии в формуле определения интегрального показателя.

Для оказания финансовой помощи при реализации целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» Министерством экономического развития была разработана методика определения субъектов, которым она необходима [2].  В ней приведено 17 показателей. Эта методика предлагает новые индикаторы: валовой региональный продукт; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; объем внешнеторгового оборота на душу населения; суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг на душу населения; коэффициент плотности автомобильных дорог; обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями; обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями; обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом; сводный показатель обеспеченности населения объектами инженерной инфраструктуры; средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир.

Расчет интегрального показателя проводится поэтапно. На первом этапе по каждому из базовых оценочных индикаторов, кроме последнего, определяется ранг каждого региона, а также ранг среднероссий­ского значения, начиная с лучшего значения (первое место), и заканчивая худшим значением (последнее место). На втором этапе производится расчет балльной оценки по каждому из показателей для каждого субъекта. На третьем этапе для каждого региона производится операция суммиро­вания приведенных балльных оценок по всем 17 базовым индикаторам с последующим делением полученного результата на 17 и таким образом опре­деляется искомая интегральная оценка уровня социально-экономического развития. Данная методика не описывает экологическую ситуацию, криминогенную обстановку, поэтому данная система показателей не полно отражает состояние региона.

Федеральной службой государственной статистики разработаны 19 индикаторов [3]. В этой методике нет такого показателя, как валовой региональный продукт, но даны объёмы выпуска продукции, работ, услуг по производственным, сельскохозяйственным и строительным предприятиям. В ней приведен новый индикатор – просроченная задолжность по заработной плате. Данная методика описывает  динамику за определенные периоды, но в ней нет интегрального показателя, который бы давал оценку социально-экономического развития региона.

В конце 2002 года Статистический комитет СНГ опубликовал систему индикаторов для определения уровня жизни населения в странах СНГ [4]. С её помощью можно оценить только социальные аспекты в регионе: уровень жизни, материальная обеспеченность населения, личное потребления, жилищные условия, социальная напряженность. Всего 34 показателя. В этой системе используются новые индикаторы, такие, как расходы на конечное потребление домашних хозяйств, уровень экономической активности населения, численность пенсионеров и суммы назначенных месячных пенсий, доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения. В данной методике не рассчитывается интегральный показатель.

Институтом стратегического  развития был  разработан  инструментарий периодической оценки хода реализации стратегии [5]. Индикаторы представлены по двум направлениям: оценка уровня жизни (37 показателей) и оценка развития экономики (33 показателя). В данной методике нет показателя валовой региональный продукт, но указываются объемы промышленного производства, валовая продукция сельского хозяйства, объем подрядных работ в строительстве, прибыли предприятий. Многие индикаторы представлены по категориям населения: мужчины, женщины, пенсионеры, дети. Институтом стратегического развития предложены следующие новые показатели: бюджетные расходы на 1 жителя в год на здравоохранение, образование, ЖКХ; численность городского и сельского населения; соотношение прожиточного минимума и среднего размера начисленной пенсии, число больничных коек на 1000 человек населения; количество малых предприятий. Все индикаторы даны в натуральном выражении и в динамике, на основе которой можно говорить об улучшении или ухудшении социально-экономического положения региона. Интегральный  показатель не рассчитывается.

Методика, предложенная  Е.Е. Скатерщиковой и В.П. Цветковым, основана на ранжировании регионов по 17 индикаторам [6]. Она оценивает уровень социального развития, не учитывая тенденции в экономике. Данная методика использует 2 новых показателя: остатки вкладов в учреждениях сберегательного банка в расчете на душу населения, доля учащихся во вторую смену.  Ранжирование осуществляется в зависимости от положительного или отрицательного влияний  каждого индикатора  на интегральный результат. С учетом этой качественной оценки показателей и в соответствии с их значениями каждому региону  по каждому показателю присваивается свой ранг: чем ниже ранг, тем выше уровень благополучия региона. Далее они складываются, в результате чего определяется суммарный коэффициент неблагополучия (СКН): чем больше значение СКН, тем хуже социально-экономическая ситуация.

Митрофанов Е.Б. в своей статье «Управление экономическим развитием региона» [7] предлагает новые критерии оценки социально-экономического развития: уровень физического и психического здоровья населения; равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса.

В.М. Матросов, директор Центра исследований устойчивости и линейной динамики при ИМАШ РАН, руководитель Центра моделирования устойчивого развития общества ИСПИ РАН, разработал показатели оценки устойчивого развития для комплексного исследования стратегических проблем безопасности России [8]. В методике даны демографические, инфраструктурные, экономические и финансовые, социальные, внутриполитические и территориальные, экологические,  правовые, ресурсные индикаторы, а также здравоохранения и  жизнеобеспечения. Для их оценки используется логико-математическое моделирование. Каждый индикатор измеряется по своей шка­ле, ориентированной на предпочтительность для защищаемых показателей  (его рост означа­ет улучшение, если рассматривать его изолированно от остальных) или на ущерб (его рост означает ухудшение).

Два канадских ученых Ларс Осберг и Эндрю Шарп предложили индекс экономического благосостояния в качестве оценки социально-экономического развития [4]. Они считают, что ВВП, часто используемый для характеристики уровня жизни и благосостояния населения,  не отражает целого ряда факторов, которые учитываются в их методике. Индекс экономического благосостояния  включает следующие компоненты: потребление, запасы богатства, равенство в распределении доходов, экономическую безопасность. Всего ими разработано 20 показателей. В их методике есть индикаторы, которые не встречались ранее в работах отечественных ученых: средний размер семьи; индекс эквивалентного дохода, учитывающий различия в среднем размере семей; скорректированная относительная стоимость досуга на душу населения; расходы на конечное потребление государственного управления на душу населения; человеческий капитал на душу. По каждому компоненту рассчитываются усредненные индексы, на основе которых затем определяется индекс экономического благосостояния.

В 2002 году Государственной думой была разработана стратегия устойчивого развития, в которой  представлен список показателей для оценки социально-экономической ситуации [9]. Они разделены на три группы: показатели входного действия, показатели состояния и показатели управления. Также они входят в состав следующих категорий: социальная, экономическая, экологическая, институциональная. Эта методика сильно отличается от вышеприведенных. В социальной категории большое внимание уделяется показателям, отражающим охрану и укрепление здоровья, состояние и развитие городов. В экономической категории  рассматривается структура ВВП как по источникам образования, так и распределения; наличие, разработка, использование природных ресурсов; импорт товаров производственного назначения. Очень подробно представлена экологическая категория. Для оценки регионального развития в институциональной категории большой интерес представляют индикаторы, оценивающие научный и инженерно-технический потенциал.

В 1999 году во Владимирской области была разработана система оперативных показателей социально-экономического развития [10]. В ней представлены индикаторы по следующим темам: производственные показатели; финансовые показатели работы предприятия; финансы; показатели, характеризующие экономическую ситуацию; экономическая реформа; доходы и расходы населения; занятость; социальная напряженность; общественный порядок и безопасность; демография; здравоохранение и социальное обеспечение; характеристика текущей ситуации по движению средств бюджета, предприятий и организаций. В свою очередь они состоят из разделов, в которых описываются конкретные показатели. Всего в системе насчитывается 235 индикаторов. В этой методике представлены новые показатели: прибыль/убытки коммерческих банков; структура и формирование кредитных вложений коммерческих банков; показатели, отражающие деятельность сельскохозяйственных предприятий; показатели, описывающие внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций; работа предприятий транспорта и связи; доходы и расходы областных фондов; учетная ставка процента; денежная масса; приватизация предприятий; пожары; ДТП.

Проведенные исследования показали, что нет единой системы показателей, которая бы полно и наглядно описывала все процессы, происходящие  в регионе. Один и тот же процесс социально-экономического развития отражается различными индикаторами. Один и тот же показатель в разных методиках имеет различные единицы измерения, поэтому необходимо дальнейшие исследование этого вопроса.


Библиографический список
  1. Гранберг А.Г. Штульберг Б.М. Оценка потенциальных очагов региональных кризисных ситуаций. // М., СОПСиЭС, 1997. – с. 27
  2. Приложение № 6 к Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, 22 окт., № 43.- с. 9036
  3. Где в России жить хорошо. // Российская газета, 2005, 31 марта, № 64 (3733). – с. 16-17
  4. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния. // Вопросы экономики, 2003, февраль, № 2. – с.93
  5. Методические и инструктивные материалы для проведения ежегодной оценки хода реализации стратегий муниципальных образований. Институт стратегического развития муниципальных образований «Малые города» // М., 2004. – с. 3
  6. Скатерщикова Е. Цветков В. Интегральная оценка меры социально-экономического благополучия российских городов: новая методика и результаты её применения // Российский экономический журнал, 2001, № 5-6. – с. 40
  7. Стратегия ускоренного развития: методология, теория и практика. Под ред. С.Б.Мельникова // М., Издательство РАГС, 2000. – с. 56
  8. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты. Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. // М., Издательство “Academia”, 2000. – с. 347
  9. Научная основа стратегии устойчивого развития РФ. Федеральное Собрание РФ, Гос. Дума, Комиссия по проблемам устойчивого развития. Общ. ред. М.И. Залиханов, В.М. Матросов, А.М. Шелехов. // М., Гос. Дума, 2002.- с. 21-31
  10. Постановление главы администрации Владимирской области от 26.01.99 № 36 «О системе оперативных показателей социально-экономического развития Владимирской области» // Владимирские ведомости, 1999, 12 февраля. – с. 3.


Все статьи автора «Строев Александр Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: