Введение. В настоящее время область деятельности современных российских организаций динамично меняется и развивается на основе информационных и интеллектуальных технологий. В нашей стране большое внимание уделяется модернизации экономики, внедрению инноваций в различные традиционные и инновационные сферы общества. Такой сферой для России сегодня выступает Public Relations (PR), актуальность которого определяют достаточно высокие требования к организациям у потребителей, и, для того, чтобы войти в их круг доверия, появляется необходимость стать образцом высоких стандартов во всем, в том числе и социальной жизни.
В качестве методов исследования применялись общие и частные методы, системный анализ исследуемых явлений и результатов.
Целью нашей работы является выявление проблем и перспектив PR в деятельности отечественных компаний.
PR представляет собой убеждение публики в благоприятном влиянии фирмы на жизнь общества, в необходимости компании обеспечения благосостояния граждан и поиск взаимопонимания не только на уровне продавцов и покупателей, но и на уровне власти и общества в целом. PR создает репутацию фирме, что позволяет потребителям товаров и услуг отдавать предпочтение именно этой компании и ее продукции, а не компании конкурентов. Организация PR требует наличия высококвалифицированных специалистов, необходимой организационной структуры, планирования мероприятий, наличия корпоративной культуры для более эффективного продвижения фирмы.
Среди основных составляющих PR можно выделить следующие структурные элементы [1]:
1. Пропаганда (паблисити) – занимает самую главную позицию в системе PR. Это неоплачиваемое стимулирование спроса на товары или услуги компании или, чаще всего, на саму организацию, с помощью распространения о ней важных сведений во всех средствах массовой информации доступных для чтения, просмотра, прослушивания потенциальными клиентами фирмы.
2. Спонсорство (спонсоринг) – деятельность по предоставлению фирмой финансовых средств определенным лицам или организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, образования и т.д.
3. Фирменный стиль – один из самых важных компонентов PR, включающий: товарный знак; логотип; фирменный блок; фирменный лозунг; фирменный цвет; фирменный комплект шрифтов и т.п.
PR часто называют «бесплатной рекламой», однако это мнение является ошибочным. Не смотря на то, что за них не существует оплаты, как за рекламные объявления, однако, связи с общественностью состоят из больших затрат человеко-часов на поиск возможностей хорошей информированности, а так же ее рисков, подготовку и сбор информации, установление качественных общественных отношений.
Таким образом, PR можно рассматривать, как систему коммуникаций фирмы с элементами внутренней и внешней среды по созданию благоприятного вида компании с целью достижения социального и коммерческого успеха.
Сегодня, российский PR еще не сформировался ни по объему, ни по степени совершенства применяемых в нем методов. Не смотря, на это структура отечественного рынка PR в достаточной мере соответствует структуре мирового рынка – больше всего денежных средств на его развитие тратят политики, финансовые структуры, немного уступают фармацевтические организации и компании высоких технологий.
Следует отметить, что российский рынок достаточно специфичен и мировой опыт PR в наше время стали использовать чаще всего в качестве теоретической модели.
В деятельности российских компаний можно выделить следующие направления PR [2]:
- взаимодействие со СМИ;
- взаимодействие с властями;
- прямое общение с потребителем.
Основной проблемой PR в деятельности отечественных компаний является нехватка высококвалифицированных специалистов, отсутствие системного подхода в его организации, а также незнание целевых факторов, на которые рассчитана сама система PR.
PR, как совокупность маркетинговых коммуникаций характеризуется некоммерческим способом реализации информации и всегда ориентирован на долгосрочные отношения, организацией обратной связи. Его ключевой целью определяют установление двустороннего контакта для обобщения представлений или схожих интересов, а также достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и, самое главное, информированности.
PR – важная составляющая маркетинговых коммуникаций, главным аспектом которой выступает обратная связь. Поэтому необходимо не только распространять информацию о фирме, но и следить за ответной реакцией. Его реализация происходит с помощью работы со СМИ, кино и фотосредств, проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов, оказания спонсорской поддержки искусству, спорту и т.д. [3].
В отечественных компаниях чаще всего необходимость налаживания связей с общественностью осознаётся только тогда, когда компании оказываются в состоянии кризиса. Поэтому, в ситуации, которая сложилась в настоящее время, именно PR оказывает помощь российским производителям сил в завоевании доверия потребителей, чего так не хватает компаниям.
Выводы. Несмотря на то, что российский PR сегодня нельзя назвать окончательно сформированным, решение множества проблем, связанных, с нехваткой квалифицированных кадров в этой сфере, отсутствием системного подхода в его организации, незнанием целевых факторов и т.д. обеспечит дальнейшее развитие отрасли, которое в основном выражается в росте доходов PR-индустрии. Кризисная ситуация в Российской Федерации только усиливает его позиции, а критическое падение доверия к бизнесу возможно восстановить лишь используя PR-инструменты.
Библиографический список
- Леонтьева Д.С. PR-как инновационная форма связи бизнеса, власти и общества / Д.С. Леонтьева // Вестник экономики, права и социологии. – 2013. – №4. – С. 38-40.
- Мерзлякова А.В. Использование технологий Паблик Рилейшнз / А.В. Мерзлякова // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. – 2012. – №1(3). – С. 110-112.
- Кужелева И.П. Субстанциальный аспект Паблик Рилейшнз / И.П. Кужелева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – №2. – С. 160-163.
- Митина Э.А., Власов С.В. СМИ как традиционные средства маркетинговых коммуникаций /маркетинг и логистика в системе конкурентоспособного бизнеса.- 2017. С. 84-87.
- Митина Э.А., Максимова М.А. Реклама на транспорте: преимущества и недостатки размещения/Интеграция Республики крым в систему экономических связей российской федерации: теория и практика управления. Материалы ХII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. .-2016. С. 202-203.
- Митина Э.А. реклама как фактор социализации./ Социально-экономические аспекты организации и управления рекламной инфраструктурой муниципальных и региональных образований сборник материалов междисциплинарного научно-практического семинара. под ред. В.Е. Реутова, О.М. Хамидовой; Кафедра маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления ФГАОУ ВО Крымского федерального университета им В.И. Вернадского. -2016. С. 52-55.