УДК 332.1

РОЛЬ АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РФ «ЮГ» В РАЗВИТИИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Реунова Людмила Валерьевна
Майкопский государственный технологический университет
к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита

Аннотация
В статье на примере ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Юг» анализируется эффективность данной формы территориальной организации хозяйства, её роль в социально-экономическом развитии регионов юга России. Проводится анализ итогов деятельности Ассоциации «Юг», определяется роль ассоциаций в развитии экономики России.

Ключевые слова: Ассоциации экономического взаимодействия, межрегиональное сотрудничество, межрегиональные ассоциации, субъекты РФ, Южный федеральный округ


THE ROLE OF THE ASSOCIATION OF ECONOMIC INTERACTION OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION "THE SOUTH" IN THE DEVELOPMENT OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

Reunova Lyudmila Valerievna
Maikop State Technological University
Ph. D., associate Professor of the Department of Finance and credit

Abstract
In the article on the example of the Association of economic interaction of subjects of the Russian Federation "the South" examines the effectiveness of this form of territorial organization of the economy, its role in the socio-economic development of the regions of the South of Russia. The analysis of the outcomes of the activities of the Association "South", defines the role of associations in the development of Russia's economy.

Библиографическая ссылка на статью:
Реунова Л.В. Роль ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Юг» в развитии Южного федерального округа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14170 (дата обращения: 26.05.2017).

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ является некоммерческой организацией, учредителем которой выступают региональные органы власти. Создание ассоциации осуществляется на добровольной основе для того, чтобы обеспечить межрегиональную интеграцию и социально-экономическое развитие регионов.

В форме межрегионального сотрудничества Ассоциации появились в 1990-х гг., т.к. возникла необходимость налаживания новых отношений между тремя существующими уровнями власти – федеральным, региональными и местными, а также хозяйственных связей и информационного обмена между регионами, продвижении интересов регионов. В результате были созданы восемь территориальных альянсов: Дальневосточная ассоциация, межрегиональные ассоциации «Сибирское соглашение» и «Центральная Россия», Уральская региональная ассоциация, ассоциации «Северо-запад», «Северный Кавказ» (ныне – «Юг»), «Черноземье», «Большая Волга».

Ассоциации экономического взаимодействия существовали в виде общественных организаций вплоть до 1993 г. Они позволяли разрабатывать и претворять в жизнь региональные программы развития регионов и не имели собственного юридического статуса.

Ассоциация «Северный Кавказ» была создана в I квартале 1992 г. с целью организации экономического взаимодействия субъектов РФ ЮФО, а в I квартале 2011 г. преобразована в Ассоциацию «Юг».

Ассоциация включает в свой состав: Адыгею и Калмыкию (республики), Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую области Краснодарский край.

Сегодня в Ассоциации состоят более 3 000 человек, основные направления социально-экономического развития ЮФО курируют 14 координационных советов. Деятельность координационных советов обеспечивают более 500 человек из состава органов управления региональной власти субъектов ЮФО, научных и общественных деятелей.

За время своей деятельности координационные советы провели более 420 заседаний, приняли более 2 100 решений, которые затем были направлены на дальнейшее рассмотрение и принятие решений в Правительство и Госдуму Российской Федерации.

Идёт серьезная работа по предложениям законодательного уровня. По поручению Правительства РФ и представителя Президента РФ в ЮФО учёные Южного Федерального округа разрабатывают ряд мероприятий, концепций, программ, в том числе – федерально-целевых. Соглашения с научными центрами дают возможность Ассоциации по заказу любого региона подготовить программу экономического развития в любой конкретной сфере.

В частности, Ассоциация сыграла ведущую роль в создании Федеральной целевой программы «Юг России» на 2002-2006 гг. и 2008-2012 гг., которой уделяется особое внимание. Также удалось добиться включения программы «Юг России» в число государственных приоритетов. Основные усилия ассоциации концентрируются на выполнении приоритетных проектов, связанных с развитием нефтегазового и туристско-рекреационного комплексов, воспроизводстве биоресурсов региона. Презентация инвестиционных проектов ФЦП «Юг России» была проведена Ассоциацией на международных инвестиционных форумах в Мадриде, Берлине, Дубаи и Салониках.

За 2009-2014 гг. при организационно-техническом сопровождении Ассоциации проведено более 70 выставок (в т.ч. 14 международных) с участием более 7 000 экспонатов и около 2,0 млн. посетителей, заключено более 1000 контрактов; 17 межрегиональных фестивалей мастеров искусств «Мир Кавказа», в которых приняло участие более 820 коллективов, 12 000 участников и более 200 тыс. зрителей, что в целом способствовало увеличению притока инвестиций в регионы ЮФО [1].

Регионы, являющиеся субъектами ЮФО, заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве с помощью Ассоциации, так как межрегиональные связи позволят эффективнее продвигать и реализовывать крупные совместные проекты. Например, в создании туристического кластера на плато Лагонаки.

Всего федеральное финансирование по результатам совместной деятельности Ассоциации с федеральными структурами получили проекты, сумма которых ставила более 230 млрд. руб. Также организация проводит экспертные оценки региональных проектов, отслеживает их прохождение в федеральных министерствах и ведомствах.

В 2014 году завершена работа Ассоциации, регионов ЮФО по приведению к актуальному виду информации «Инвестиционного Атласа регионов Юга России», в который включено 263 инвестиционных проектов на сумму 1,6 трлн. руб. [1].

В рамках Ассоциации развивается система социального партнерства регионов ЮФО на основе трёхсторонних соглашений по социальному партнерству на 2005-2006 годы, 2007-2010 годы, 2011-2013 годы, 2014-2016 годы. Указанные соглашения регулируют социальные и трудовые отношения между органами государственной власти регионов, работодателями и профсоюзами. В результате их реализации средняя заработной плата в ЮФО в 2013 г. увеличилась на 112,4%, а безработица снизилась 5,8% по сравнению с предыдущим годом.

Особое внимание в Ассоциации уделяется укреплению не только культурных связей, но и поддержанию межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах ЮФО. В частности в 2011 г. начала проводиться ежегодная Спартакиада команд финансовых органов субъектов ЮФО.

Межрегиональные ассоциации создавались в большой мере как противовес центру, как способ отстаивания своих интересов на федеральном уровне. Вполне очевидно, что отдельные области, не представляющие собой значительной политической силы поодиночке, в случае объединения получают дополнительный вес. Это облегчает каждой вошедшей в объединение территории реализацию своих целей [2].

Посредством межрегиональных ассоциаций возможно выражение наиболее важных и болезненных проблем субъектов РФ с целью их дальнейшего отражения в политике государства на федеральном уровне.

Анализ деятельности ассоциации «Юг» показывает, что это достаточно эффективная форма территориальной организации хозяйства, с помощью которой решаются проблемы насыщения рынка товарами, увеличивается экспорт, создаются дополнительные рабочие места и улучшается экология регионов.

Однако в настоящее время эффективность работы межрегиональных ассоциаций ниже их потенциальных возможностей, так как не до конца определены функции таких ассоциаций и не до конца проработан их правовой статус, реальные механизмы регулирования интеграционных процессов отсутствуют, поэтому руководство ассоциации может использовать их потенциал лишь для оказания давления на федеральный центр и для лоббирования нужных решений.

С другой стороны, нельзя не признать объединительную роль ассоциаций, которые вносят значительный вклад в сохранение и укрепление единства России. Существующие опасения, что федеральные округа могут поглотить ассоциации, необоснованны в связи с тем, что граница межрегионального объединения и граница округа не совпадают, а Конституция закрепляет за субъектами РФ определённые права по ведению дел на собственной территории, куда не вправе вторгаться федеральные органы. Поэтому вопросами координации деятельности в пределах законодательно закреплённого ведения дел регионов занимаются только сами регионы и образованные ими ассоциации.


Библиографический список
  1. Алексей Орлов возглавит Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг». URL: http://glava.region08.ru/en/press-releases/7263-23-06-2015.html (дата обращения 10.02.2017).
  2. История создания ассоциаций экономического взаимодействия. URL: http://alfa2omega.ru/load/referaty/reg_ek/297/21-1-0-297 (дата обращения 10.02.2017).


Все статьи автора «Реунова Людмила Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: