УДК 332.15

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ ТУРИСТСКИМ КЛАСТЕРОМ

Пробин Павел Сергеевич
Академия социального управления
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры сервиса

Аннотация
В современных экономических условиях особую актуальность приобретают вопросы развития внутреннего и въездного туризма. В этой связи ключевым элементом исследований, проводимых в данной области, являются региональные туристские кластеры. Статья посвящена исследованию различных видов стратегий управления кластерами в индустрии туризма.

Ключевые слова: социально – рыночная инфраструктура, стратегия управления, туристский кластер, федеральная целевая программа, экономический эффект


FEATURES OF THE CONTROL STRATEGY’S FORMATION AT THE REGIONAL TOURIST CLUSTER

Probin Pavel Sergeevich
Academy of Social Management
PhD Econ., associate professor, associate professor of the service department

Abstract
In the modern economic conditions special relevance is acquired by questions of internal and entrance tourism development. In this regard a key element of the modern researches in this sphere are the regional tourist clusters. Article is devoted to research of different control strategy’s types at the clusters in the tourism industry.

Keywords: economic effect, federal target program, socially – market infrastructure, strategy of management, tourist cluster


Библиографическая ссылка на статью:
Пробин П.С. Особенности формирования стратегий управления региональным туристским кластером // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14156 (дата обращения: 26.05.2017).

Теоретические основы управления региональных туристским кластером.

Прежде, чем приступать к рассмотрению специфических особенностей стратегий управления региональным туристским кластером, нам необходимо рассмотреть сущность двух понятий, а именно: стратегия и процесс управления. Остановимся на данном вопросе более подробно.

В первую очередь обратимся к определению процесса управления. К рассмотрению этого вопроса можно подойти с различных точек зрения ученых и специалистов практиков, приведем некоторые из них. 

Ю.Д. Кунев определяет процесс управления как совокупность логически связанных в пространстве и времени управленческих циклов (производств), необходимых для достижения поставленных целей по выполнению основных функций системы. В свою очередь, процесс управленческой деятельности – совокупность логически связанных в пространстве и времени управленческих действий субъекта управления, которые необходимы для организации управления в системе для достижения определенных целей и составляют управленческий цикл. 

Согласно позиции Мескона М. Х., управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. 

Е.Г. Непомнящий определяет процесс управления как деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленную на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления. 

Как видно из приведенных определений, подавляющее их большинство относится к процессам, происходящим в рамках отдельно взятой организации. Однако в нашем случае мы не может ограничиваться этим подходом. Говоря о региональном туристском кластере, мы не имеем право применять устоявшиеся подходы к определению процесса управления на уровне хозяйствующего субъекта по причине несоответствия масштабов, на которые распространяются управленческие процессы, а также ввиду комплексного характера самой социально – экономической природы туристского кластера. На лицо имеет место необходимость в уточнении понятия процесса управления на уровне туристского кластера. 

Не стоит также забывать, что туристские кластеры являются типичными примерами государственно – частного партнерства. Следовательно, поиск оптимального соотношения государственных интересов и интересов собственников бизнеса является ключевым элементом в системе управления туристским кластером. В этой связи мы примем за основу определение процесса управления, сформулированное Месконом М. Х., как наиболее четкое и лаконичное, и расширим его с учетом специфики нашего объекта исследования – регионального туристского кластера: управление региональным туристским кластером - это процесс обоснования финансовых отношений, возникающих в сфере государственно – частного партнерства по созданию туристской инфраструктуры в регионе, в совокупности с целенаправленным применением инструментов мотивации частных инвесторов и последующим контролем за эффективностью использования участниками туристского кластера бюджетных и кредитных ресурсов. 

Предпринимательские структуры, подобно «вирусному заболеванию», активно осваивают территорию региона в целях формирования развитой туристской инфраструктуры (гостиницы, рестораны, парки и аттракционы). В то же время государство обеспечивает по мере возможностей планомерное развитие дорожно – транспортной системы, сферы коммунальных услуг, системы связи. С другой стороны, государственные структуры формируют систему финансовых стимулов для частных инвесторов, что находит свое отражение в более низких ставках по кредиту, льготах по арендным платежам и пр. 

Далее рассмотрим сущность понятия стратегии. Так, например, Степанова Г.Н. определяет стратегию предприятия как упорядоченную во времени систему приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества. Следует отметить, что термин «стратегия» имеет весьма значительное количество вариантов его трактовки.

На наш взгляд одна из наиболее емких подборок различных подходов к определению стратегии была представлена в статье Люлева А.В. «Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия», опубликованной в журнале «Молодой ученый» №10 (21), октябрь 2010. [2] 

Как видно из таблицы, которую автор представил в своей публикации, помимо различных подходов к обоснованию сущности стратегии, существует один весьма немаловажный нюанс, который упускают многие авторы. Этот нюанс – долгосрочный характер мер, разрабатываемых в рамках любой стратегии. В частности, на это обстоятельство в своих определениях делают акцент Мельник Л.Г., Зуб А.Т., Виханский О.С. 

Однако и здесь мы видим, что, как и в случае с анализом термина управления, подавляющее большинство определений подходит лишь для обоснования процессов, происходящих на уровне хозяйствующего субъекта. В этой связи в целях нашего исследования мы также вынуждены идти по ранее отработанному алгоритму – выделить наиболее емкое и однозначное определение стратегии организации, а затем расширить его до масштабов регионального туристского кластера. 

В качестве опорной точки мы предлагаем взять определение стратегии компании, сформулированное Зуб А.Т. В этой связи мы можем сказать, что стратегия развития кластера – обобщающая модель действий по развитию отдельно взятой территории (нескольких территориальных единиц), необходимых для достижения установленных в соответствующих нормативно – правовых актах и целевых программах долгосрочных задач по развитию туристской инфраструктуры. 

Однако в данном случае мы не можем ограничиться исключительно введенными нами понятиями стратегии развития кластера и управления региональным туристским кластером. Нам необходимо ввести последнее, заключительное понятие в рамках нашего раздела – стратегия управления региональным туристским кластером. Чтобы понять необходимость расширения перечня наших терминов, мы введем упрощенные аналогии в отношении уже разобранных нами вопросов. 

И так, если мы условимся, что стратегия развития кластера есть синоним выражения «как должен развиваться кластер на долгосрочной основе», а управление региональным туристским кластером есть выражение единства трех ключевых элементов – «рациональное финансовое планирование», «система мотивации участников кластера», «механизм осуществления финансового контроля», то возникает вопрос: что представляет собой комплекс мероприятий по долгосрочному управлению региональным туристским кластером ?

На данный вопрос нам даст ответ определение стратегии управления региональным туристским кластером. Введем данное определение: стратегия управления региональным туристским кластером – основанная на целевых программах и нормативно – правовых актах, регламентирующих государственную политику в сфере туризма, обобщающая модель мероприятий долгосрочного характера по целенаправленному воздействию на участников проекта туристского кластера (частных инвесторов, финансово – кредитных учреждений, региональных органов власти и органов местного самоуправления и пр.), реализуемых в формате государственно – частного партнерства в целях развития туристской инфраструктуры региона, повышения его привлекательности для отечественных и зарубежных туристов. 

Факторы внешней и внутренней среды, оказывающие воздействие на формирование стратегии управления кластером

В ходе разработки стратегии управления туристским кластером необходимо уделять внимание систематическому анализу влияния факторов внешней и внутренней среды. Внешнюю среду кластера составляю факторы, влияние которых подчас достаточно трудно спрогнозировать и в подавляющем большинстве случаев субъекты кластера не могут на них повлиять. Однако здесь есть весьма любопытный нюанс. С точки зрения теории экономики организации к внешним факторам относятся политическая и экономическая ситуация в стране, денежно – кредитная политика центрального банка и пр. Но, как мы ранее уже отмечали, государство является одним из субъектов кластера. Мало того, оно не только создает систему финансовых и нефинансовых стимулов для частных инвесторов, но и осуществляет контроль и надзор за развитием всего кластера. Государство предоставляет возможность использования транспортной и инженерной инфраструктуры уже созданной или создаваемой на территории туристского кластера за счет средств федерального и областного бюджета, субсидирования процентных ставок по займам, привлеченных в кредитных институтах России. Кроме того, может быть предусмотрено и освобождение от налогообложения организаций в отношении их имущества, учитываемого на балансе участника особой экономической зоны (наглядный пример – Туристский кластер «Елец», Липецкая область).

Таким образом, именно с точки зрения анализа специфики управления туристским региональным кластером мы четко видим, как часть факторов внешней предпринимательской среды в ее классическом понимании одновременно становится и частью внутренней среды самого кластера. В данном случае государственная политика в отношении рассматриваемых территорий носит не опосредованный (установление общих правил и требований к ведению предпринимательской деятельности, сбор налогов и иных обязательных платежей и пр.), а целенаправленный характер, а само государство приобретает при этом полномочия «играющего тренера». Это в свою очередь находит отражение в таких документах, как «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА и целевая программа «РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011 – 2018 ГОДЫ)”. В частности, на данных документах базируется стратегия управления туристскими региональными кластерами. [4]

С точки зрения исследования процессов управления туристским кластером нам видится не совсем верным обобщать его «начинку» общепринятым словосочетанием – туристская инфраструктура. В обычном смысле – это совокупность гостиниц, ресторанов, экскурсионных объектов показа и пр. Однако важно понимать, что в процессе изучения особенностей каждого отдельно взятого туристского кластера крайне важно провести всесторонний анализ социально – рыночной инфраструктуры региона. Во многом именно от степени ее развития зависят дальнейшие перспективы становления туризма. 

В частности, в целях нашего исследования следует разделить обозначенное выше понятие на 2 составные части, а именно, социальную и рыночную инфраструктуру. К социальной инфраструктуре относятся больницы, поликлиники, детские сады и площадки, учреждения по организации досуга населения и пр. К рыночной инфраструктуре относятся различного рода торговые площадки, система финансово – кредитных учреждений, страховые компании и прочее. Важно отметить, что вопросы развития социально – рыночной инфраструктуры находятся в ведении региональных властей. Зачастую из-за нехватки финансирования мы можем наблюдать неравномерный характер развития регионов. Это, в свою очередь, порождает определенный экономический дисбаланс и создает неравенство возможностей по дальнейшему развитию индустрии туризма и гостеприимства. 

Мало того, отдельные регионы не могут в настоящий момент позиционироваться в качестве базы для формирования экономически эффективного кластера. Приведем пример. В целевой программе по развитию туризма в приложении 4 приводится перечень кластеров с привязкой к временной шкале и объемам финансовых ресурсов, направляемых на их финансирования. Временная шкала охватывает период с 2011 по 2018 годы. Примечательно, что финансовые потоки по отдельным территориям прерываются на 2014 году. А по некоторым финансирование не прекращается и переходит на будущие периоды. Ярким примером тому является положение Псковской области в данной программе (кластер «Псковский», пункт 5, приложения 4). Как видно из графика финансирования, оно распространяется и на 2018 год. Тем не менее, экономическая ситуация в регионе оставляет желать лучшего. Самым бедным регионом России в 2016 году признана именно Псковская область. Такие сведения содержатся в списке регионов России по благосостоянию семей, опубликованном РИА Рейтинг.[3]

На данном примере мы видим, что государство готово бороться за регион с точки зрения финансовых вложений, если он обладает высоким туристским потенциалом. 

Рис.1. Рейтинг популярных отечественных летних курортов (2016 г.). По материала Российской Газеты. Российская газета – Федеральный выпуск №7000 (132). «Новые туристические кластеры появятся в 17 регионах России». 18.06.2016. Елена Домчева.

В целях более детального понимания внутреннего и внешнего окружения кластера обратимся к рис.2.

На рисунке четко видно, что большинство элементов внешнего окружения отражены и во внутренней среде кластера. Остановимся на каждом из них более подробно.

В первую очередь, это касается туристов. Безусловно, туристы, приезжающие из других стран или регионов РФ, будут являться элементом внешней среды кластера. Однако не стоит забывать, что развитая туристская инфраструктура также представляет значительный интерес и для местных жителей. 

Это касается посещения культурно – исторических мест, развлекательных мероприятий, объектов спортивно – оздоровительного назначения. Активный интерес со стороны местных жителей является одним из ключевых элементов в процессе достижения запланированного экономического эффекта.

Рис.2 Внешняя и внутренняя среда регионального туристского кластера.

Кроме того, в периоды спада посещаемости кластера приезжими туристами, резиденты кластера могут обеспечить стабильный спрос на посещение музеев, аквапарков, средств размещения вблизи водоемов и пр. Другими словами, в ходе разработки стратегии управления кластером было бы ошибочно делать ставку исключительно на приезжих туристов. Это обусловлено еще и тем обстоятельством, что активное развитие туризма в нашей стране стало происходить сравнительно недавно. В этой связи мы не можем с уверенностью говорить о гарантированно высоком уровне спроса туристов на поездки в другие регионы РФ безотносительно ко всем туристским кластерам, которые на данный момент активно формируются. 

Частные инвесторы – это частные предприниматели и хозяйствующие субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по возведению и эксплуатации средств размещения, ресторанов, спортивных клубов, рукотворных объектов туристского интереса. В данном случае государство, совместно с финансово – кредитными учреждениями, создает стимулы для последующего развития территории региона. Расширение возможностей частных инвестиций в рамках туристского кластера позволяет создать дополнительные рабочие места, освоить пустующие территории, максимизировать налоговые поступления в бюджет. Важно отметить, что для эффективной работы туристского кластера государству необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат в регионе, что, в свою очередь, будет способствовать не только активизации работы местных предпринимательских структур, но и привлечению сторонних организаций к работе кластера, которые находятся за его пределами. Другими словами, частные инвесторы, равно как и государство относятся как ко внешней, так и к внутренней среде туристского кластера. 

К финансово – кредитным учреждениям относятся банки, небанковские кредитные организации, микрофинансовые организации и пр. Данная группа участников имеет определяющее значение, поскольку темпы развития предпринимательских структур во многом зависят от процентных ставок по заемным средствам, а также возможности государства субсидировать эти ставки для бизнеса. 

Далее остановимся на вопросах соблюдения баланса интересов всех участников регионального туристского кластера (см. рис.3). Целесообразнее всего представляется рассмотрение данного вопроса с точки зрения характеристики отдельных элементов данной схемы: 1 – государство создает инженерную и транспортную инфраструктуру кластера; 2 – хозяйствующие субъекты занимаются возведением объектов туристской инфраструктуры – гостиницы, рестораны, магазины и пр., что позволяет создавать дополнительные рабочие места; 3 – государство получает налоги и иные платежи от предпринимательских структур, функционирующих на территории кластера; 4 – собственники бизнеса получают доходы от работы созданных ими объектов предпринимательской деятельности; 5 – государство субсидирует проценты по кредитам для хозяйствующих субъектов, снижает уровень налоговой нагрузки и одновременно осуществляет контроль за эффективностью их работы в рамках данного кластера.

Рис.3. Баланс интересов государства и предпринимательских структур в процессе формирования регионального туристского кластера как объекта государственно – частного партнерства.

Виды стратегий управления туристским кластером и их основные особенности.

Как было сказано ранее, федеральная целевая программа по своей сути является планом, который содержит обоснование по распределению заложенных в ней объемов финансирования на нужды развития туристских кластеров. Важно отметить, что механизм контроля за эффективным использованием финансовых ресурсов обладает, с одной стороны, комплексным характером, с другой – весьма высокой степенью эффективности. В наглядном варианте система контроля за выполнением мероприятий, запланированных в федеральной целевой программе по развитию туризма, представлена на сайте Ростуризма. С ней можно ознакомиться по адресу: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/11982/. [5]

Мы же не будем останавливаться на данном вопросе, поскольку он достаточно подробно рассмотрен в официальных он – лайн источниках, а перейдем непосредственно к изучению разновидностей стратегий управления региональными туристскими кластерами и их основных особенностей.

В первую очередь, по критерию эффективности мер, направленных на развитие территории и инфраструктуры кластера, стратегия управления может быть конструктивной или деструктивной. В случае, если запланированные экономические показатели были достигнуты / стратегические задачи по развитию инфраструктуры были решены, то данную стратегию именуют конструктивной. В противном случае применяемая стратегия будет именоваться деструктивной. Однако следует отметить, что данный подход к трактованию эффективности реализуемой стратегии представляется достаточно узким. Мы наглядно рассмотрим доводы в пользу нашей позиции, когда разберем остальные виды стратегий управления кластером. В рамках нашего подхода в качестве критериев классификации мы выберем период реализации проекта – объем финансовых вложений – экономический эффект.

Стратегия «hop». Как видно из перевода англоязычной аббревиатуры, это – стратегия «прыжка». Данный вид стратегии управления туристским региональным кластером предполагает быстрый вывод территории кластера на качественно новый уровень развития. Характерными чертами данной стратегии являются сравнительно небольшой интервал времени формирования кластера в совокупности с весьма существенными объемами финансирования. Данный тип стратегии целесообразно применять в отношении территорий, которые пользовались у отечественных и зарубежных туристов повышенным спросом (еще до принятия решения о формировании регионального туристского кластера). В качестве примера можно привести территорию города Сочи, а также комплекс мероприятий, позволивших не только принять в этом городе Зимние Олимпийские Игры, но и создать значительное количество объектов туристской инфраструктуры, услугами которых активно пользуются российские и зарубежные туристы. 

Стратегия ценностного похода («value approach»). Данная стратегия предполагает развитие регионального туристского кластера, однако, с той оговоркой, что в ближайшей (а, возможно, и в отдаленной) перспективе, не стоит ждать значительных инвестиционных доходов от ее реализации. Данный подход применим лишь в тех случаях, когда на территории туристского кластера находятся памятники истории, культуры, архитектуры. Однако поток туристов здесь может либо носить сезонный (нестабильный) характер, либо, наоборот, быть стабильным, но весьма незначительным по своим масштабам. В данном случае целесообразность развития такого кластера скорее носит «имиджевый» характер, нежели преследует цель получение экономических выгод. В данном случае возможные убытки могут быть компенсированы результатами работы других региональных кластеров. Кроме того, многие туристские кластеры, например, кластеры в Липецкой области, имеют линии пересечения границ, что предполагает миграцию туристов из одной территории на другую. Таким образом, отстающие кластеры могут эффективно работать как система «пересадочных пунктов» туристов, которая предполагает включение тех или иных достопримечательностей данных кластеров в экскурсионные программы в рамках кросс – кластерных маршрутов. Данная стратегия полностью оправдывает себя, поскольку программы финансирования развития внутреннего и въездного туризма должны быть не просто ориентированы на максимизацию поступлений в бюджет от работы субъектов индустрии туризма и гостеприимства, но и должны содействовать сохранению и популяризации исторических памятников, заповедников, мест паломничества, которые в силу различных обстоятельств не могут в настоящий момент обеспечить постоянно высокий экономический эффект от прибытия туристов, однако, при этом гармонично вписываются в систему нашего национального культурного наследия. Однако реализации данной стратегии во многом препятствует нестабильная экономическая ситуация в регионах. Естественно предположить, что развитие территорий вблизи озера Байкал, а также на побережье Черного и Азовского морей будет проходить гораздо более быстрыми темпами, чем, например, развитие инфраструктуры для организации отдыха на озерах в республике Марий Эл [1]. Последний проект, безусловно, не может соперничать со своими «конкурентами» в вопросах будущих экономических выгод. Однако это не означает, что на развитии туризма в отдельных регионах можно поставить крест. Подобные проекты нуждаются в индивидуальном подходе с точки зрения создания стимулов для привлечения частных инвестиций. 

Стратегия выращивания региона – донора («a region – donor»). Подобный подход мы можем проследить на примере развития Крыма. После воссоединения с Россией территория полуострова представляла собой весьма серьезную проблемную область. С точки зрения стабильности туристского потока проблема как таковая отсутствовала. Однако существенные нарекания вызывала туристская инфраструктура, а, точнее говоря, ее состояние. Точки питания, гостиницы, пансионаты, здравницы – значительное количество этих объектов находилось в весьма плачевном состоянии. В некоторых случаях ремонтно – восстановительные работы не производились со времен Советского Союза. В этой связи значительный спрос туристов на поездки в Крым, особенно в первый год после воссоединения с Россией, от части можно было охарактеризовать как дополнительный негативный фактор воздействия на изношенную туристскую инфраструктуру. Благо, в настоящий момент данная проблема решается весьма эффективно. А строительство моста через Керченский пролив обеспечит дополнительный поток туристов и в дальнейшем будет способствовать развитию предпринимательских структур в регионе, а, следовательно, содействовать максимизации налоговых поступлений в бюджет. 

Таким образом, мы видим, как дотационный регион постепенно превращается в регион – донор. Другими словами, в рамках данной стратегии мы планомерно развиваем туристскую инфраструктуру территории, чтобы в дальнейшем получать значительные экономические выгоды от ее рациональной эксплуатации. Во многом данный вид стратегии созвучен со стратегией «hop», однако, считать, что данные стратегии являются идентичными, будет в корне не верно. В первую очередь, стратегия управления «hop» может быть эффективно реализована лишь на сравнительно небольших территориях, туристский потенциал которых уже давно раскрыт, а поступления от приезжающих на отдых граждан и иностранцев стабильны и значительны по своим объемам. Стратегия выращивания региона – донора эффективна лишь при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Значительная по охвату территория с высоким туристским потенциалом.
  2. Наличие значительного количества объектов туристской инфраструктуры.
  3. Многоплановый характер местных культурно – исторических, спортивных и иных достопримечательностей;
  4. Богатый растительный и животный мир, наличие водных объектов и различных типов ландшафта, благоприятный климат и длительный «гостевой» сезон.

Стратегия локального инновационного развития территорий «strike» - заключается в формировании туристского кластера «с нуля» на территориях с невысокой степенью туристской привлекательности. Данный тип стратегии управления региональным туристским кластером предполагает активное взаимодействие государственных структур и частного бизнеса по комплексному преобразованию инженерной, дорожной, туристской инфраструктуры с последующим ее выходом на качественно новый уровень развития. В данном случае риски финансовых потерь достаточно велики. Однако столь же значительными могут быть и будущие экономические выгоды. Конечно, можно скептически относиться к данной стратегии, однако, в качестве доказательной базы можно привести примеры величайших американских мегаполисов, расположенных в пустыне, которые, благодаря развитой системе дорог, превратились в зоны притяжения для миллионов туристов. Данная стратегия может быть оправдана лишь в тех случаях, когда и государство, и представители бизнес – сообщества четко осознают все риски и все возможные будущие выгоды от реализации подобных проектов.

Таблица 1. Матрица разновидностей стратегии управления региональным кластером по критериям «период реализации проекта – объем финансовых вложений – экономический эффект»

Стратегия управления региональным туристским кластером Период реализации проекта Объем финансовых вложений Экономический эффект Уровень рисков для инвесторов
Стратегия «hop» непродолжительный значительный высокий низкий
Стратегия ценностного подхода («value approach») индивидуален для каждого проекта и может серьезно варьироваться как правило малый / средний в обозримой перспективе отсутствует / незначительный высокий
Стратегия выращивания региона – донора («a region – donor») средней продолжительности / длительный значительный очень высокий средний
Стратегия локального инновационного развития территорий «strike» средний / длительный (индивидуальный характер) значительный высокий высокий

Также важно отметить, что сама концепция кластера обладает рядом специфических особенностей. Мало того, эти различия в подходах к формированию кластеров мы можем наглядно проследить на примере Липецкой области. Так, например, кластер «Елец» позиционируется как туристско – рекреационный, а кластер «Задонщина» как автотуристический. В этой связи применение какой – либо стратегии управления кластером должно происходить в непосредственной привязке к целевому назначению кластера. 

Перед тем, как использовать ту или иную стратегию управления кластером, необходимо провести подробную оценку туристского потенциала территории, охватывающую такие аспекты, как: наличие культурно – исторических достопримечательностей, наличие водных объектов, лесов, гор, качество пляжей, климатические условия, высотность, уровень преступности, разнообразие объектов социально – рыночной инфраструктуры региона и пр.

В заключение отметим, что сам подход реализации стратегии управления региональным туристским кластером должен быть гибким. Важно помнить, что любая стратегия есть лишь теоретический вектор развития системы. Однако, как мы знаем из психологии, типы темперамента человека в реальной жизни практически не встречаются в чистом их проявлении в рамках конкретной личности. Тем не менее, можно, например, с уверенностью говорить о каком – либо преобладающем типе темперамента по поведению человека. Так и стратегии управления кластером не должны служить для государства неким форматом «замыкающихся рамок». Напротив, кластер находится в постоянном, динамичном развитии. И выбор стратегии также должен быть адаптирован к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.


Библиографический список
  1. МАРКЕТИНГ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Дробышев Е.А., Закипной М.В., Зевеке О.Ю., Кожаев Ю.П., Коршунов А.Г., Крюкова Е.М., Матяш С.А., Осмоловский Г.Н., Пробин П.С., Прохоров В.М., Телепченкова Н.В., Тырина Т.Г.
    Учебное пособие / Под редакцией Ю.П. Кожаева . Москва, 2016.
  2. Люлев А.В. «Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия», «Молодой ученый» №10 (21), октябрь 2010.
  3. Информационное агентство «РИА Новости». https://ria.ru/
  4. Справочно – правовая база «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru
  5. Федеральное агентство по туризму  РФ. http://www.russiatourism.ru/


Все статьи автора «Пробин Павел Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: