УДК 658.014

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ, АКТУАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ

Бочарова Ирина Юрьевна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт менеджмента, экономики и инноваций»
д.э.н., заведующий кафедрой экономики и финансов

Аннотация
В статье рассмотрены концептуальные принципы корпоративного управления, их значение, актуализация и развитие. В работе определена роль принципов корпоративного управления в формировании организационных основ корпоративного управления.

Ключевые слова: акционеры., внутрифирменные интересы, корпоративное управление, корпорация, принципы корпоративного управления, регулирование, теория корпоративного управления


CORPORATE GOVERNANCE: IMPORTANCE, ACTUALIZATION AND DEVELOPMENT OF THE PRINCIPLES

Bocharova Irina Yur’evna
Institute of Management, Economics and Innovation
Dr Sc (Economics), Head of the Department of Economics and Finance

Abstract
The article considers the conceptual principles of corporate governance, their importance, actualization and development. The paper defines the role of corporate governance principles in the formation of the organizational foundations of corporate governance.

Библиографическая ссылка на статью:
Бочарова И.Ю. Корпоративное управление: значение, актуализация и развитие принципов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14138 (дата обращения: 26.05.2017).

В современной корпоративной практике высокий уровень развития корпоративного управления является одним из факторов повышения инвестиционной привлекательности компаний. Уровень качества корпоративного управления сказывается на принятии решений о возможности капиталовложений в компанию, влияет на ее капитализацию. Внедрение эффективных механизмов корпоративного управления способствует повышению стоимости компании, реализации внутрифирменных интересов в формирующейся национальной модели корпоративного управления [1].

В условиях конкуренции эффективное корпоративное управление улучшает репутацию и имидж компании, тем самым, облегчая доступ на рынки капиталов, формируя корпоративную культуру. Существующая хозяйственная практика свидетельствует, что доверие к компании определяется существующими механизмами реализации прав и обеспечения экономических интересов акционеров, реализуемой корпоративной социальной ответственностью и бизнес-этикой компании [2]. Прозрачность и результативность данных механизмов повышает предсказуемость действий организационных элементов управления компании, способствуя возможности влияния на них акционеров.

Этим объясняется актуальность темы и особое внимание к вопросам корпоративного управления в современной экономике. За последние двадцать лет проблемы корпоративного управления завладели особым вниманием экономистов, юристов, политологов. В ведущих школах бизнеса введены соответствующие учебные курсы, вырос интерес в мировой и отече­ственной научной и учебной литературе.

Современные финансовые потрясения обострили внимание к проблемам корпоративного управления [3]. Поэтому рассматриваемые вопросы имеют не только научный, но и прикладной характер, высокую практическую значимость.

В России в настоящее время отношения в данной сфере в наибольшей степени регулируются Федеральным законом «Об акционерных обществах», уточняющим нормы по защите прав акционеров, кредиторов, регулирующим государственное участие в деятельности корпорации. Приоритетные направления развития компаний определяет Кодекс корпоративного управления, носящий рекомендательный характер по применению технологий, обеспечивающих этическое поведение сторон, и являющийся дисциплинирующим инструментом корпоративного управления.

В результате внесенных изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в частности, впервые законодательно закреплено понятие корпорации. До этого термин законодательно использовался лишь в статье 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Так, согласно Гражданского кодекса Российской Федерации, к корпорациям относят юридических лиц, учредители которых обладают правом участия в них и формируют их высший орган (Ст. 65.1), в т.ч. хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости и др.

Существующая корпоративная практика и законодательное регулирование потребовала внесения корректив в концептуальные положения теории корпоративного управления, закрепленные в Принципах корпоративного управления ОЭСР, принятых в 1999г., 2004 годах и ставших основой для принятия Кодексов корпоративного управления в разных странах. Традиционно принципы корпоративного управления определяют как основные исходные положения, характеризующие систему и механизм корпоративного управления [1, 4].

Развитие корпоративного управления потребовало принятия новой редакции этого документа и более расширенного состава стран-участниц − развитых и развивающихся государств. В новом документе четко обозначена цель корпоративного управления, заключающаяся в содействии созданию среды доверия, прозрачности и ответственности, необходимой для стимулирования долгосрочных капиталовложений, финансовой стабильности и честности в предпринимательской деятельности [5, с. 7].

Международные принципы, изложенные в документе «Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР», определяют основополагающие элементы и практическое руководство по реализации корпоративного управления на национальном уровне. Они включают следующие разделы [5]:

  1. Обеспечение основы для эффективной структуры корпоративного управления. Предполагается, что формирующаяся структура должна стимулировать прозрачные и справедливые рынки и эффективное распределение ресурсов, чему способствует эффективный надзор и правоприменение.
  2. Права акционеров, равное отношение ко всем акционерам и ключевые функции собственности. Положение направлено на защиту прав акционеров и обеспечение справедливого и равного отношения к ним.
  3. Институциональные инвесторы, рынки ценных бумаг и иные посредники. Данный новый принцип обращает внимание на создание «надлежащего» корпоративного управления по всей инфраструктуре инвестиционной цепочки.
  4. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией. Модифицированный принцип направлен на создание благосостояния, рабочих мест и финансово устойчивых предприятий.
  5. Раскрытие и прозрачность информации. Модифицированное положение обращает внимание на необходимость раскрытия информации по финансовому положению, результатам деятельности, собственности, управлению компанией.
  6. Обязанности совета директоров. Модифицированный принцип предусматривает обеспечение стратегического руководства компанией, эффективный контроль за менеджментом, подотчетность совета директоров перед компанией и акционерами.

Таким образом, базовые принципы корпоративного управления укрупненно формулируют следующим образом:

  • Справедливость (принципы 1 и 2).
  • Ответственность (принцип 4).
  • Прозрачность (принципы 3 и 5).
  • Подотчетность (принцип 6).

Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР носят рекомендательный характер. Их задача − обеспечение общих правил и ориентиров развития. Принципы могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки сис­тем корпоративного управления и лучшей практики. Эти принципы носят эволюционную природу, и их следует пересматривать в свете существенных изменений условий.

Принципы корпоративного управления ОЭСР послужили основой при создании национальных кодексов корпоративного поведения, в том числе, российского Кодекса корпоративного управления, закрепившего следующие принципы корпоративного поведения [6]:

  1. Права акционеров и равенство условий для акционеров при осуществлении ими своих прав. Данный принцип направлен на обеспечение реальной возможности реализации прав в области участия в управлении и прибыли компании, в возможности обеспечения их эффективной защиты.
  2. Совет директоров общества. Принцип подчеркивает необходимость осуществления советом директоров стратегического управления деятельностью корпорации и эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов.
  3. Корпоративный секретарь общества. Принцип акцентирует внимание на обеспечении эффективного взаимодействия с акционерами по защите их интересов и поддержке результативной работы совета директоров компании.
  4. Система вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников общества. Предполагается, что вознаграждение должно быть достаточным для обеспечения необходимых условий и стимулирования топ-менеджмента, обладающего необходимой компетенцией и квалификацией. Разработанная в компании политика по вознаграждению должна координировать процедурный порядок начисления и выплаты вознаграждений.
  5. Система управления рисками и внутреннего контроля. Этот важнейший модифицированный принцип направлен на создание эффективно функционирующей системы управления рисками и внутреннего контроля в компании.
  6. Раскрытие информации об обществе, информационная политика общества − один из краеугольных камней – подчеркивает необходимость создания прозрачности и транспарентности для всех заинтересованных лиц в целях повышения инвестиционной привлекательности компании.
  7. Существенные корпоративные действия. Данный новый принцип направлен на создание справедливых условий, обеспечивающих соблюдение прав и интересов акционеров, других заинтересованных лиц.

В научной литературе в области теории корпоративного управления с теоретической точки зрения выделяют систему принципов корпоративного управления [1, 4]:

  1. Принцип централизации управления подразумевает сосредоточение наиболее важных, стратегических решений в одних руках. Достоинством рассматриваемого принципа является результативность принятия решений лицами, обладающими профессиональными навыками и компетенциями, координирующими все аспекты  работы, что обеспечивает единую финансовую, научно-техническую, производственную и кадровую политику. Недостаток централизации проявляется в возможной концентрации власти в руках людей, не способных организовать комплексный механизм функционирования корпорации и обеспечить эффективность работы.
  2. Обратный принцип – принцип децентрализации − предполагает ослабление централизации путем передачи решения вопросов нижестоящим органам управления и структурным подразделениям. Достоинство рассматриваемого принципа проявляется в возможности оперативного принятия управленческих решений, в демократизации управления путем привлечение менеджеров среднего и низшего звена, а, следовательно, повышения ответственности за принятие решений, ослаблении бюрократизации, совершенствовании внутрикорпоративных отношений. Недостатком выступает недостаточная квалификации и сформированность компетенций, затруднение унификации правил и процедур принятия решений, отсутствие полной информации и др.
  3. Принцип координации деятельности. Данный принцип предусматривает переход от прямого управляющего воздействия на объект корпоративного управления к согласованию действий субъектов корпоративного управления для достижения единой цели по реализации миссии и стратегии фирмы.
  4. Принцип законности. Принцип основан на необходимости принятия управленческих решений в корпорации в соответствии с действующим корпоративным, трудовым, налоговым, финансовым законодательством и охватывающими данными нормативными актами соответствующие грани регулирования на всех уровнях и во всех видах экономической деятельности компаний – промышленности, сельском хозяйстве и др. [7].
  5. Принцип соблюдения эффективного правоприменения. Данный принцип приобретает особую актуальность для российской корпоративной практики компаний независимо от видов и форм деятельности [6, 7].
  6. Принцип вовлечения участников корпорации в работу их органов управления, осуществляемого в порядке, определенном федеральным, региональным законом, отраслевыми нормативными актами и учредительными документами корпорации.
  7. Принцип информационного обеспечения корпоративного управления предполагает наличие комплексной, достаточной, стратегической и оперативной информации, обеспечивающей потенциал воздействия на принятие необходимых управленческих, технических, технологических решений.
  8. Принцип добросовестности и разумности. Данный принцип отражен в Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 53, в которой обязывает лицо, выступающее в соответствии с законом или учредительными документами от имени юридического лица, действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно. Принцип предполагает, что соответствующее лицо обязано вести дела способом, оптимальным для достижения целей корпорации.

В ситуации нарушения принципа добросовестности и разумности Гражданский кодекс Российской Федерации обязывает соответствующее лицо по требованию учредителей возместить убытки, ущерб, причиненные им компании. Существует законодательно разрешенная процедура предусмотреть условия ответственности лиц, выступающих от имени юридического лица, в виде договора. В таком случае в договоре возмещение убытков может быть ограничено или вообще исключено.

Законодательно предусмотрено, что к числу лиц, привлекаемых к ответственности за причинение убытков, ущерба, относят как единоличный исполнительный орган, управляющую организацию или управляющего, осуществляющих переданные им по договору полномочия исполнительного органа, так и членов коллегиального ис­полнительного органа, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) компании. В случае, если члены коллегиальных органов управления голосовали против решения, повлекшего причинение компании убытков, или не принимали участия в голосовании, то они не несут ответственности.

Таким образом, выделенные принципы определяют организационные основы корпоративного управления, характер деятельности соответствующих субъектов управления, сущность их взаимодействия в складывающейся на современном этапе развития практике хозяйствования. Эволюционное изменение принципов корпоративного управления находит отражение в модификации Кодексов корпоративного управления и направлено на внедрение передового опыта, популяризацию лучшей корпоративной практики, совершенствование национальной модели корпоративного управления.


Библиографический список
  1. Бочарова И.Ю. Внутрифирменные интересы в условиях формирования национальной модели корпоративного управления // Экономическая наука современной России. 2005. № 3. С. 116-123.
  2. Бочарова И.Ю. Социально-этичный маркетинг и бизнес-этика компаний // Научное обозрение. 2012. № 6. С. 419-424.
  3. Рыманов А.Ю. Модели противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере // Финансы. 2007. № 4. С. 32-36.
  4. Рыманов А.Ю. Развитие теории корпоративного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С.182-185.
  5. Принципы корпоративного управления G20/ОЭСР (G20/OECD Principles of Corporate Governance). Paris: OECD Publishing, 2016. – 79 с.
  6. Письмо Банка России от 10.04.2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // Вестник Банка России. − № 40. – 18.04.2014 г.
  7. Рыманов А.Ю. О налогово-бюджетном регулировании сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 4. С. 40-42.
  8. Рыманов А.Ю. Совершенствовать аренду сельхозугодий // АПК: экономика, управление. 2003. № 4. С.41-45.


Все статьи автора «Бочарова Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: