УДК 334.22

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ: ЕСХН И УСН

Горелышева Мария Александровна
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина
студентка 4 курса экономического факультета

Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей и принципов специальных налоговых режимов, в частности, единого сельскохозяйственного налога и упрощенной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из вышеперечисленного делается вывод о целесообразности выбора одного из предложенных режимов налогообложения.

Ключевые слова: единый сельхозналог, принципы и особенности специальных налоговых режимов, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения


SPESIAL TAX REGIMES FOR AGRICULTURAL PRIDUCERS: UAT AND STS

Gorelusheva Mary Alexandrovna
Ulyanovsk State Agriculcural Academy named after P.A. Stolypin
4th year student of economic faculty

Abstract
The article is devoted to the characteristics and principles of special tax regimes, in particular, the unified agricultural tax and the simplified taxation system for agricultural producers. From the above it is concluded the feasibility of selecting one of the proposed tax regimes.

Keywords: a simplified system of taxation, a single agricultural tax, principles and features of special tax regimes, special tax regimes


Библиографическая ссылка на статью:
Горелышева М.А. Специальные налоговые режимы для сельхозпроизводителей: ЕСХН и УСН // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/02/14103 (дата обращения: 26.05.2017).

Научный руководитель: Лаврова Елена Евгеньевна,

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина, старший преподаватель, к.э.н.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Рассмотрим их основные принципы (Рис.1).

Рисунок 1.

Оба специальных режима призваны в первую очередь, упростить процедуру налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым. Каждый спецрежим должен создавать благоприятный налоговый климат, иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным[3]. Принцип добровольности предусматривает, что каждая сельскохозяйственная организация сама решает, оставаться ли ей на общем режиме налогообложения или переходить на специальный. Однако законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых). Также следует помнить, что единый налог каждого специального налогового режима заменяет несколько других из общей системы[2]. Учет особенностей экономических условий каждого субъекта – этот принцип реализуется при помощи введения различных корректирующих коэффициентов.

Начнем с более детального описания единого сельскохозяйственного налога. Он предназначен для применения на предприятиях рыбоводческой и аграрной отрасли для уменьшения налоговой нагрузки. Однако для организаций существуют ограничения на применение данного специального режима, его не могут применять:

  • производители подакцизных товаров (табак);
  • предприятия, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова которых составляет менее 70% от всего дохода;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Налоги уплачиваются во 2 квартале не позднее 25 июля и 4 квартале (по итогам года) не позднее 31 марта. Если сельскохозяйственное предприятие просрочило сдачу отчетности, ему будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 рублей [5].

Что же касается сельскохозяйственных предприятий, желающих выбрать УСН, стоит помнить, что положениями для отказа в этом могут служить следующие особенности:

  • среднегодовая численность работников в организации превышает 100 человек;
  • организации, производящие подакцизные товары (табачная продукция);
  • организации-участники соглашений о разделе продукции;
  • организации, перешедшие на ЕСХН либо не уведомившие об этом в установленные сроки;
  • организации, доля участия в которой других организаций не превышает 25 %;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств более 100 млн. руб. (с 2017 года — 150 млн. рублей);
  • казенные и бюджетные учреждения;
  • иностранные организации;
  • организации, чей годовой доход превышает 79,74 млн. руб. (с 2017 года — 120 млн. руб.);
  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Декларация заполняется следующим образом: в 1 квартале – не позднее 25 апреля; во 2 квартале – не позднее 25 июля; в 3 квартале – не позднее 25 октября; в 4 квартале (по итогам года) – не позднее 30 апреля. Штрафы по поводу просроченной сдачи отчетности аналогичны с предыдущей системой налогообложения [6].

Проанализируем основные моменты, касающиеся уплаты налогов предприятиями, применяющих УСН и ЕСХН (Таблица 1):

Таблица 1 – Сравнительные характеристики ЕСХН и УСН

Налог Налоговая база Налоговая ставка Уменьшение суммы налога Освобождение от налогов Налоговый учет Глава НК РФ Налоговый отчетный период
УСН Доходы;

доходы-расходы

6%;

15%

Не более 50% фиксированных взносов за себя и за работников. Без работников на 100% Налоги на прибыль и имущество организаций, НДС Книга доходов и расходов 26.2 квартал
ЕСХН Доходы-расходы 6%* нет Налоги на прибыль и имущество организаций, НДС Ведется в полном объеме 26.1 полугодие

*для республики Крым и города федерального значения Севастополя в период в 2016 году – 0,5%, с 2017 по 2021 гг. – 4% .

Безусловно, для сельхозпредприятий выгодно применять упрощенную систему налогообложения, поскольку упрощенно ведется бухгалтерский и налоговый учет, отсутствует необходимость предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС, есть возможность выбрать объект налогообложения, три налога заменяются на один, декларации подаются всего лишь 1 раз в год, можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету [7].

Чтобы подтвердить свои слова на практике, прибегнем к статистическим данным (Таблица 2).

В данной таблице рассмотрены Ульяновские сельскохозяйственные товаропроизводители, которые выбрали при ведении своей хозяйственной деятельности упрощенный и единый сельскохозяйственный налог. Однако при проведении общего анализа были выявлены и предприятия с общей системой налогообложения.

Таблица 2 – Распределение сельскохозяйственных предприятий по выбранному специальному налоговому режиму: ЕСХН и УСН

Классификационный признак Применяемый специальный режим налогообложения
ЕСХН УСН
Размер с/х предприятия среднее (4-6 тыс. га) крупное (свыше 6 тыс. га)
Уровень прибыльности предприятия средний (до 500 тыс. руб.) высокий (свыше 500 тыс. руб.)
Полнота уплаты налогов и отчислений* 50-100% выплачивается третью предприятий полностью выплачиваются 40% предприятий
Начисленная налоговая нагрузка** средняя (6-16 копеек на 1 руб. выручки) – половина предприятий высокая (свыше 16 копеек на 1 руб. выручки) – 17%

* оставшаяся часть(28%) принадлежит предприятиям с ОСН, они выплачивают 50% необходимых налогов;

**низкая налоговая нагрузка у предприятий с ОСН (треть от общего количества).

Как видим из таблицы, единый сельхозналог уплачивается в основном средними предприятиями со средним уровнем прибыльности, причем далеко не в полном размере, хотя начисленная налоговая нагрузка ниже, чем при УСН. При упрощенной системе налогообложения количество уплаченных налогов выше, да и объем «добросовестных» предприятий больше. Но здесь следует учесть во внимание, что данный специальный режим выбирают в основном крупные предприятия с высоким уровнем прибыльности, которые могут себе позволить более высокий уровень налоговой нагрузки, чем при ЕСХН [1,4].

Наши предположения, основанные на теоретических знаниях, оправдались: предприятиям действительно выгоднее выбирать УСН, особенно крупным предприятиям, которые уже набрали обороты в ведении своей финансово-хозяйственной деятельности.


Библиографический список
  1. Маркелова С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения: монография [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Markelova.pdf
  2. Специальные налоговые режимы: учебное пособие /Г.А. Горина, М.Е. Косов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 127 с.
  3. Особенности налогообложения малого бизнеса: Учебное пособие/ М.М. Газалиев, В.А. Осипов.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2014.- 116 с.
  4. Маркелова С.В. Оценка налоговой нагрузки сельскохозяйственных организаций Ульяновской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http:// venec.ulstu.ru/lib/go.php?id=4280
  5. Консультант Плюс: ЕСХН [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons…/b0232a86ead40cf8703ef7972da8794f69ae2a1e/
  6. Консультант Плюс: УСНО [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons…/de92c08225edfb0b804a17dcec85a7d74789d7bb/
  7. ФНС: изменения в законодательстве (подготовлено экспертами «Гарант») [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http:// nalog.garant.ru/fns/


Все статьи автора «Горелышева Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: