УДК 339,54

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НДС С ПРОДАЖИ ИНОСТРАННЫМИ КОМПАНИЯМИ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ РОССИЙСКИМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Шамсутдинова Виктория Шамилевна
Филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г. Севастополе
студентка 4-го курса факультета экономики

Аннотация
Данная статья посвящена обзору изменений, внесенных в части первую и второю Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей исчисления и взимания НДС с продажи иностранными компаниями электронных услуг российским потребителям. Автором выявлены причины снижения темпов роста IT-сегмента рынка РФ. Проведенное исследование позволяет утверждать, что меры принятые государством с целью поддержки отечественных онлайн ритейлеров и производителей носят необходимый характер, но могут привести к неоднозначным последствиям.

Ключевые слова: «налог на Google», интернет торговля, НДС с продажи цифрового контента


FEATURES OF CALCULATION AND COLLECTION OF VAT ON THE SALE OF FOREIGN COMPANIES OF ELECTRONIC SERVICES TO RUSSIAN CONSUMERS

Shamsutdinova Viktoriya Shamilevna
Branch of Moscow State Lomonosov University in Sevastopol
4th year student of the Faculty of Economics

Abstract
This article provides an overview of changes made to the first and second parts of the Tax Code of the Russian Federation relating to the characteristics of the calculation and collection of VAT on the sale of foreign companies of electronic services to Russian consumers. The author reveals the reasons for a slowdown in IT-segment of the Russian market. The study suggests that the measures taken by the State to support the domestic online retailers and manufacturers are required in nature, but can lead to mixed results.

Библиографическая ссылка на статью:
Шамсутдинова В.Ш. Особенности исчисления и взимания НДС с продажи иностранными компаниями электронных услуг российским потребителям // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/02/14075 (дата обращения: 30.09.2017).

3 июля 2016 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 244ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [1], в соответствии с которым с 1 января 2017 года  вступили в силу новые правила исчисления и  взимания НДС  с продажи иностранными компаниями   электронных услуг российским потребителям.

В средствах массовой информации данный закон носит неофициальное название «закон о налоге на Google», так как регулирует налогообложение таких компаний, как Google, Apple, Microsoft, Steam,  а также таких  интернет-площадок как eBay и Aliexpress.

Поскольку на современном этапе развития перспективы российских компаний во многом зависят от мер государства, направленных на регулирование данного сегмента рынка, то  данное новшество является логическим продолжением текущей государственной политики по уравниванию условий ведения бизнеса для отечественных компаний и зарубежных.  Неравенство состояло в том, что российские компании в отличие от иностранных продавало свои электронные услуги с учетом НДС (за исключением «лицензионной уловки»).

Согласно закону НДС введен для 14 типов электронных услуг, охватывающих основные виды деятельности в интернете. Это, к примеру, как  предоставление прав на использование программ (в том числе компьютерных игр и баз данных) на ЭВМ, так и оказание рекламных услуг (в том числе          оказание  услуг  по  размещению  предложений  о   приобретении (реализации) товаров (работ или  услуг или имущественных прав), как хранение и обработка информации, предоставление доменных имен, так и ведение статистики на сайтах. При этом новый закон не распространяется на такие услуги как продажа товаров с поставкой, осуществляемой без использования интернета, реализация программ на материальных носителях, провайдерские услуги.

Российская Федерация признается местом реализации таких услуг не только если покупатель живет на её территории, но и если:

1) покупатель воспользовался счетом в банке (или оператором электронных денежных средств), местонахождение которого – РФ;

2) покупатель использует российский сетевой адрес;

3) международный телефонный код, используемый покупателем, присвоен РФ.

Необходимо обратить внимание, что согласно Письму ФНС России от 09.08.2016 N СД-3-3/3618 –  иностранное физическое лицо — предприниматель под действие данного закона не попадает.

Исходя из имеющихся на конец января данных, попробуем  оценить, как введение данного закона сказывается на развитии ИТ-индустрии в стране.

Согласно изначальному мнению АКИТ  – иностранные компании в большинстве своём не стали бы перекладывать 18% налога на плечи пользователей, покрыв НДС за счет высокой прибыли [2]. Но как оказалось, все произошло наоборот.

Уже в конце 2016 г рода российским пользователям  и разработчикам стало известно о повышении цен на услуги иностранных компаний в сумме, приближенной к размеру НДС (Google на 18%, Nintendo на 20% и т.д.).

Это, в свою очередь, стало косвенным ударом для IT-рынка РФ, так как значительная часть российских разработчиков  реализует свои программы  (в особенности игры) в России через западные площадки, типа App Store, Google Play или Steam. Цены в интернет-магазинах в связи с падением курса рубля ощутимо выросли за последний год, что уже заметно сократило количество покупок, дальнейшее увеличение стоимости услуг приведет к еще большому падению потребительского спроса и к уходу потребителей на «пиратский рынок» и к снижению компьютерной законопослушности среди будущих потребителей.

В третьем чтении также не решили проблему деофшоризации с двойным НДС, когда первый раз его платит платформа, а второй раз — сам разработчик, когда получает деньги с платформы. Также возникает неопределенность с определением правомерности применения льгот при заключении лицензионного договора между иностранным продавцом и российским покупателем с последующим предоставлением самой через интернет. Стоит отметить, что законом не исключено право иностранных организаций на получение налоговых льгот при  «лицензионной уловке».

По мнению автора, вероятно, было бы целесообразнее ввести налоговые вычеты при экспорте за рубеж отечественных сервисов – что дало бы стимул хоть и не мгновенному, но к постепенному развитию[4].

Кроме того, высока вероятность, что некоторые зарубежные ИТ-компании не будут вставать на налоговый учет в РФ и регулятором выступит Роскомнадзор, который просто заблокирует доступ к ресурсу, что с течением времени сократит объем доступного контента для пользователей рунета.

В европейских странах налогообложение цифрового контента существует с 2015 года, организация уплачивает налог исходя из страны, в которой она продает свои услуги. Но в РФ, на взгляд автора, необходимо отметить несвоевременность данных изменений. Ведь вместо того, чтобы дать толчок к развитию российского ИТ-рынка, закон, наоборот, только замедлит его развитие. Идеология данного закона правильна, но, необходим глубокий анализ рынка, дабы выявить меры, которые не снижая, потребительскую активность помогут выровнять условия иностранной и отечественной торговли.


Библиографический список
  1. Федеральный закон “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” от 03.07.2016 N 244-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200490/
  2. J’son & Partners Consulting. Электронный ресурс. URL: http://www.json.ru/ссоциация компаний интернет торговли. Электронный ресурс. URL: http://www.akit.ru/
  3. Ассоциация компаний интернет торговли. Электронный ресурс. URL: http://www.akit.ru
  4. Cайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Развитие интернет-торговли в России: преимущества и недостатки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь). – С. 107–112. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16218.htm.
  5. Гуменная Н.С. Особенности налогообложения Интернет-торговли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58)


Все статьи автора «Шамсутдинова Виктория Шамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: