УДК 332

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАТО

Кашу Михаил Васильевич
Уральский Государственный Экономический Университет
студент отделения магистратуры

Аннотация
Данная статья посвящена обзору актуальных проблем государственного регулирования ЗАТО, которые в настоящее время оказались лицом к лицу с качественного новыми трудностями в условиях современных рыночных отношений. Малые моноспециализированные города в условиях современных рыночных преобразований оказались в наиболее сложном положении, что связано с узкой направленностью их промышленности, сложностями с демографической, кадровой образовательной системами и пр.Данные проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: государственное регулирование, государство, ЗАТО, муниципальные образования, предприятие, проблема, промышленность, специфика, территория, финансирование


MODERN PROBLEMS OF STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATIONS

Kashu Mikhail Vasilievich
Ural State University of Economics
graduate student department

Abstract
This article provides an overview of features of development and operation at present closed administrative-territorial formations (CATF). The study suggests that the CATF has bright features of the other municipalities, affects the functioning of all aspects of the territorial unit. This perspective is multifaceted.

Keywords: closed administrative-territorial formations, finance, government, government regulation, industry, municipalities, problem, specifics of the enterprise, territory


Библиографическая ссылка на статью:
Кашу М.В. Современные проблемы государственного регулирования развития ЗАТО // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13931 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время Федеральный закон «О закрытом административно-территориальном образовании» не учитывает существующие особенности различных видов ЗАТО. Закрытые административно-территориальные образования условно можно классифицировать по трем группам: первые имеют закрытый режим вследствие того, что в них ведутся научные исследования и разработки, вторые – вследствие наличия вредного промышленного производства на их территории, третьи же получили статус закрытых территорий в результате реформы Министерства обороны, путем преобразования военных городков в закрытые, которые соответственно наследовали и весь перечень проблем, присущих военным городкам, это прежде всего имущественные и финансовые проблемы. Однако перечисленные функциональные особенности различных видов ЗАТО не закреплены в законодательстве Российской Федерации[1].

В настоящее время даже на федеральном уровне так и нет четкого понимания важности существования, функционирования и развития таких муниципальных образований как ЗАТО. А ведь закрытые автономно-территориальные образования это не только важная зона ответственности, но и наличие ограниченных возможностей существования, так как инвестиционные проекты в большинстве ЗАТО попросту исключены.

Даже в начале экономических преобразований страны в 90- х годах было понятно, что переход крыночных условиям функционирования принесет много проблем существованию ЗАТО. Если в начале 90- х годов ЗАТО не знали проблем безработицы, то уже к 1995 году безработные стали составлять около 18% населения таких муниципальных образований[2, с. 45]. Переход к рыночным условиям функционирования требовали от предприятий значительных средств, которых они не имели. Жители закрытых городов, привыкшие к высокому уровню жизни стали покидать закрытые территории. Особенно существенно отток населения наблюдался среди молодых специалистов.

Таким образом, существующее искусственное изолирование ЗАТО от основного экономического пространства страны не защищали их от возникающих проблем «переходного периода».

Главная из возникших в этот период проблем – финансирование. Ранее закрытые автономно-территориальные образования считались привилегированной территорий, так как имеющиеся неудобства проживания на такой территории компенсировались материальной выгодой. В рыночных условиях исчезла необходимость в поддержании со стороны государства закрытых объектов, таким образом, они столкнулись с необходимостью «выплывать» самостоятельно. Однако при этом, производство в закрытых городах оставалось в значительной степени специфичным и капиталоемким, а следовательно не способным быть конкурентоспособным. В данных условиях единственным возможным способом сохранения научного, производственного и человеческого потенциала являются государственные дотации[3, с.133].

Вторая основная проблема закрытых территорий – проблема занятости. Функционирование закрытых поселений полностью подчинено градообразующему предприятию. Возникший спад производства, сокращение выпуска объектов вооружения послужил причиной того, что многие работники закрытых городов лишились привычной работы. При этом ведение собственного бизнеса или торговли в ЗАТО затруднителен, что связано с имеющимися ограничениями связей закрытых территорий с внешним миром.

Третьей проблемой ЗАТО является проблема баланса открытости и безопасности. За многие годы, когда жизнедеятельность ЗАТО отличалась исключительной закрытостью, здесь сформировался свой особый микроклимат. Люди, проживающие на таких территориях, приспособились к специфическим особенностям проживания и воспринимали подобные «тепличные» условия как должное. Поэтому с изменением (смягчение и отменой) многих ограничительных режимов ЗАТО жители моногородов обеспокоились возникновением проблемы криминала[4, с. 201].

Итак, приведенные выше социально-экономические проблемы ЗАТО наглядно демонстрируют существование двойственного статуса «закрытое административно-территориальное образование». С одной стороны ЗАТО – это специальная территория, выделенная для осуществления задачи национальной безопасности страны, а с другой – ничем не отличающийся от других рядовой город с типовым перечнем вопросов муниципального значения, которые решаются в рамках общего законодательства. Особую сложностью здесь стоит отметить в том, что промышленные объекта, на основании деятельности которых созданы ЗАТО имеют стратегическое значение для страны. Однако с другой стороны не все эти объекты способны приносить прибыль, что в рамках рыночной экономики не приветствуется. Кроме этого, развивающиеся на основе данных производств города становятся самостоятельными единицами, постепенно вписывающимися в формировании территории страны не в качестве ЗАТО, а в качестве простого малого города[5].

Итак, присутствие как явных так и скрытых проблем и противоречий в системе регулирования ЗАТО приводит, во-первых, к уменьшению эффективности выполнения градообразующими предприятиями своих основных задачи, во-вторых, к росту риска возникновения нештатных ситуаций на производстве, в-третьих, к росту риска утраты государственной тайны.


Библиографический список
  1. Худякова И.В. Правовое положение закрытых административно-территориальных образований : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01002617722
  2. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики [Текст]  / А.Г. Воронин. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 176 с.
  3. Ефимов В.С. Стратегическое управление городом. Курс лекций [Текст]  / В.С. Ефимов. – Красноярск: РИО СФУ, 2014.- 243 с.
  4. Кузнецова, О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования [Текст] / О.В. Кузнецова. – М.: Издательство ЛКИ, 2014. – 304с.
  5. РедюшевА.А.Управление социально-экономическим развитием закрытых административно-территориальных образований в рыночных условиях : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003306864


Все статьи автора «Кашу Михаил Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: