КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК НОВЫЙ ВИД ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Сычева Белла Александровна
Сибирский федеральный университет
магистрант 2 курса

Аннотация
Кластерная политика - современный метод стимулирования развития международной экономики. Особенности этого метода позволяют ускорять прогресс в сфере инноваций.

Ключевые слова: кластерная политика, международная экономика


CLUSTER POLICY AS A NEW FORM OF INTERNATIONAL ECONOMY

Sycheva Bella Aleksandrovna
Siberian Federal University
second year master student

Abstract
Cluster policy is a modern method of promoting development of the international economy. The features of this method it is accelerate progress in the field of innovation.

Keywords: cluster policy, international economy


Библиографическая ссылка на статью:
Сычева Б.А. Кластерная политика как новый вид формирования международной экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13758 (дата обращения: 17.03.2024).

На сегодняшний день одной из важных задач международной политики состоит в развитии долгосрочных экономических отношений и прочных связей между различными странами. Для того чтобы достичь этих целей сегодня применяется много методов и форм взаимодействия, позволяющих активно продвигаться вперед на пути научно-экономического прогресса. Менеджмент в международных отношениях крайне важен, тем более, в условиях нестабильности экономики, что можно наблюдать сегодня в современном мире. Нет сомнений в эффективности методов взаимодействия, применяемых мировым сообществом, однако это не значит, что больше нет необходимости принимать меры для повышения их эффективности.

На западе одной из распространённых форм развития науки и экономики выступает кластерная политика. Кластер – это форма взаимодействия предприятий, направленных на достижение общих целей посредством своих инструментов, инструментов каждого предприятия по отдельности, но организованных в общую систему функционирования. Это объединение различных видов организаций: коммерческих, научных, образовательных, инфраструктурных и других, которые образуют своего рода синергию, позволяющую каждому предприятию функционировать в значительной степени эффективней, нежели, если бы каждое работало по отдельности. Кластерная политика – это новый качественный виток менеджмента и экономики, присущий современному миру. Практика данной политики начала зарождаться ещё в 1970-е гг. Тогда представители новой экономической теории сформулировали идеи, связанные с влиянием концентрации региональных предприятий на общий экономический рост.

Исследование международного опыта кластеризации показало, что к  государствам, имеющим высокий уровень кластеризации экономики, можно отнести страны Западной Европы, Северной Америки, а также Япония, Индия и некоторые страны арабского мира. Наиболее наглядным примером кластера может стать, например, «Силиконовая долина», находящаяся в Штате Калифорния в США, включающая в себя штаб-квартиры 7000 технологических высокоразвитых компаний.

В советское время создавались такие агломерации, как академгородки, которые включали в себя научные и опытные предприятия, социальные объекты, объединёнными общими проектами и программами, направленные в конечном счёте на формирование научно-технического превосходства страны. В 1990-е гг. история развития кластеров связана с аспектами промышленного прогресса, и рассматривались они в контексте региональных промышленных систем. В 2000-е гг. формирование кластерной политики стало базироваться на региональных инновационных системах, то есть уже начала складываться и реализовываться стратегия инновационного развития [1]. Таким образом, кластерная политика – это инструмент на пути реализации стратегий инновационного  развития, представляющих собой набор системных мер и методов, позволяющих интегрировать принципиально новые институты, обеспечивающих генерацию инноваций не только регионального, но и мирового уровня.

Значимость кластеров в повышении конкурентоспособности предприятий, отраслей, территорий сложно переоценить. Растущая роль знаний и информации вынуждает общество формировать новые бизнес-структуры, позволяющие больше повышать конкурентоспособность экономических субъектов  и их объединений посредством наиболее эффективной реализации научного потенциала его участников.

Майкл Портер в своих работах доказывал наличие связи между конкурентоспособностью организаций и их участием в национальных и глобальных цепочках ценностей. Главная проблема менеджмента состоит здесь во внедрении политики кластера не только в национальную цепочку ценностей, но и в международную, а также в обеспечении эффективного функционирования звеньев этой цепочки, отвечающей за процессы кооперации кластера на уровне стран и на уровне самих скооперированных предприятий. То есть главная цель международного менеджмента в сферах совместного ведения экономики, науки и хозяйствования в целом в кластере – это достижение общих целей, улучшение качества жизни и развитие. В целях выполнения поставленных задач, необходимо приступать к параллельному развитию с национальной и региональной кластеризацией кластеризации международной.

Таким образом, агломерирование организаций и сообществ в кластер можно рассматривать через процессы кооперации коллективного действия бизнес-групп, профессиональных ассоциаций, стремящихся реализовать свой научный потенциал, увеличить количество наукоёмких технологий, увеличить независимость организаций, расширить перечень наукоёмких изделий и таким образом повысить качество жизни общества.

Суть гипотезы состоит в том, что для прогрессивного научного-экономического развития мировому сообществу необходимо выходить на новый уровень взаимодействия. Оптимальное решение на пути к достижению общих целей по развитию наукоёмких отраслей, бизнеса, экономики, профессионализма и многого другого может стать политика кластеризации. Нынешним управленцам необходимо проанализировать опыт предшественников в развитии кластеров, определить преимущества каждой модели организации промышленных кластеров,  учесть всё и сформировать качественно новую стратегию реализации странового взаимодействия, проработать сформированное стратегическое видение с пониманием глобальных экономических трендов. Это серьёзная задача, стоящая перед управленцами в современном мире, требующая достаточного профессионализма, чтобы понимание инструментов развития территориальных кластеров предоставило широкие возможности для реализации успешной промышленной стратегии. Необходимо разработать стратегию, которая позволит убедить иностранное государство инициировать обмен между кластерами и, соответственно, передислоцироваться в определённый кластер. Здесь важно хорошо понимать преимущества и недостатки кластера. Межкластерный обмен должен быть поддержан не только государствами, но и структурами, например, университетами, входящими в него, а также приглашёнными организациями. К тому же стоит учесть непосредственно и местоположение организаций кластера.

При этом наиболее перспективное направление создания кластеров в условиях современной экономики – это создание научно-производственных кластеров в объединении не только с коммерческими структурами, но и с образовательными учреждениями, университетами, исследовательскими центрами, что позволит за более короткий срок обеспечить качественно новыми результатами все заинтересованные стороны и общество в целом, так как кластерная политика в первую очередь сконцентрирована на создании принципиально новых товаров и услуг, направленных на обеспечение конкурентоспособности отрасли и предприятий в ней, а также на улучшение качества жизни общества. Очевидно также и то, что непосредственно важную роль в реализации такой политики играет деятельность государства, то есть та деятельность, которая заключается в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие основных участников такого рода инновационно-коммерческой деятельности, а также концентрировать денежные средства и другие ресурсы на проектах и программах, повышающих инновационно-научную инициативу и привлекательность, и, соответственно, конкурентоспособность экономики в целом. Другими словами, кластерный подход кардинально меняет содержание государственной промышленной политики. В этом случае усилия правительства не направлены на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а направлены на поддержку взаимоотношений между всеми конкурентными силами, между производителем и покупателем, между производителем и правительственными институтами. Как считает Майкл Портер: «Главная задача правительства – улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций» [2].  При этом нет необходимости создавать кластер с нуля, лучше направить усилия на поддержку и развитие уже имеющихся.


Библиографический список
  1. Денисов Г.А., Анализ международного опыта выделения экономико-технологических кластеров // Новые технологии. 2010. № 2. С. 104-106.
  2. Кетелс К., Портер М. и др. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. – М.: Центр стратег. разраб., 2007. С. 17.


Все статьи автора «Сычева Белла Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: