ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Савинкова Татьяна Александровна1, Ниятбаева Алина Сергеевна2, Сирина Виктория Дмитриевна3
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, к.п.н., доцент
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, студент
3Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, студент

Аннотация
Статья раскрывает содержание понятия «налоговый контроль», которое получает все более широкое распространение при сложившихся рыночных отношениях в России. Основное внимание авторы акцентируют на оценке эффективности организации налогового контроля, в том числе терминов «налогоплательщик», «камеральные налоговые проверки», «налоговая служба», «налоговый мониторинг».

Ключевые слова: камеральные налоговые проверки, налоговая служба, налоговый контроль, налоговый мониторинг, налогоплательщик


ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS THE ORGANIZATION OF TAX CONTROL

Savinkova Tatiana Aleksandrovna1, Niyatbaeva Alina Sergeevna2, Sirina Viktoria Dmitrievna3
1Nosov Magnitogorsk State Technical Univercity, PhD, Associate Professor
2Nosov Magnitogorsk State Technical Univercity, student
3Nosov Magnitogorsk State Technical Univercity, student

Abstract
Article opens content of the concept "tax control" which is widely adopted more and more in case of the developed market relations in Russia. Authors focus the main attention on an efficiency evaluation of the organization of tax control, including the terms "taxpayer", "cameral tax audits", "tax administration", "tax monitoring".

Библиографическая ссылка на статью:
Савинкова Т.А., Ниятбаева А.С., Сирина В.Д. Оценка эффективности организации налогового контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13571 (дата обращения: 13.03.2024).

Проблемa эффективной организации налогового контроля в России на сегодняшний день очень актуальна.

Последние несколько лет Федеральная налоговая служба (ФНС) России проводит активную работу по повышению качества своего функционирования. Важно отметить, что постепенно происходит развитие автоматизированных систем налогового администрирования, а также разработаны онлайн услуги для налогоплательщиков, с целью более удобного способа оплаты налогов.

Для оптимизации работы ФНС с её налогоплательщиками создана модель сервисно – ориентированного администрирования. Цель такой модели заключается в том, что прямой контакт полностью исключается и заменяется взаимоотношением посредством сети Интернет.  Все отношения между Налоговой инспекцией и её налогоплательщиками происходит электронно.

Одним из наиболее частого запроса в сети Интернет является сайт Налоговой службы РФ. В год данный сайт фиксирует 36 млн. посещений, что является самым посещаемым ресурсом. Сегодня на официальном сайте ФНС России представлено 40 интерактивных сервисов. При этом ИТ-отдел непрерывно усовершенствует существующий ресурс и активно внедряет новые онлайн-сервисы. Перечень онлайн сервисов ФНС представлен в таблице 1[1].

Таблица 1 – Перечень онлайн сервисов

Наименование сервиса

Количество обращений

«Проверь себя и контрагента». 300 млн
«Узнай ИНН» 20 млн
«Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции» 4,5 млн
«Имущественные налоги: ставки и льготы» 4,5 млн
«Уплата госпошлины» 3 млн
«Онлайн запись на прием в инспекцию» 1,2 млн

Самый востребованный сервис – «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». С помощью этого сервиса можно платить налоги онлайн, узнавать свою задолженность и многое другое. Сумма платежей по оплате налогов и сборов физических лиц через сайт nalog.ru за 2015 год превысила отметку в 3 млрд рублей и составила 3 375 789 695,81 рублей при количестве операций 2 354 427. Так, за 2014 год с помощью сервиса было уплачено налогов на 3,5 млрд рублей, а за 9 месяцев 2015 года с помощью онлайн сервисов ФНС России 4 млн налогоплательщиков оплатили налогов на сумму свыше 7 млрд рублей. [2]

За время функционирования сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» его обладатели направили более 366 тысяч запросов на получение документов в налоговые органы (выписки из ЕГРЮЛ, заявление на проведение сверки, заявления на уточнение платежа и т.п.). Ежедневно к сервису присоединяются более 200 налогоплательщиков. Сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» позволяет налогоплательщикам – юридическим лицам получать информацию о себе из ЕГРЮЛ и ЕГРН, управлять расчетами с бюджетом, получая информацию о налоговых обязательствах и невыясненных платежах. Кроме того, с помощью сервиса можно получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей, извещения о принятом решении об уточнении (об отказе в уточнении) платежа .

ФНС России является контрольным органом. Сущность деятельности налоговой службы в данной сфере заключается, чтобы проверить соответствие начисленных налоговых обязательств с налоговыми поступлениями. Эффективность такой деятельности подтверждается стабильностью налоговых поступлений в бюджет страны. Так, за 10 месяцев 2015 года в консолидированный бюджет РФ поступило 11,7 триллиона рублей, что на 11 %, или на 1,2 триллиона рублей больше, чем было собрано за 10 месяцев прошлого года. В 2015 году наибольший рост поступлений обеспечил налог на прибыль – его зачисления увеличились на 15 %, по налогу на добавленную стоимость – на 18 %, по налогу на доходы физических лиц – на 5 %, что связано с сокращением заработной платы бюджетников. Сборы акцизов пока возросли на 3 %, а имущественные налоги – на 8 %. В итоге рост налоговых поступлений в реальном выражении превышает рост экономики на 7,4 процентных пункта. При этом нефтегазовые доходы за счет НДПИ на нефть и газ выросли на 11,7 %. [2]

Поступления нефтегазовых доходов (без налогового маневра) выросли на 10,8 %. По расчетам экспертов, около трети прироста поступлений в казну обеспечено налоговым администрированием.

В настоящее время огромное внимание уделяется повышению результативности системы государственного управления. Эффективность контрольной работы налоговых органов – на сегодняшний день является одной из актуальных проблем, и для ее решения следует усовершенствовать выездной и камеральный контроль.

В настоящее время ФНС России достигла положительных результатов по данному направлению: целенаправленно ушла от тотального контроля налогоплательщиков как низкоэффективного и строит контрольную работу, основываясь на инструментах риск-анализа, точечно выбирая объекты для налоговых проверок. Эффект от данного подхода – это снижение количества проверок и, следовательно, административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении эффективности контрольной функции налоговых органов. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то в настоящее время – только восемь налогоплательщиков из тысячи.

В результате сокращения количества проверок, нельзя не отметить повышения их результативности.

На данный момент в налоговой системе реализовано сокращение количество проверок ФНС, что позволяет оставлять неизменным суммы доначисленных платежей. Однако объёмы недополученных налогов и сборов в бюджет, несовершенство налогового законодательства, уровень налоговой дисциплины, следствием чего является увеличение числа и усложнения схем уклонения от уплаты налогов, применяемых недобросовестными налогоплательщиками, заставляют осуществлять поиск новых резервов повышения результативности налогового контроля.

С 1 января 2015 года введен налоговый мониторинг. Его особенность состоит в том, что на постоянной основе организации предоставляют налоговому органу доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, а также к системам внутреннего контроля, при этом камеральные проверки в данной организации налоговым органом проводиться не будут.

Таким образом, совершенствование и развитие функций налогового администрирования на современном этапе развития экономики является одной из важных задач повышения эффективности функционирования налоговой системы России, ориентированного не только на формирование доходной части бюджетов всех уровней РФ за счет повышения уровня собираемости налогов и сборов, но и на уменьшение как затрат налогоплательщиков в контексте организации предельно благоприятных условий при исполнении ими налоговых обязательств, так и расходов на реализацию функции налогового контроля со стороны государства. И если со стороны инфраструктурного обеспечения налогового администрирования удалось достичь оптимума, то организационные процедуры контрольной работы требуют совершенствования. В связи с этим целесообразно законодательно установить:

– список документов, которые может истребовать у налогоплательщика налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки;

– разрешить использовать материалы оперативно-розыскной работы органов внутренних дел для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности без проведения дополнительных мероприятий, для ускорения и упрощения процедур привлечения его к ответственности;

– конкретный перечень ситуаций, когда должностное лицо налогового органа вправе производить выемку документов или предметов при проведении выездной проверки;

– в случае возникновения ситуации, разрешить должностному лицу налогового органа произвести выемку без вынесения постановления, для ускорения процесса, а также уверенности в сохранности документов.


Библиографический список
  1. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учеб­ник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  2. https://www.fundamental-resech.ru
  3. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пан­сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  4. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалав­риата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.
  5. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.
  6. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с. — Серия : Профессиональное образование.
  7. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учеб­ник и практикум для СПО / Е. В. Ордынская ; под ред. Л. С. Кири- ной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 406 с. — Серия: Професси­ональное образование.
  8. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалав­риата / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  9. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 474 с. — Серия: Профессиональ­ное образование.
  10. Налоговая политика государства : учебник и практикум для академи­ческого бакалавриата / под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 388 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  11. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — Серия : Профессио­нальное образование.
  12. Зозуля, В. В. Налогообложение природопользования : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 257 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.
  13. Черник, Д. Г. Теория и история налогообложения : учебник для академического бака­лавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев ; под ред. Д. Г. Черника. — М.: Изда­тельство Юрайт, 2016. — 364 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  14. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 336 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.


Все статьи автора «serenok00»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: