УДК 338.3

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Орлов Павел Александрович
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
студент

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу, который в настоящее время стоит перед большинством предприятий российского оборонно-промышленного комплекса – необходимости проведения диверсификации в связи с приближением срока окончания масштабного перевооружения Вооружённых сил. Рассматривается общее понятие, виды диверсификации, достоинства проведения данного процесса. Описаны основные этапы проведения диверсификации.

Ключевые слова: виды диверсификации, диверсификация, конверсия, оборонно-промышленный комплекс, стратегия и планирование производства


DIVERSIFICATION OF THE ENTERPRISES OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Orlov Pavel Aleksandrovich
Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs
student

Abstract
This article focuses on the issue, which is now standing in front of the majority of enterprises of the Russian military-industrial complex - the need for diversification in connection with the approaching deadline for the large-scale rearmament of the Armed Forces. We consider the general concept, the types of diversification, the dignity of this process. The basic stages of diversification.

Библиографическая ссылка на статью:
Орлов П.А. Диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13287 (дата обращения: 26.05.2017).

Введение

В настоящее время часто можно услышать о необходимости диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в связи с сокращением гособоронзаказа. На правительственном уровне данный вопрос был отмечен в Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию в 2013 году [1], спустя несколько лет после начала масштабного перевооружения Вооруженных сил РФ, которое планируется провести до 2020 года. В связи с приближением данного срока  вопрос диверсификации поднимается всё чаще. Так 8 сентября 2016 года в Туле Владимир Владимирович Путин провёл совещание по вопросам использования потенциала оборонно-промышленного комплекса в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Рассмотрим, что же представляет собой процесс диверсификации производства.

Понятие диверсификации

Диверсификация производства – процесс распространения хозяйственной деятельности предприятия на новые сферы, процесс расширения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение видов предоставляемых услуг [2]. Целью диверсификации является не только увеличение прибыли, но и уменьшение риска хозяйственной деятельности, повышения стабильности функционирования предприятия при воздействии различных неблагоприятных внутренних и внешних экономических факторов. Виды диверсификации представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды диверсификации [3]

Анализ ситуации

В настоящее время на предприятиях ОПК приоритетным направлением является гособоронзаказ, что в принципе в данный момент является целесообразным, однако уже сейчас необходимо тщательно прорабатывать вопрос дальнейшего развития  производства в направлении перехода на гражданскую продукцию. Рассмотрим основные этапы проведения диверсификации производства.

На многих предприятиях в принципе отсутствует система стратегического планирования производства в долгосрочном периоде. Поэтому в первую очередь необходимо провести кадровые изменения, включающие в себя создание отдельного структурного подразделения, которое будет заниматься данным вопросом, и интегрирование его с существующими подразделениями на предприятии.

После этого проводится глубокий анализ множества различных факторов с последующим определением вида диверсификации (связанной, несвязанной или комбинированной) и определением одного или нескольких направлений деятельности. Некоторые факторы представлены ниже:

- финансовые ресурсы

- трудовые ресурсы

- производственные возможности

- опыт работы предприятия

- возможность привлечения инвестиций

- ситуация на внутреннем и внешнем рынке

- и мн. др.

Данная работа является очень объёмным и значимым этапом, т.к. изначально неправильно выбранная стратегия может привести к ситуации, которая наблюдалась в России в 90-е годы в период конверсии военно-промышленного комплекса. После распада СССР в 1992 году объём заказа на производство военной техники и вооружения сократился в 8 раз. В связи с неправильно выбранной стратегией перепрофилирования своей деятельности, а также по ряду других причин, многие предприятия комплекса перестали функционировать.

После того, как будут проанализированы основные факторы, сформируется общая картина возможностей предприятия. Следующим этапом, как уже было сказано выше, будет определение одного или нескольких направлений развития производственной деятельности.

Успех проведения процесса диверсификации зависит не только от правильности выбора направления, но и умения организовать данный процесс. Безусловно, высокий профессионализм сотрудников предприятия на всех этапах производственного процесса – от изготовления детали до процесса сборки изделия, является важной составляющей успеха процесса перехода, однако, если провести полный анализ структуры организации предприятия, основные усилия для успешного проведения процесса диверсификации необходимо приложить сотрудникам верхнего управляющего звена. К примеру, один из вопросов, который решается на данном уровне – минимизация затрат в процессе перехода  на производство другой продукции, для чего необходимо максимально рационально использовать уже имеющееся на предприятии оборудование, имеющиеся площади и кадровые резервы.

Заключение

Положительными моментами диверсификации любого производства можно отметить следующие:

- повышение стабильности функционирования предприятия

- снижение хозяйственных рисков

- увеличение, либо как минимум сохранение рабочих мест в долгосрочном периоде

- устранение жёсткой зависимости предприятия от узконаправленной деятельности

- увеличение возможности привлечения инвестиций.

Сложившаяся в настоящий момент ситуация в стране и  в мире в целом (в частности санкции, введённые против России) также являются толчком для расширения хозяйственной деятельности предприятий. Утверждённый 31 марта 2015 года Минпромторгом России План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации [4] может являться основой для выбора направления деятельности.


Библиографический список
  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825(дата обращения: 1.12.2016 г.)
  2. Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства в России: тенденции и перспективы // Экономический вестник РТ. – 2009. – №1 – С.14-17
  3. Ковальцев Г. И. Диверсификация экономики страны и федеральные программы // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. – 2010. – № 1 (31).
  4. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 N 662 (ред. от 17.12.2015) “Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации» // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!prikaz_662_ot_31_marta_2015_goda12 (дата обращения: 1.12.2016 г.).


Все статьи автора «Орлов Павел Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: