ОПРОСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Федосеева Анна Викторовна
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»

Аннотация
Данная статья посвящена обзору рынка общественного питания, а именно конкурентоспособности и привлекательности предприятий сферы общественного питания.
Проведение опросного исследования позволяет определить привлекательность предприятий общественного питания в глазах потребителей, что является одной из главной задачей, решение которой целесообразно проводить методами опроса.

Ключевые слова: анализ бизнеса, обработка данных, опросные методы, предприятия общественного питания, эффективность деятельности


A SURVEY STUDY OF CRITERIA OF EFFICIENCY OF PUBLIC CATERING ENTERPRISES

Fedoseyeva Anna Viktorovna
Volga Region State University of Service

Abstract
This article is devoted to the review of the market of public catering, namely competitiveness and appeal of the enterprises of the sphere of public catering. Carrying out polling research allows to define appeal of catering establishments in the opinion of consumers that is one of the main task which decision it is expedient to pass by poll methods.

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева А.В. Опросное исследование критериев эффективности предприятий общественного питания // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11267 (дата обращения: 20.03.2024).

На сегодняшний день рынок общественного питания в целом по России стабильно развивается. Количество заведений общественного питания увеличивается, что не может не влиять на конкурентную среду в этой отрасли. Увеличение количества ресторанов, баров, кафе объясняется ростом спроса на данные услуги, а также привлекательностью рынка общественного питания [1].

В настоящее время проведение опросных исследований – является важной задачей, реализация которой невозможна без применения современных информационных технологий. Более того, можно с уверенностью сказать, что данный метод опросного исследования является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. К достоинствам этого метода следует отнести его универсальность. При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности [2].

Для динамичного и успешного развития, необходимо учитывать все факторы, влияющие на конкурентные позиции кафе: качество товара, ассортиментный набор, предоставление лучшей услуги, поэтому комплексная политика, направленная на улучшение каждого аспекта, занимает важное место в повышении конкурентоспособности кафе. Основными критериями формирования данной политики являются спрос и предложение на продукцию. Анализируя спрос, можно определить так называемые слабые места в деятельности кафе, для дальнейшего усиления данных позиций.

Качество общественного питания стоит в центре внимания при управлении конкурентоспособностью данных видов услуг для населения [3]. Основными критериями, которые посетители используют при выборе предприятия общественного питания являются:

  1. удаленность от остановки
  2. наличие оборудованной стоянки автомобилей рядом с кафе
  3. цветовое оформление помещения
  4. звуковое (музыкальное) оформление
  5. режим работы кафе
  6. уровень известности
  7. скорость обслуживания
  8. чистота заведения
  9. отношение к посетителям со стороны персонала заведения
  10. кухня (ассортимент предлагаемых блюд)
  11. цена чека (ценовая политика заведения)
  12. фирменный стиль
  13. репутация заведения

В свете изложенного в соответствие с классификацией [4] задача определения и ранжирования признаков, определяющих привлекательность предприятий общественного питания в глазах потребителей, является многопараметрической однокритериальной задачей, решение которой целесообразно проводить методами опроса. Учитывая большое количество респондентов, выбираем оценку с минимальной энтропией для многопараметрического оценивания [5] – ранговую расстановку параметров по значимости. Рангу 1 соответствует наиболее  значимый параметр, рангу  12 – наименее значимый (см. табл. 1). В случае, если респондент не принимает во внимание тот или иной фактор при выборе предприятия общественного питания, оценка не выставляется – ставится прочерк.

Таблица 1. Оценка факторов качества обслуживания потребителей

Фактор

Номер группы респондентов

Номинальная оценка значимости

1

2

3

4

1

4

5

-

-

37

2

-

-

3

2

33

3

-

-

-

8

50

4

-

-

-

9

51

5

6

6

6

3

21

6

-

9

-

-

51

7

5

8

4

4

21

8

7

7

5

5

24

9

3

4

6

6

19

10

2

1

1

1

5

11

1

2

2

7

12

12

-

-

-

-

56

13

8

3

7

-

32

Обработав данные с применением MS Excel [6] получена номинальная оценка значимости факторов при выборе предприятий общественного питания. При учете незначимых параметров им присвоен ранг, превышающий максимальный ранг при полном ранжировании – 14. Значимость параметра [7] оценена как величина обратная рангу умноженная на 4 (число респондентов). Таким образом предельное значение значимости того параметра, который все четыре респондента поставили на первое место составляет единицу.  Результаты обработки информации (рис. 1) показывают, что по результатам опроса первостепенную важность имеет кухня и стоимость. Рассмотрим с точки зрения принципа Парето [8] гласящего, что 20% усилий дают 80% результата. Сумма значимостей оцениваемых параметров составляет 2,55 и 80%  от нее (2,04) достигается при суммировании значимостей первых семи параметров (2,02).  

Рис. 1. Значимость  параметров выбора предприятия общественного питания по опросу потребителей

В рассматриваемом случае для достижения 80% необходимо использовать более половины параметров, следовательно, распределение Парето не выполняется, но вместе с тем проведенный анализ позволил определить круг параметров, имеющих первостепенную важность с точки зрения выбора потребителями предприятий общественного питания:

  • кухня (ассортимент предлагаемых блюд)
  • цена чека (ценовая политика заведения)
  • отношение к посетителям со стороны персонала заведения
  • режим работы кафе
  • скорость обслуживания
  • чистота заведения
  • репутация заведения.

В целом в результате выполненной работы сформулированы характеристики предметной области общественного питания как объекта опросного исследования, приведен пример результатов опросного исследования и проведена их обработка, выделены основные параметры, влияющие на выбор потребителем предприятий общественного питания.


Библиографический список
  1. Маркова, О.В. Развитие потенциала инновационного управления малым бизнесом региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С.63-66
  2. Альшанская Т.В., Панюков Д.И., Хрипунов Н.В. Информационный подход к применению опросных методов в исследовании внешней и внутренней среды предприятия // Научный альманах – Тамбов: Юком, 2015. №12(14) – 1. С. 41-45.
  3. Права потребителей на здоровое питание – эта тема станет главной в мире в 2015 г.  http://samaratoday.ru (дата обращения 15.01.16 г.)
  4. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Выбор технологий опросных исследований // Новая наука: опыт, традиции, инновации – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. № 1 – 1. С. 33–35.
  5. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Расчетная оценка качества результатов опросных методов // Новая наука: проблемы и перспективы – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. № 1 – 2. С. 3–4.
  6. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Применение вычислительных средств в опросных методах исследования // Новая наука: современное состояние и пути развития – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. № 2 – 1. С. 77–79.
  7. Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Комплексная численная оценка дополнительных характеристик результатов опросных методов исследования // Результаты научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 февраля 2016 г., г. Тюмень). В 4 ч. Ч.1 – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 7–9.
  8. Википедия. Свободная энциклопедия. Статья «Закон Парето». URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Парето


Все статьи автора «Федосеева Анна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: