На сегодняшний день рынок общественного питания в целом по России стабильно развивается. Количество заведений общественного питания увеличивается, что не может не влиять на конкурентную среду в этой отрасли. Увеличение количества ресторанов, баров, кафе объясняется ростом спроса на данные услуги, а также привлекательностью рынка общественного питания [1].
В настоящее время проведение опросных исследований – является важной задачей, реализация которой невозможна без применения современных информационных технологий. Более того, можно с уверенностью сказать, что данный метод опросного исследования является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. К достоинствам этого метода следует отнести его универсальность. При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности [2].
Для динамичного и успешного развития, необходимо учитывать все факторы, влияющие на конкурентные позиции кафе: качество товара, ассортиментный набор, предоставление лучшей услуги, поэтому комплексная политика, направленная на улучшение каждого аспекта, занимает важное место в повышении конкурентоспособности кафе. Основными критериями формирования данной политики являются спрос и предложение на продукцию. Анализируя спрос, можно определить так называемые слабые места в деятельности кафе, для дальнейшего усиления данных позиций.
Качество общественного питания стоит в центре внимания при управлении конкурентоспособностью данных видов услуг для населения [3]. Основными критериями, которые посетители используют при выборе предприятия общественного питания являются:
- удаленность от остановки
- наличие оборудованной стоянки автомобилей рядом с кафе
- цветовое оформление помещения
- звуковое (музыкальное) оформление
- режим работы кафе
- уровень известности
- скорость обслуживания
- чистота заведения
- отношение к посетителям со стороны персонала заведения
- кухня (ассортимент предлагаемых блюд)
- цена чека (ценовая политика заведения)
- фирменный стиль
- репутация заведения
В свете изложенного в соответствие с классификацией [4] задача определения и ранжирования признаков, определяющих привлекательность предприятий общественного питания в глазах потребителей, является многопараметрической однокритериальной задачей, решение которой целесообразно проводить методами опроса. Учитывая большое количество респондентов, выбираем оценку с минимальной энтропией для многопараметрического оценивания [5] – ранговую расстановку параметров по значимости. Рангу 1 соответствует наиболее значимый параметр, рангу 12 – наименее значимый (см. табл. 1). В случае, если респондент не принимает во внимание тот или иной фактор при выборе предприятия общественного питания, оценка не выставляется – ставится прочерк.
Таблица 1. Оценка факторов качества обслуживания потребителей
Фактор |
Номер группы респондентов |
Номинальная оценка значимости |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
4 |
5 |
- |
- |
37 |
2 |
- |
- |
3 |
2 |
33 |
3 |
- |
- |
- |
8 |
50 |
4 |
- |
- |
- |
9 |
51 |
5 |
6 |
6 |
6 |
3 |
21 |
6 |
- |
9 |
- |
- |
51 |
7 |
5 |
8 |
4 |
4 |
21 |
8 |
7 |
7 |
5 |
5 |
24 |
9 |
3 |
4 |
6 |
6 |
19 |
10 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
11 |
1 |
2 |
2 |
7 |
12 |
12 |
- |
- |
- |
- |
56 |
13 |
8 |
3 |
7 |
- |
32 |
Обработав данные с применением MS Excel [6] получена номинальная оценка значимости факторов при выборе предприятий общественного питания. При учете незначимых параметров им присвоен ранг, превышающий максимальный ранг при полном ранжировании – 14. Значимость параметра [7] оценена как величина обратная рангу умноженная на 4 (число респондентов). Таким образом предельное значение значимости того параметра, который все четыре респондента поставили на первое место составляет единицу. Результаты обработки информации (рис. 1) показывают, что по результатам опроса первостепенную важность имеет кухня и стоимость. Рассмотрим с точки зрения принципа Парето [8] гласящего, что 20% усилий дают 80% результата. Сумма значимостей оцениваемых параметров составляет 2,55 и 80% от нее (2,04) достигается при суммировании значимостей первых семи параметров (2,02).
Рис. 1. Значимость параметров выбора предприятия общественного питания по опросу потребителей
В рассматриваемом случае для достижения 80% необходимо использовать более половины параметров, следовательно, распределение Парето не выполняется, но вместе с тем проведенный анализ позволил определить круг параметров, имеющих первостепенную важность с точки зрения выбора потребителями предприятий общественного питания:
- кухня (ассортимент предлагаемых блюд)
- цена чека (ценовая политика заведения)
- отношение к посетителям со стороны персонала заведения
- режим работы кафе
- скорость обслуживания
- чистота заведения
- репутация заведения.
В целом в результате выполненной работы сформулированы характеристики предметной области общественного питания как объекта опросного исследования, приведен пример результатов опросного исследования и проведена их обработка, выделены основные параметры, влияющие на выбор потребителем предприятий общественного питания.
Библиографический список
- Маркова, О.В. Развитие потенциала инновационного управления малым бизнесом региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С.63-66
- Альшанская Т.В., Панюков Д.И., Хрипунов Н.В. Информационный подход к применению опросных методов в исследовании внешней и внутренней среды предприятия // Научный альманах – Тамбов: Юком, 2015. №12(14) – 1. С. 41-45.
- Права потребителей на здоровое питание – эта тема станет главной в мире в 2015 г. http://samaratoday.ru (дата обращения 15.01.16 г.)
- Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Выбор технологий опросных исследований // Новая наука: опыт, традиции, инновации – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. № 1 – 1. С. 33–35.
- Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Расчетная оценка качества результатов опросных методов // Новая наука: проблемы и перспективы – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. № 1 – 2. С. 3–4.
- Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Применение вычислительных средств в опросных методах исследования // Новая наука: современное состояние и пути развития – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. № 2 – 1. С. 77–79.
- Альшанская Т. В., Панюков Д. И., Хрипунов Н. В. Комплексная численная оценка дополнительных характеристик результатов опросных методов исследования // Результаты научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 февраля 2016 г., г. Тюмень). В 4 ч. Ч.1 – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 7–9.
- Википедия. Свободная энциклопедия. Статья «Закон Парето». URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_Парето