ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Шевень Людмила Николаевна
Смоленский государственный университет
старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
В статье рассматривается понятие и сущность конкуренции. Детально исследуются причины неудач российских предприятий. Автор предлагает ряд логистических решений по повышению конкурентных стратегий предприятия.

Ключевые слова: затраты., конкурентные преимущества, конкурентные стратегии, конкуренция, логистика, логистические решения, логистический подход, макрологистика


LOGISTICS SOLUTIONS TO IMPROVE COMPETITIVE STRATEGIES OF ENTERPRISES

Sheven Lyudmila Nikolaevna
Smolensk State University
Senior Lecturer Department of Management

Abstract
The article discusses the concept and essence of competition. Details explores the causes of failures of Russian enterprises. The author offers a number of logistics solutions to enhance competitive strategies of the enterprise.

Keywords: competition, competitive advantages, competitive strategies, costs, logistic approach, logistics, logistics solutions, macrologistics


Библиографическая ссылка на статью:
Шевень Л.Н. Логистические решения по повышению конкурентных стратегий предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13405 (дата обращения: 11.03.2024).

Понятие конкуренции является одним из фундаментальных в экономической теории. Данный термин вошел в научный обиход из латинского языка от слова «concurrentia», имеющего значение «столкновения», «состязания». Методология и методика определения логистической деятельности как фактора конкурентоспособности национальных предприятий основана на различных трудах как зарубежных, так и отечественных ученых в области логистики и управления материальными потоками. Стоит отметить, что значительное число работ посвящено общей теории и использованию на практике логистических методов[1].

Среди зарубежных авторов можно выделить таких как: Майкл Р. Линдере, Ф. Котлер, Ж.Ж. Латбен, Харольд Е. Фирон, Пол Конверс и Питер Дракер.

Изучением проблем внедрения логистического подхода на практике занимались также и отечественные исследователи: Б.А. Аникин, А.А. Бочкарев, А.Г. Бутрин, Ю.Н. Голубев, O.A. Новикова, В.М. Пурлика, А.И. Семененко, Е.П. Жаворонков, Т.П. Данько, И.В. Крылов, С.Б. Карнаухов, Е.К. Ивакин, К.В. Инютиной, Д. В. Дыбская, Д.В. Соколов, В.Н. Стаханов, В. И. Маргунова, Н. К. Мельников, Л.Н. Шевень, Я. Н. Яненко, А.П. Тяпухин и другие.

Методология в области рассмотрения вопросов конкурентоспособности национальных предприятий основана на научных исследованиях следующих авторов: А. Курно, Дж. Робинсона, Й. А. Шумпетера, М. Ю. Портера и других.

Описывая механизм и сущность конкуренции, необходимо затронуть национальную специфику, выделить определенные особенности, отличающие отечественный рынок от мирового. Стоит отметить, что резкий и неподготовленный переход в последнем десятилетии прошлого века с одного типа хозяйствования на другой, при этом противоположный прежне действующему, привел к образованию в российской экономике ряда проблем и парадоксов или по-другому институциональных ловушек. При этом главной проблемой, ставшей как перед предпринимателями, так и перед экономистами, является отсутствие в России эффективной и благоприятной конкурентной среды.

Российское антимонопольное законодательство еще слишком молодо, хотя на протяжении последних лет и принимались активные попытки ликвидировать те существенные пробелы, которые образовались с принятием первых законопроектов в начале проведения либеральных реформ. Так принятый в 2006 году Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ)[2] оформил правовые основы регулирования и предупреждения монополий и недобросовестной конкуренции, что важным шагом на пути создания благоприятных рыночных условий для развития малого и среднего бизнеса. Задачи, изложенные в законе, возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая обладает широким кругом полномочий в области ограничения доли хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке. Однако многие специалисты в сфере экономики считают, что меры, предпринимаемые данным институтом неэффективны и несвоевременны, о чем свидетельствует сложившееся ситуация, в частности, на рынке ряда продовольственных товаров в конце 2014 и начале 2015 годов.

Также нужно отметить, что чрезмерная бюрократизация тормозит развитие малого бизнеса, который может стать эффективной основой формирования необходимой конкурентной среды. Приведенные факторы обуславливают низкую привлекательность ведения бизнеса в нашей стране, что уменьшает столь требуемые в это сложное время инвестиции в российскую экономику. Так согласно рейтингу, составленному специалистами всемирно известного финансово-экономического журнала «Форбс», в конце 2014 года Россия располагалась лишь на 91 месте среди 146 стран мира по привлекательности ведения бизнеса[3]. Эти и многие другие факты показывают необходимость скорейшего решения приведенных выше проблем, а именно мы предлагаем рассмотреть особенности логистического подхода, который представляет собой инструмент, с помощью которого можно значительно повысить эффективность функционирования любого предприятия и как следствие приобрести преимущество в конкурентной борьбе.

В качестве наглядного методологического инструментария, позволяющего подробно изучить эту взаимосвязь, можно использовать ключевые принципы всеобщего управления качеством (TQM), изложенные в семействе международных стандартов ИСО 9000. Таким образом, логистическая система конкурентоспособного предприятия должна функционировать в соответствии с международными стандартами качества в данной сфере.  Перечислим все восемь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками[4, с. 3].

Как известно, цена продукта является одним из важнейших составляющих привлекательности его для потенциального покупателя. Использование логистического подхода позволяет существенно уменьшить стоимость конечного продукта. Выполнение задачи по ее минимизации позволит национальному предприятию с одной стороны заметно уменьшить стоимость продукции, а с другой − увеличить чистую прибыль, достигая высокого уровня конкурентоспособности бизнеса. Внедрение логистики в практической деятельности способствует сокращению материальных запасов на 30-70%, по данным промышленной ассоциации США на 30-50%. [5, с. 45] Оптимизация запасов обеспечивает существенное уменьшение расходов, связанных с ними, в которые входят издержки на содержание запасов, управленческий и складской персонал, потери от порчи или кражи товаров. Также увеличивается оборачиваемость капитала предприятия, снижаются совокупные издержки и себестоимость продукции[9], [11].

Тем не менее, требуемый результат возможен лишь при выполнении условия обеспечения высокой степени интеграционной связи всех субъектов логистических процессов. Поэтому необходимо остановиться на следующих четырех принципах менеджмента качества, приведенных выше. Именно руководитель обеспечивает единство цели и направления деятельности организации, интегрируя все службы и подразделения. Данному субъекту принадлежат также полномочия в области межфирменного сотрудничества и формирования макрологистических систем. Однако, управленческое воздействие должно опираться на соответствующие действия со стороны персонала организации. В целях внедрения на практике логистического подхода требуется комплексное вовлечение всех сотрудников логистической службы в решение сложившихся проблем, реализация их потенциала. Очевидно, что для эффективного внедрения логистического подхода требуются квалифицированные и подготовленные сотрудники. В роли объекта воздействия всего персонала предприятия можно определить взаимосвязанные процессы, реализуемые на всех этапах производственной и управленческой деятельности. Это суждение опирается на процессный подход, который рассматривает управление соответствующими ресурсами как процессы. Наконец, эффективное выполнение разнообразных процессов на предприятии создает необходимость в их взаимоувязки и интеграции посредствам управления ими как единой системой (системный подход). Так, например, при применения логистических методов системная организация транспортной деятельности обеспечивает снижение транспортных расходов, оптимизацию маршрутов движения транспорта, согласование графиков движения и минимизацию холостых пробегов. Оптимизация путей и графиков движения транспортных средств является еще одним конкурентным преимуществом, обеспечивающим успешную реализацию задач экономического агента. Наблюдается «позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, даже если это может негативно отразиться на деятельности отдельных подразделений. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта»[6, с. 301].

Еще одним из экономических эффектов применения логистического подхода служит значительное сокращение времени прохождения товаров по звеньям логистической цепи. Согласно ряду исследований «свыше 95% времени оборота продукции приходится на логистические операции, а затраты собственно на производство 2-5%» данного ресурса[5]. Практика внедрения логистики доказывает ее эффективность. В некоторых научных работах опубликованы конкретные данные о результативности нового подхода к товародвижению. По мнению специалистов, при использовании логистики достигается сокращение времени движения товара на 25-45%[7, с. 50]. Достигается возможность наиболее быстрого и своевременного удовлетворения потребителя. Повышается уровень сервиса, обретаются устойчивые экономические партнеры, что обеспечивает стабильное положение организации на рынке. Однако, препятствие внедрению нового оказывает тот факт, что «изменения в структуре, технологии или процессах часто могут привести к лишению финансовых благ и престижа у отдельных сотрудников»[8, с. 166].

Как уже упоминалось выше, логистический подход на практике обеспечивает комплексную интеграцию субъектов макрологистической системы. Крайне важно в данном процессе организовать эффективное взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов. В логистической теории данное сотрудничество рассматривается на долгосрочную перспективу, что позволяет построить стабильную систему обеспечения предприятия требуемыми ресурсами, а потребителя, соответственно, готовой продукцией.

Таким образом, применение логистического подхода является эффективным способом достижения высокого уровня конкурентоспособности отечественного предприятия. Эффективность логистических решений заключается в гармоничном взаимодействии всех субъектов логистической системы и оптимальном распределении всей совокупности ресурсов экономического агента. Происходит заметное снижение различных затрат и потерь в процессе товародвижения. Так на 30-70% уменьшаются запасы, достигается сокращение времени движения товара на 25-45%, оптимизируется транспортная деятельность, создаются предпосылки для дальнейшего интенсивного развития.


Библиографический список
  1. Электронная библиотека Geum.ru. URL: http://geum.ru/managment/economics/konkurenciya.htm (дата обращения: 15.10.2016).
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 20.10.2016).
  3. Журнал «Форбс». URL: http://www.forbes.com (дата обращения: 15.09.2016).
  4. ГОСТ ISO 900 — 2011. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-9000-2011 (дата обращения: 11.10.2016).
  5. Абдуллаева Т.К. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Сельскохозяйственные машины и технологии. – 2011, № 1. – C. 45-46.
  6. Бажин И. И. Логистический менеджмент: Компакт-учебник. – X.: Консум, 2015. – 440 с
  7. Уваров С. А. Логистика. Базовый курс: учебник для бакалавров — 2-е изд., исправленное и дополненное — М.: Юрайт, 2012. – 818 с
  8. Салимова Т. А. Управление качеством – 5-е изд., М.: «Омега-Л», 2011 — С. 166.
  9. Шевень Л.Н. Управление снабжением и сбытом в корпоративных организациях // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17998 (дата обращения: 14.12.2016).
  10. Шевень Л.Н. Сущность сбыта в логистической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. №12 [Электронный ресурс] URL: http: // human.snauka.ru (дата обращения 14.12.2016)
  11. Михеева В.И., Шманькова А.А., Шевень Л.Н. Эволюция и инновации в складской логистике // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/41293 (дата обращения: 10.12.2016).


Все статьи автора «Шевень Людмила Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: