УДК 338.534

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Савелов Семён Алексеевич
Муромский институт Владимирского государственного университета

Аннотация
В данной статье рассмотрено состояние рынка садового инвентаря и техники в России на современном этапе, а также ценовая политика предприятия по производству садового инвентаря в условиях мирового кризиса. Перечислены мероприятия в области ценообразования, которые позволяют компании держаться на плаву и сохранять рынок сбыта продукции.

Ключевые слова: ценовая политика, экономический кризис


FEATURES OF PRICE POLICY OF THE ENTITY IN THE CONDITIONS OF AN ECONOMIC CRISIS

Savelov Semyon Alekseevich
Murom institute of the Vladimir state university

Abstract
In this article the market situation of garden stock and the equipment in Russia at the present stage, and also price policy of the entity on production of garden stock in the conditions of world crisis is considered. Actions in the field of pricing which allow the company to stay afloat and keep products market are listed.

Библиографическая ссылка на статью:
Савелов С.А. Особенности ценовой политики предприятия в условиях экономического кризиса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13386 (дата обращения: 30.09.2017).

Под ценообразованием следует понимать установление определенной цены на конкретный товар или услугу. [6] Ценовая политика предприятия определяет принципы, по которым фирма устанавливает цены на продукты и услуги. Как известно, цены формируются исходя из: покупательского спроса, предполагаемой прибыли и затрат на производство товара. [2]

К основным целям, которых стремится достичь та или иная организация при реализации своей ценовой стратегии и тактики, можно отнести удовлетворение потребительского спроса и извлечение прибыли. [1]

Пресловутый мировой экономический кризис и санкции, направленные на Соединенными Штатами и рядом Европейских государств, несомненно, сказались на развитии промышленного и аграрного сектора России. Не является исключением сектор производства садовой техники и инвентаря. Статистика свидетельствует, что в 2015 году объем произведенного в России садового инвентаря снизился на 23% по сравнению с предыдущим периодом. По данным РАТПЭ, рынок садовой техники испытывает еще больший спад – объемы производства в 2015 году упали на 42%. [4] По данным «Росткома», одно домохозяйство в России тратит на садовый инвентарь и технику в среднем от 100 до 500 долларов в год. По этим показателям мы находимся на одном уровне с Мексикой, Таиландом, Аргентиной, Китаем и уступаем Бразилии, Турции, Канаде, США и многим другим странам. В лидерах – Германия и Австралия, где затраты одного домохозяйства на садовый инвентарь и технику составляют более 2000 долларов. [4]

Средние затраты одного домохозяйства на покупку садового инвентаря и техники (в долл. США)

Рисунок 1. Средние затраты одного домохозяйства на покупку садового инвентаря и техники (в долл. США) [4]

Неблагоприятная экономическая ситуация вынуждает многие компании задуматься над сменой приоритетов в дальнейшем развитии, менять подход к ценообразованию и сбыту продукции. [3] Для многих фирм речь идет уже не столько о развитии, а больше о сохранении своих позиций на рынке. В данном случае ведение осознанной ценовой политики в купе с мероприятиями по развитию и продвижению бренда является одним из способов успешного преодоления кризисных явлений. [5]

Рассматриваемое предприятие занимается производством садового инвентаря и техники уже 20 лет. В начале 2016 года предприятие в силу сложившихся обстоятельств был вынуждено изменять свою стратегию развития. На предприятии был разработан комплекс мер, касающихся реализации ценовой политики.

Во-первых, произошло фиксирование цен в рублях на уже произведенную продукцию. Несмотря на то, что изменения на валютном рынке вынудили многие компании изменить цены в сторону повышения, руководством предприятия было принято решение зафиксировать цены в рублях на продукцию. Предприятие отработало с меньшей наценкой, однако сохранило партнерские отношения с потребителями продукции, которые могут стабильно работать и планировать свои экономические показатели.

Во-вторых, все компании-партнеры были поделены на различные категории в зависимости от объемов потребляемой продукции. Для каждой категории были разработаны отдельные условия поставки готовой продукции. Естественно, что чем больший объем продукции потребляет партнер, тем большую скидку он получает в итоге (у самых привилегированных бизнес-партнеров скидка может достигать 30%).

В-третьих было организовано еженедельное информирование клиентов и бизнес-партнеров. Раз в неделю постоянные партнеры предприятия получают новости, а также информацию о наличии товара на складе, различных акциях и скидках.

Помимо мероприятий, связанных с политикой ценообразования, на предприятии произошли некоторые организационные изменения. В частности, реорганизован отдел продаж. В том числе, появились менеджеры, которые отвечают за участие предприятия в различных тендерах. Отдельные специалисты отвечают за оптовые продажи и работу с корпоративными клиентами. В отделе появилась абсолютно новая должность – менеджер-координатор, которой занимается рассылкой, выставлением счетов и другой рутинной работой, что позволило значительно снизить нагрузку на других менеджеров, которые занимаются непосредственным общением с клиентами и бизнес-партнерами.

Все вышеперечисленные мероприятия позволяют предприятию, несмотря на кризис, сохранять объемы реализации продукции на приемлемом уровне и достаточно уверенно чувствовать себя на рынке садового инструмента.


Библиографический список
  1. Борисова О.В. Ценообразование в коммерческой деятельности. – М.: Академия, 2012. – 176 с.
  2. Грачев А.В. Система ценообразования: анализ, оценка и управление: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело и сервис, 2011. – 192 с.
  3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2011. – 496 с.
  4. Рынок ручных инструментов (кроме садового инвентаря) 2015: анализ спроса в России и регионах // http://marketing.rbc.ru/research/562949985262343.shtml
  5. Шаховская Л.С., Чигиринская Н.В., Чигиринский Ю.Л. Ценообразование. – М.: КноРус, 2014. – 258 с.
  6. Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Управление предприятием. Экономика для практиков / Перевод с англ. М., Филинъ, 2013. – 395 с.


Все статьи автора «Савелов Семён Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: