ПРОБЛЕМЫ И СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕЦЕССИИ

Филимонова Мария Александровна
Сибирский Федеральный Университет
магистр кафедры «Экономика и управление бизнес процессами»

Аннотация
Статья посвящена анализу современного состояния рынка транспортно-логистических услуг в условиях, сложившегося отечественного экономического кризиса. В рамках исследования проведена оценка основных показателей деятельности отрасли, параметров, влияющих на ее развитие, приведен прогноз на дальнейшее развитие отечественной логистики и способы повышения ее эффективности.

Ключевые слова: автомобильные перевозки, логистика, рынок транспортно-логистических услуг


ISSUES AND MARKET CONDITIONS OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES IN RUSSIA IN THE CONDITION OF ECONOMIC RECESSION

Filimonova Maria Aleksandrovna
Siberian Federal University
master degree of "Economics and business process management"

Abstract
This article analyzes the current state of the market in transport and logistics Service on condition of the national economic crisis. This research evaluated the core performance indicators of the sector, factors that influence on its development, conducted forecast of the further development of national logistics and ways to improve its effectiveness.

Keywords: logistics, market of transport and logistics services, road transport


Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова М.А. Проблемы и состояние рынка транспортно-логистических услуг России в условиях экономической рецессии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13170 (дата обращения: 12.03.2024).

В условиях нестабильности экономической ситуации, вызванной валютным кризисом, актуален поиск радикальных путей выхода России из затянувшейся двухлетней рецессии. Одним из таких путей, является построение эффективной транспортно – логистической системы (ТЛС), отвечающей общемировым стандартам. Решение данной проблемы позволит ускорить интеграцию в мировое экономическое пространство и наладить партнерские отношения между европейскими странами, укрепить уже устоявшиеся отношения с такими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, как, например, Китай, Индия и создать условия для выхода российской экономики из кризиса.

Транспорт, обладая колоссальным стратегическим ресурсом, выполняет базовую функцию в потоковых процессах и сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Поэтому, использование достижений логистики на транспорте является залогом повышения эффективности отечественного транспортного комплекса и активизации его интеграции в мировую транспортную систему.  Проблемы, с которыми сталкивается отечественная экономика, оказывают непосредственное влияние и на рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ), в числе которых:

−   нестабильность курса рубля по отношению к евро и доллару. Так, среднегодовая стоимость доллара в 2015 году составила 66,6 руб., тогда как в 2014году, данный показатель составлял – 43,2 руб.;

−   падение цен на нефть до отметки ниже 40$ за баррель;

−   продление санкций, введённых странами ЕС и США и др., против России;

−   снижение ключевой ставки ЦБ (c 17% до 11%);

−   реализация плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране в 2015 году;

−   реализация политики импортозамещения;

−   приостановка деятельности и банкротство ряда крупных компаний;

−   политика РФ в отношении Сирии с непосредственным участием вооруженных сил РФ и др.

По данным «полевого» исследования Российского союза промышленников и предпринимателей развитие предпринимательской деятельности в России сдерживает [1]:

− рост цен/тарифов. На данную проблему в 2015г., указали порядка 56,6% опрошенных респондентов, тогда как в 2014году их число было на 13,3% меньше;

− высокий уровень налогов, препятствующих деятельности 46,3% компаний (+6,3% к значению 2014 года);

− недостаток квалифицированных кадров, который сохраняя лидерскую позицию на протяжении многих лет, сегодня оттеснён на третье место. В качестве главной проблемы для бизнеса согласно результатам опроса, в 2015году на него указали 40,4% респондента (в 2014 году – 46,1%);

− сложность с доступом к кредитным ресурсам, которая возникла у 36,5% компаний. При этом данный показатель вырос на 8,7%, по сравнению со своим значением в 2014году;

− избыточно высокие страховые платежи, в качестве главной проблемы отметили 26,9% компаний.

Российские автоперевозчики сталкиваются и с другими проблемами: рост расходов на транспортное обслуживание, топливо и лизинговые платежи, высокие ставки по кредитам, высокие административные барьеры и коррупция в органах власти, малопорядочная конкуренция, неразвитая инфраструктура и т.д. Все вышеотмеченное негативно влияет на состояние и развитие рынка ТЛУ.

Отметим, что для российской транспортной отрасли 2015 год выдался непростым – санкции, рост налогов, падение объемов внешней торговли и потребительского спроса привели к значительным изменениям на рынке – в новых экономических условиях компаниям приходилось выбирать не только новые маршруты, но и альтернативные виды транспорта. Сегодня большинство экспертов отмечает, что в отрасли имеет место серьезный кризис, что подтверждает статистика последних лет.

По итогам 2015года общий объем перевозки грузов достиг 9,5 млрд. т. Это на 4, 3 % ниже его значения в 2014 году. Величина грузооборота выросла на 0,2% и составила 5,1 трлн. т-км. На долю автомобильного транспорта приходится порядка 53% общего объема перевезенных грузов (5,04 млрд. т). Темп роста данного показателя к уровню 2014 года составил -7%, грузооборот же, наоборот сократился на 6% и составил 232,11млрд. т/км. [2]

Как мы видим, сегодня автомобильные грузоперевозчики, на которых приходится основная часть погрузки, теряют свою долю рынка, при этом сегменты морских и железнодорожных перевозок увеличиваются. Это связано с тем, что в натуральном выражении и импорт, и экспорт большинства потребительских товаров существенно сократился, а именно они и перевозились автомобильным транспортом.

Однако нельзя не отметить и положительные тенденции 2016года в транспортной отрасли России. Так, по данным оперативного доклада Росстата, грузооборот транспорта РФ в январе-сентябре2016 г. вырос на 1,8% по сравнению с показателем за аналогичный период2015 г., и составил 3,8 трлн. т/км. В частности, грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 0,4% до 169,8 млрд. т/км. [3]

Как свидетельствует зарубежный опыт, положительных результатов в транспортной сфере может быть достигнут лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет освоения  и реализации технологии и принципов логистики. Ведь по своей сути транспортная логистика как новый подход к оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет повысить эффективность таких потоков, снизить непроизводительные издержки и затраты, а транспортникам – максимально отвечать запросам растущих требований клиентов и рынка, расширять и развивать комплекс логистических услуг. Потребители услуг логистических компаний ожидают, что тот или иной продукт соответствующего качества, в необходимом количестве, по заранее согласованной цене, будет доставлен в обозначенное место, в точно указанное время. Поэтому для клиентов, при выборе логистической услуги важны: цена, качество и время. При этом желательно получить продукт (услугу) не только своевременно и надлежащего качества, но и по невысокой цене.

Что касается отечественной логистики, то в Российской практике чаще всего встречаются следующие сочетания вышеприведенных критериев:

−   качественно и в срок, но дороже;

−   качественно и дешевле, но не быстро;

−   быстро и дешево, но не качественно.

Такие комбинации связаны с низким уровнем логистической инфраструктуры, которая предполагает относительно низкое качество оказываемых услуг, при использовании устаревших логистических подходов.

Российский рынок ТЛУ, характеризуется следующими особенностями:

− высокая доля логистических затрат, в силу неэффективной организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом. Доля логистических затрат в ВВП доходит до 30%, в то время как в Европейских странах не превышает и 10%;

− высокая доля сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотоков;

− удаленность основных экспортных производств от портов и довольно большая протяженность территории;

− иррациональное размещение производств и устаревшие методы организации доставки грузов от производителя к потребителю;

− низкая развитость складской и транспортной инфраструктур и др.

При этом большая часть услуг в сфере перевозок, хранения грузов, а также управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными силами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров, на что указывает и достаточно низкая доля логистического аутсорсинга 38%, в то время как в США – 81,3%.

На протяжении уже нескольких лет под эгидой Всемирного банка проводится оценка эффективности логистики в разных странах на основе индекса - Logistic Performance Index (LPI) и его составляющих (субиндексов).  Для каждой страны LPI  рассчитывается на основе информации полученной путем анкетирования крупнейших международных логистических компаний. Сегодня Россия отстает по уровню развития логистики от развитых мировых стран, имея в 2014 году 90-е место из 160 (95 из 155 в 2012 году) в общем списке позиционирования стран. LPI России в 2014 году, по версии Мирового банка – 2, 69. Тогда как, например, индекс LPI такого мирового лидера по оказанию логистических услуг как Германия – 4,12, Китая – 3,53, Казахстана – 2,70[4].

Подобный отрыв России от других выдающихся в развитии логистике стран, объясняется неспособностью российских компаний к изменениям, недопонимание и недоверие к современным подходам к логистике, а также отсутствием средств на ее развитие, являясь значительным барьером в формировании единого рынка логистических услуг.

На 1 января 2016г., преобладающую часть в структуре российского рынка ТЛУ (88%), занимали транспортные компании, специализирующиеся только на перевозках грузов, тогда как в 2014 году их доля составляла 86%, что дает основание отметить растущий спрос на транспортировку грузов.  По-прежнему пользуются спросом экспедиторские услуги (второе место в общей структуре рынка логистических услуг). С 2014 года  их доля неизменна -6,3%. По сравнению с предыдущим годом произошли изменения и на  рынке складских услуг, который сократился на 1,1%, составив, порядка 5,1%. Рынок логистического аутсорсинга остается на протяжении последних двух лет неизменным, занимая в общей структуре 0,6%.

Главным решением проблемы приближения современных логистических компаний к уровню мировых стандартов – выход на новый уровень развития отечественной логистики, что предполагает переход российского рынка ТЛУ на более высокий этап развития.

Согласно принятой на Западе и развивающейся классификации логистической деятельности сегодня специалисты выделяют уже 5 уровней логистического сервиса (Party Logistics – PL), отличающихся и по спектру услуг, и по технологическому уровню (Таб. 1).

Таблица 1 – Характеристика уровней логистического сервиса

Уровень логистической деятельности

Тип

Характеристика

1РL (First Рагtу Logistic)

Автономная логистика/ логистический инсорсинг

Характеризуется самостоятельностью грузовладельца в области всех логистических операций

2РL (Second Рагtу Logistic)

Традиционная логистика/ «логистика второй стороны» или частичный логистический аутсорсинг

При таком виде оказания услуг, компания не имея собственного транспорта, берет на себя часть логистических функций (планирование, складирование, формирование логистической цепочки), прибегая к привлечению сторонней транспортной организации

3PL (Third Рагtу Logistic)

Комплексный логистический аутсорсинг

3PL-провайдер занимается аутсорсингом всех или большей части логистических операций, освобождая грузовладельца заниматься всей внешней логистикой. Компании, относящиеся к данному типу, оказывают широкий спектр услуг и имеют в своем штате высококвалифицированных сотрудников, оказывая услуги по транспортировке товара, складированию, техническому управлению складскими запасами, экспедированием и упаковкой. 3PL-провайдер не участвует в планировании всей логистической цепочки предприятия и не включен в хозяйственную деятельность клиента

4РL (Fourth Рагtу Logistic)

Интегрированный логистический аутсорсинг

Грузовладелец передает право 4PL-провайдеру не только оказывать внешние логистические операции, но и заниматься планированием и проектированием цепочек поставок, а также управлять логистическими бизнес-процессами на предприятии

5PL (Fifth Рагtу Logistic)

«Виртуальная» логистика

Компания-аутсорсер, используя глобальное информационно-технологическое пространство, оказывает, практически, весь спектр вышеуказанных услуг, включая и услуги сетевого бизнеса. Отличие услуги 5PL от предыдущего уровня 4PL», состоит в использовании сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач

Большинство российских компаний сегодня находятся на 1PL-2PLуровнях логистического сервиса. Лишь единицы  занимают 3PL – уровень и, как ранее отмечалось, их доля – 0,6%. Сравнительная характеристика трех наиболее развитых уровней логистической деятельности, представлена в таблице  2.

Талица 2 – Сравнительная характеристика наиболее развитых уровней логистической деятельности

Критерии

3PL провайдер

4PL провайдер

5PL провайдер

Тип услуг

Тактические

Стратегические

Стратегические + ИТ-управление

Основная функция

Выполняет различные физические логистические функции в зависимости от спроса клиента

Выполняет все логистические функции в рамках цепи поставок с акцентом на управление и улучшение эффективности всей цепи

Превращает цепь поставок клиента в ИТ-управляемую систему

Владение активами

Может обладать или не обладать собственными материальными активами, основной актив – знания, технологическая составляющая сводится отслеживанию грузов

Практически нет материальных активов, основные активы – знания и технологии

Практически нет материальных активов, основные активы – знания и технологии

Потенциальные клиенты

Компании, не обладающие собственными активами или знаниями для выполнения операций

Компании со сложными цепями поставок

Крупные компании с очень сложными цепями поставок

В то время как, Российская логистика медленно старается перейти на 3PL уровень, европейские компании активно работают над совершенствованием своих 4PL-5PL систем.

В первую очередь это конечно связано с масштабностью территорий, ведь российские компании не способны повышать свои показатели работы транспорта до уровня европейских из-за слишком большой разницы в длине доставки груза, которая превышает европейские в разы, а то и в десятки-сотни раз. Второй причиной является стремление европейских стран к интеграции, данная задача является одной из важнейших для развития европейской логистики, в то время как большинство российских стран стараются работать обособленно.

И третьим наиболее весомым значением, на наш взгляд,  является ориентированность европейской логистики на развитие передовых технологий и автоматизации логистических процессов, развитие информационных технологий и разработка новых ПО. В то время как в отечественной логистике акцент делается на обновление парка ПС до европейских стандартов, что также является важной задачей, ведь более 60% российского транспорта находятся далеко за пределами физического и морального износов.

Среди основных проблем на пути развития транспортной логистики являются:

−   неэффективное использование маршрутов, многими отечественными компаниями до сих пор используются традиционные подходы к формированию логистических цепей поставок;

−   слабая инфраструктура транспорта, в частности это касается автомобильных дорог;

−   недостаточное количество грузовых терминалов и их низкий технический и технологический уровень;

−   низкий уровень складских помещений, соответствующий спросу (морально и физически изношенные склады), преобладание складов классов «С» и «D»;

−   отсутствие, практически, на всех видах транспорта, современных транспортных средств отвечающих мировым стандартам;

−   высокая степень физического и морального износа подвижного состава. Так, по данным российского аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2016года, парк грузовых автомобилей насчитывает порядка 3,7 млн. единиц. При этом, на долю машин, пребывающих в возрасте старше 15 лет, приходится 65,2%. [5]

−   недостаточно эффективное использование собственного и наемного ПС;

−   значительные потери в процессе погрузки/выгрузки транспортных средств (ТС), слаборазвитая автоматизация погрузочно-разгрузочного процесса и складской логистики;

−   недостаточные объемы инвестирования в модернизацию и строительство инфраструктурных объектов и ПС, программное обеспечение;

- низкий уровень квалификации сотрудников, и как следствие, потери от неэффективной работы;

- недоверие и консервативные взгляды к клиентам относительно логистического аутсорсинга.

Ответить на вопрос, как же будет развиваться рынок логистики в дальнейшем, и дать точный прогноз на сегодня не может дать ни один из высококвалифицированный специалист. Из-за непредсказуемой ситуации на рынке, аналитики не решаются строить прогнозы, а те, кто решается на подсчеты, результаты объявляют очень аккуратно. Вместе с тем в прогностике логистической деятельности существуют два основных метода:

− статистический – основан на статистических расчетах на основании прошлых показателей для построения будущего прогноза (например, методы исчисления средних, применение скользящей средней величины);

−  экспертный, который по своей сути субъективен, поскольку основан на оценках экспертов, мнения которых, преобразуюсь определенными известными способами, позволяют выстроить прогноз: метод комиссии, «мозговая атака», анкетный опрос и метод Дельфи.

Однако ни один из этих методов прогнозирования не обходится без оценки текущего состояния экономики. При этом, прогнозируя будущее товаропотоки, транспортные компании, как правило, отталкиваются от общеэкономических прогнозов.

Согласно результатам маркетинговых исследований агентства «M.A. Research», прогноз развития российской экономики до 2018 г. неутешителен, что не сможет не сказаться и на состоянии рынка ТЛУ. Исследователи отмечают следующие тенденции: [7]

- сохранение отрицательной тенденции развития экономики в связи с нестабильной макроэкономической и геополитической ситуации в стране, так, падение мировых цен на сырье, девальвация рубля, изменение географии и структуры международных грузоперевозок, а также усложнение цепочек поставок, привели к снижению импортного грузопотока в 2015г. на 20%, продовольствия на 25% (из ЕС на 40%), машин, оборудования и транспортных средств на 40%);

- сохранение отрицательной динамики изменения цен на нефть и другие сырьевые товары, так, в течение последних двух лет, начиная с сентября 2014г., стоимость одного барреля нефти значительно снижалась, обвалившись на 10,6$ за первые 9 мес. 2014г., стоимость единицы «черного золота» упала до 36,72$ к январю 2016г. за год потеряв порядка 12,43$ за баррель, что значительно бьет по экономике страны, а, следовательно, и по рынку ТЛУ;

- высокий уровень инфляции и девальвация рубля, на конец 2015г. уровень инфляции в стране достиг 12,9% (темп роста которого составил 13,6% к 2014г.), что лишь на 0,4% ниже уровня инфляции кризисного 2008 г., на 01.01.16г. темп роста девальвации рубля составил 29,7% к 01.01.2015г.;

- повышение стоимости заемных средств, отток капитала;

- высокий процент коммерческих кредитов;

- снижение платежеспособности торговых и производственных компаний, что повышает риски для транспортных компаний в разы.

Нестабильная экономическая обстановка в стране в совокупности с высокой инфляцией 2015г., послужили основными факторами низкой инвестиционной активности и отрицательной динамики промышленного производства, развития сферы строительства и розничной торговли. Так, темп роста инвестиционной активности в области транспорта составил -13,6%, в области строительства -16,3%, в промышленном производстве, по усредненным данным, -8,3%, в розничной торговле -2,9%, общее же падение инвестиций в основной капитал, по всем видам экономической деятельности страны составило -8,4%, в то время как в 2014г. этот показатель составлял -1,5%.

Сегодня специалисты, прогнозируя тенденции в развитии экономики РФ до 2018г., предполагают следующие изменения в развитии рынка ТЛУ:

−   сохранение низкого спроса на комплексные логистические услуги;

−   продолжение падения объемов международных грузоперевозок (в частности с Европой) и переориентацию перевозчиков на внутренний рынок и страны Азиатско-Тихоокеанского региона;

−   сохранение тенденции в изменении составленных маршрутов и усложнение цепочек поставок;

−   обострение конкуренции, в том числе и среди автотранспортных перевозчиков;

−   рост рисков неплатежей со стороны заказчиков и банкротство преимущественно небольших транспортно-логистических компаний;

−   увеличение числа «теневых» перевозчиков, как следствие, недобросовестной конкуренции и падения общих экономических показателей в экономике страны.

Решение проблем в наращивании конкурентоспособности транспортно – логистических компаний видится в эффективной организации транспортного процесса. Многие отечественные компании оказывают услуги FTL- перевозок (полностью загруженными машинами), чаще всего данные перевозки осуществляются по маятниковым маршрутам непосредственно от заказчика к потребителю, и хорошо если коэффициент использования пробега составляет 1, что говорит о загруженности машин в обоих направлениях, но в большинстве перевозок данный коэффициент в лучшем случае составляет 0,5 указывая на то, что в обратном направлении автомобиль движется в «холостую». Перейдя от данного вида перевозок к LTL (к перевозке сборных грузов), транспортная компания имеет все шансы повысить вышеупомянутый показатель, используя кольцевой маршрут, который, в свою очередь, можно оптимизировать, тем самым уменьшая затраты на перевозку и время доставки груза.

Еще одним решением на пути к совершенствованию транспортной деятельности компаний может стать переход от широкого парка подвижного состава (ПС) к специализированному. Данное решение позволит увеличить еще один важный при оценке транспортной деятельности показатель – коэффициент выпуска автомобилей на линию, при сокращении парка ПС от простаивающих автомобилей, можно оптимизировать транспортный процесс. Также, при формировании специального парка ПС относительно спроса на рынке на те или иные автомобили, а именно, подбор ПС с необходимой для клиента грузоподъемностью, позволит увеличить коэффициент использования грузоподъемности машин, что также повлияет на грузооборот, и как следствие на выручку компании.

Расширение географии присутствия, а именно переориентация на Азиатско- Тихоокеанские страны, в частности, для реализации подписанного между РФ и Китаем 8 мая 2015г проекта о совместном сотрудничестве «Новый шелковый путь».  В рамках данного проекта, территория РФ является транзитной территорией соединяющая Китай и Европу. Участие в России в данном проекте позволит значительно повысить окупаемость вложений в инновационное развитие собственной транспортной инфраструктуры, в т.ч. и регионов Сибири и Дальнего Востока.

Важно отметить и необходимость формирования оптимальной системы партнерских отношений, расширение круга клиентов для создания условий в развитии собственной сети представительств и агентств. Значимыми решениями являются расширение номенклатуры оказываемых услуг, объединение различных сервисов в одном «продукте», повышение их комплексности и технологичности. Оптимизация затрат, применение новых системных логистических подходов в бизнесе, а также максимальная автоматизация транспортно-логистических процессов, позволит соответствовать запросам клиентов: быстро, недорого, надежно.

Таким образом, логистика как эффективная система управления, может стать эффективным инструментом стимулирования экономического роста страны, позволяющим вывести отечественную экономику из рецессии. При этом потенциал развития транспортно-логистической системы колоссален. Так, согласно данным агентства Boston Consulting Group, при сокращении транспортных и логистических издержек до 11% в структуре ВВП, страна высвободит порядка 180млрд.$ финансовых ресурсов ежегодно. [7] Именно поэтому перед современными логистическими компаниями стоит ряд многочисленных задач по развитию своей отрасли, что без государственной поддержки, на наш взгляд,  вряд ли осуществимо.

Поэтому для достижения максимального результата государством необходимо предпринять меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и поддержанию формированию безбарьерной среды, создавать условия для консолидации рынка и развития партнерств с привлечением частных инвестиций на развитие инфраструктуры страны. В свою очередь, главной задачей для транспортно-логистических компаний является объединение рынка ТЛУ с целью повышения качества, безопасности и эффективности услуг, развитие эффективной логистической инфраструктуры.


Библиографический список
  1. Факторы, сдерживающие развитие предпринимательской деятельности в России// О состоянии делового климата в России в 2015 году: Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей. 2016.  URL: http://media.rspp.ru/document/1 (Дата обращения 10.11.16).
  2. Информационно – статистический бюллетень «Транспорт России» январь-декабрь 2015 года: Министерство транспорта Российской Федерации. 2016. URL:http://government.ru/
  3. Транспорт в январе – сентябре 2016 года//Федеральная служба государственной статистики. 2016. URL:http://www.gks.ru/
  4. Старкова Н.О. Рейтинг стран по оказанию комплекса логистических услуг// Исследование зарубежного опыта формирования логистических систем: Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. №99.
  5. Возрастная структура парка грузовых автомобилей в России в 2015 году// Информационная статья «В России 65% парка грузовых автомобилей старше 15 лет»: Аналитическое агентство «Автостат». 2015. URL: https://www.autostat.ru/
  6. Прогноз развития Российской экономики// Российский рынок транспортно-логистических услуг. Влияние санкций и рецессии: Исследовательское агентство M.A. Research.  2016. URL: http://ma-research.ru/
  7. Прогноз развития Российской экономики до 2018 года// Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала: Исследовательское агентство The Boston Consulting Group. 2014. URL: http://www.bcg.ru/


Все статьи автора «Филимонова Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: