ПОИСК РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ МОРФОЛОГИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Ф.ЦВИККИ, МЕТОДОМ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И МЕТОДОМ «5 WHY»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Томарева Мария Владимировна
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
студентка кафедры «Экономика и организация производства

Аннотация
Рассмотрены и описаны 3 метода, широко используемые в процессе изобретательской деятельности, для принятия нестандартных решений, разработки новых продуктов. Приведен их сравнительный анализ.

Ключевые слова: метод «5 why?», метод контрольных вопросов, морфологический метод Ф. Цвикки, сравнительный анализ


SEARCH SOLUTIONS OF PROBLEMS BY MORPHOLOGICAL BOX METHOD BY F.ZWICKY, TEST QUESTIONS METHOD AND «5 WHYS» APPROACH: COMPARATIVE ANALYSIS IN THE ASPECT OF IMPLEMENTATION INNOVATION PROJECT

Tomareva Maria Vladimirovna
Bauman Moscow State Technical University
Student of the Department "Economy and the Manufacture Organisation"

Abstract
Three widely used methods are considered in this article. Their application is relevant in such spheres as invention activity, outstanding problems solving, development of new products. Also comparative analysis of three methods is given.

Keywords: comparative analysis, method «5 whys», morphological box by F.Zwicky, test questions method


Библиографическая ссылка на статью:
Томарева М.В. Поиск решений проблем морфологическим методом Ф.Цвикки, методом контрольных вопросов и методом «5 why»: сравнительный анализ в аспекте реализации инновационного проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12982 (дата обращения: 12.03.2024).

ВВЕДЕНИЕ

Мозг человека, мышление издавна представляют интерес и изучаются учеными и психологами. Подвергаясь бесконечному множеству различных мыслительных операций, мозг начинает решать задачи одинаковыми способами, упрощая свою деятельность, таким образом можно говорить о возникновении стереотипов.

Если же решить возникающую проблему известными нам способами невозможно, а по-другому мы не умеем, есть ли выход?

Необходимо помнить, что у каждого члена социальной группы или общности есть свое субъективное мнение. Люди рассматривают определенную проблему под своим углом зрения исходя из своих культурных и социальных убеждений и ценностей.

В данной статье мы рассмотрим 3 метода, широко используемых в процессе изобретательской деятельности, для принятия нестандартных решений, разработки новых продуктов, исследуем их практическое применение и приведем их сравнительный анализ.

1.     МЕТОД «5 WHYS»

«Пять почему» - это простой метод поиска причин возникших несоответствий, который позволяет быстро построить причинно-следственные связи. Наиболее популярным этот метод стал в 70-х годах после публикации и распространения информации о производственной системе Toyota. Сам метод был разработан в 40-х годах основателем компании Toyota – Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda).

Название метода – «5 Почему» (Five Whys) происходит от количества задаваемых вопросов. Для того чтобы найти причину несоответствия необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос – «Почему это произошло?», и искать ответ на этот вопрос. Число пять выбрано исходя из того, что такого количества обычно достаточно для выявления сути и источника проблемы. Но, несмотря на то что метод называется 5 почему для поиска причин каждого конкретного несоответствия может задаваться как меньшее, так и большее количество вопросов.

За счет применения метода 5 почему можно выстроить «дерево» причин, т.к. при ответе на поставленный вопрос возможно возникновение нескольких вариантов. Поэтому метод пять почему схож с методом причинно-следственных диаграмм и диаграмм Исикавы. Для графического отображения «дерева» причин применяется древовидная диаграмма.

Метод 5 почему может применяться как при индивидуальной работе, так и в группе. Групповая работа является предпочтительной, т.к. она позволяет найти более объективные причины решаемой проблемы.

За счет применения метода пять почему становится возможным определить и составить модель проблемной ситуации и соответственно более объективно работать с выявленным несоответствием. Представление причин в виде дерева позволяет пересматривать какие-то части проведенного анализа, корректировать их и вносить изменения.

1.1. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА 5 ПОЧЕМУ

  1. Формулируется несоответствие или проблема, для которой необходимо найти решение. Проблема может быть записана на листе бумаги или карточке. Документирование позволяет рабочей группе прийти к единому мнению как сформулировать несоответствие и тем самым сконцентрироваться на нем.
  2. Задается вопрос «Почему это несоответствие возникло?» или «Почему это произошло?». Определяются варианты ответов на поставленный вопрос. Ответов может быть несколько. Все они записываются под, либо сбоку от проблемы. Ответы необходимо формулировать кратко. Для поиска ответов может применяться метод мозгового штурма. Чтобы структурировать поиск решений по методу пять почему можно предварительно определить основные подобласти, которые приводят к возникновению несоответствия.
  3. Если причины, выявленные на шаге 2, могут быть детализированы далее, то по каждой из выявленных причин опять задается вопрос «Почему это произошло?». Ответы на этот вопрос записываются на третьем уровне детализации.
  4. Проводится проверка возможности дальнейшей детализации причин. Если детализация возможна, то цикл постановки вопроса повторяется. Как правило, чтобы детализировать причины до самого нижнего уровня достаточно 5-ти повторений цикла, хотя это не является обязательным правилом.
  5. После того как анализ будет завершен, и дальнейшая детализация причин станет невозможна, проводится пересмотр всех выявленных причин и определяются ключевые причины. В ходе пересмотра диаграммы некоторые из причин могут перемещаться с уровня на уровень или дублироваться в различных ветках дерева причин.

1.2. ПРОБЛЕМА

В текущем статусе в крупных международных компаниях существует проблема, заключающаяся в качестве отобранного персонала. Дело в том, что несмотря на серьезную профессиональную подготовку сотрудников HR департамента и наличие нескольких этапов отбора, позволяющих более тщательно оценить кандидата, в компанию зачастую попадают люди, деятельность которых в долгосрочной перспективе не устраивает руководство.

1.3.    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «4 WHY?»

Итак, попробуем найти вероятную причину данной проблемы, используя вышеописанный метод 4 почему.

Первый вопрос, который необходимо задать исходя из формулировки проблемы выглядит следующим образом:

1)    Почему несмотря на высокую квалификацию и наличие нескольких этапов отбора в компанию все же попадают некомпетентные сотрудники?

Наиболее вероятный ответ, который мы примем за гипотезу звучит так: это может происходить в связи с тем, что проблема заключается в качестве организации каждого конкретного этапа отбора, либо недостаточно учитывать только лишь квалификацию сотрудников отдела HR.

Второй комбинированный вопрос, который поможет больше прояснить ситуацию следующий:

2)  Почему недостаточно учитывать одну лишь квалификацию сотрудников отдела HR и почему каждый конкретный этап отбора не может дать точный результат?

Теперь же, опираясь на опыт организации процесса рекрутинга в топовых компаниях можно сделать следующие выводы: 1) по мимо квалификации сотрудника с точки зрения его профессионализма, на результат относительно конкретного кандидата влияет эмоциональная составляющая в момент принятия решения 2) этапы отбора занимают слишком мало времени

3)  Почему эмоциональная составляющая возникает у профессионального сотрудника и почему на процесс рекрутинга отводится мало времени?

Соответственно логичные ответы: 1) все люди склонны принимать решения не только исходя из логики и предписанных правил, но и опираясь на интуицию, а также скрытые личные предпочтения 2) время – деньги, поэтому компании стараются минимизировать издержки, сокращая время на этапы отбора.

4)  Почему мало времени на отбор это плохо?

Потому что менеджер по персоналу и другие участники процесса отбора не успевают в полной мере оценить компетенцию и соответствие корпоративной культуре потенциального сотрудника.

Таким образом, используя всего лишь 4 вопроса, нам удалось выявить две наиболее вероятные причины приема на работу не совсем компетентных сотрудников, а именно: 1) сотрудники HR отдела склонны опираться на интуицию и свои личные скрытые предпочтения 2) Компаниям важно сэкономить деньги на процессе рекрутинга за счет снижения времени на отбор, в результате чего департамент HR зачастую не может в полной мере оценить компетенцию потенциального сотрудника.

Теперь, когда выявлены причины возникновения проблемы, можно использовать определенные методы для поиска оптимальных решений с целью ее устранения.

2.     МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Древнегреческий философ Сократ в диалоге так искусно мог задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось, как, отвечая на них, приходить к истине. Быть может, отсутствие у каждого изобретателя своего Сократа и побудило психологов изобрести метод контрольных вопросов, который позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи.

Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на вопросы, анализирует свою задачу.

Благодаря данному методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно. Списки вопросов можно применять при проведении анализа для активизации генерирования идей, для формулировки ответов.

В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, Д. Пойа, Г.Я. Бушем и другими учеными — исследователями творчества. Эти вопросники — своего рода шпаргалки для изобретателя, путеводные нити для его мысли.

Познакомьтесь, к примеру, со списком контрольных вопросов А. Осборна:

  1. Какое новое применение технического объекта можно предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?
  2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имелись ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать?
  3. Какие модификации технического объекта возможны? Приемлема ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), движения, цвета, запаха, формы, очертаний можно применить? Другие возможные изменения?
  4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение срока службы, воздействия? Имеет ли смысл увеличить частоту, размеры, прочность, повысить качество? Можно ли продублировать объект? Возможны ли мультипликации рабочих органов, позиций или других элементов или всего объектов?
  5. Что можно в техническом объекте уменьшить или заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, сконденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?
  6. Что в техническом объекте можно заменить? Что и сколько можно замещать в нем: использовать другой ингредиент, другой материал, другой процесс, другой источник энергии, другое расположение, другие цвет, звук, освещение?
  7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты допустимо заменить? Можно ли изменить модель, разбивку, разметку, планировку, последовательность операций? Можно ли поменять причину и эффект, изменить скорость или темп, режим?
  8. Что можно в техническом объекте сделать наоборот? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы или повернуть их задом наперед, низом вверх? Нельзя ли поменять полярность, перевернуть зажимы?
  9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, состав? Можно ли комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты, цепи? Можно ли комбинировать признаки, идеи?

3.     МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ФРИЦА ЦВИККИ

Суть метода заключается в составлении матрицы, где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указаны все возможные варианты реализации этих элементов. Затем разработчик, варьируя эти свойства, приходит к новому решению.

Этапы метода морфологического метода (по рекомендациям Цвикки)

  1. Точно сформулировать проблему, подлежащую решению. Следует исследовать, какие известны объекты подобного назначения и какими могут быть такие объекты. Затем исследовать проблему. Основная рекомендация на этом этапе – максимально точная формулировка цели морфологического исследования, возможная переформулировка или уточнение цели. Пример простого объекта: визитка (более точно: яркая уникальная визитка инженера, которую сложно забыть).
  2. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы. При анализе задач об устройстве под параметром следует понимать функциональный узел этого устройства, при анализе задач о способе – операцию, осуществляющую достижение той или иной целевой функции. Основная рекомендация – все параметры должны быть примерно равнозначимы с точки зрения поставленной цели. Пример параметров объекта: форма, покрытие визитки.
  3. Сконструировать матрицу, содержащую все решения заданной проблемы. Основная рекомендация – никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества. Пример параметров объекта: форма визитки (шар, лист Мебиуса, прямоугольник и др.), покрытие (пластик, картон и др.).
  4. Все решения, содержащиеся в «морфологическом ящике», внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты. Основная рекомендация – для каждой строки морфологической таблицы проверить, являются ли частные варианты реализации параметра альтернативными и является ли осмысленным вариант «отсутствует». Примеры решений: круглая съедобная, прямоугольная из пластика и др..
  5. Выбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств).

4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Все три метода отлично подходят для решения поставленных перед разработчиком задач. Сильные стороны метода «5 Why?» заключаются в открывающейся возможности построения логической связи, структурированного дерева причин, позволяющего разработчику выяснить корень той или иной стоящий перед ним задачи или возникшей проблемы и также структурированно начать ее решать. Особенно хорош данный метод именно для решения возникших или возможных в построенной модели проблем, то есть решений, предугадывающих дальнейший результат или решений «постфактум».

Метод контрольных вопросов лучше подходит для решения изобретательских задач. Он позволяет исследователю не отвлекаться на незначительные мелочи и сфокусироваться на реализации главных задач, найти ответы на ключевые вопросы, предвосхищающие будущее изобретение. Таким образом, в итоге будет получена нужная реализация задуманного объекта.

Морфологический метод Цвикки отлично подходит для построения модели нового решения, либо модификации существующего продукта путем его имитации, но с внесением новшеств в функционал продукта, либо услуги. Матрица, составляемая в процессе принятия решений, позволяет рассмотреть все возможные варианты модификации продукта, открывая разработчику новый взгляд на привычные решения и вдохновляя его на дальнейшую работу над проектом.


Библиографический список
  1. Кононова, В. Ю. Модернизация производственных систем на российских промышленных предприятиях: современное состояние и перспективы / В. Ю. Кононова // Российский журнал менеджмента.- 2006.- № 4, Т.4.- С.119-132.
  2. Оно, Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства: пер. с англ. Грязнова А., Тяглова А. / Т. Оно.- 3-е изд., доп. и перераб.-М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008.-208с.-ISBN 978-5-902677-04-1
  3. Ivan Fantin. Applied Problem Solving. Method, Applications, Root Causes, Countermeasures, Poka-Yoke and A3. How to make things happen to solve problems. Milan, Italy: Createspace, an Amazon company. 2014.-ISBN 978-1499122282
  4. Zwicky, F. Discovery, Invention, Research – Through the Morphological Approach, Toronto: The Macmillan Company (1969)


Все статьи автора «Томарева Мария Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: