УДК 332,05

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Панова Марина Валерьевна
Уральский государственный экономический университет

Аннотация
В статье представлены и проанализированы преимущества и проблемы, возникающие с развитием электронной коммерции в экономике региона. Рассмотрены изменения, касающиеся бизнес-процессов, инструментов ведения торговых операций, появления новых инструментов. Приведены проблемы законодательного регулирования электронной коммерции.

Ключевые слова: бизнес-процессы, электронная коммерция


E-COMMERCE IN THE REGIONAL ECONOMY: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Panova Marina Valeryevna
Ural State University of Economics

Abstract
The article presents and analyzes the advantages and problems arising with the development of e-commerce in the region's economy. The changes relating to business processes, tools, conducting trade, the emergence of new tools. Presents problems of legal regulation of e-commerce.

Библиографическая ссылка на статью:
Панова М.В. Электронная коммерция в региональной экономике: преимущества и недостатки // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/12864 (дата обращения: 26.05.2017).

В современных условиях одним из важнейших направлений в развитии региональной экономики является электронная коммерция. Электронная коммерция стремительно набирает темпы развития в сфере экономики, которая очень быстро проникает во все области человеческой деятельности. В настоящее время электронная коммерция находится в стадии интенсивного роста, который будет сохраняться в течение нескольких лет. К ней относятся электронный обмен данными, электронный перевод денежных средств, электронная торговля, электронные платежные системы, электронный маркетинг, электронные банковские услуги и электронные страховые услуги [1].

Существует множество понятий регион, многие авторы дают свое определение региону. В данной статье автор приводит определение региона, сформулированного А.Г.Гранбергом. Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Регионы страны отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, это различие обусловлено влиянием разнонаправленных факторов и условий развития территорий. Каждый регион имеет свою специфику, свои преимущества и сложности. Регионы страны отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, это различие обусловлено влиянием разнонаправленных факторов и условий развития территорий. Необходимо учитывать факторы в региональном управлении, поскольку они оказывают непосредственное влияние на успешную реализацию политики в регионе. Один из важных факторов развития в настоящем и будущем является расположение региона в политическом и социально-экономическом пространстве страны, а теоретическое обоснование специфики и особенностей местонахождения регионов является основанием для принятия решений возникающих проблем того или иного региона [2].

Рынок электронной коммерции зависит от участников электронных взаимоотношений.  Структуру рынка можно разделить три основные модели коммерческого взаимодействия [3]:

-       Модель корпоративных организаций – B2B (Business to Business).

-       Модель розничной торговли В2С (Business-to-consumer).

-       Модель тендеров – B2G (от business-to-government).

Стремительное развитие электронной коммерции внесла изменения в традиционную торговлю. Появление новых инструментов ведения торговли, таких как:

  1. Электронный документооборот вытесняет бумажный
  2. Связь с использованием компьютерных сетей, например, IP телефония
  3. Традиционная почта дополняется или заменяется электронной почтой
  4. Традиционная реклама дополняется баннерная реклама, поисковая реклама.
  5. Хозяйственная деятельность, ведется в интернете через личные веб- и СУБД-сервера, что стирает географические границы для получения информации и управлении, информационными, материальными и финансовыми потоками.
  6. Электронная подпись, не требующая присутствия участников при заключении сделки в одном месте.
  7. Использование систем мобильного банка, Телебанка, Интернет-Банк, электронных платежных систем и пластиковых карт
  8. Электронная коммерция специализируется на индивидуальных потребностях каждого конкретного потребителя, в традиционной торговле идет сегментация потребителя и ориентация на массовость.
  9. Организация сообществ потребителей.
  10. 10.  Интернет-коммерция должна быть мобильной, готовой к риску и постоянно совершенствоваться, в традиционной экономике безопасность и стабильность

11. Электронная коммерция не требует локальных офис, а использует механизм телеработы.

12. Создание виртуальных предприятий.

13. Электронная коммерция ориентируется на создание новых рабочих мест, когда традиционная экономика старается сохранить старые рабочие места.

14. Появляется новый показатель – информационноемкость. Капитал становится фактор производства.

15. В интернет-коммерции передает часть функций производственной, предпринимательской деятельность другим компаниям на основании договора, аутсорсинг. В традиционной экономике реализация всех бизнес-процессов происходит силами предприятия.

Кроме изменения традиционных инструментов торговли, следует отметить изменения, повлиявшие на осуществление торговых операций между продавцом и покупателем. Электронная коммерция повлияла на изменение характеристик процессов, связанных со сделками купли-продажи:

  1. Интернет-коммерция расширила границы и количество торговых операций, проводимых без физического присутствия контрагентов. Из этого следует, что во время сделки личного присутствия участников сделки не требуется.
  2. В электронной коммерции аутентификация происходит автоматически с использованием механизмов электронных сертификатов Аутентификация предоставляет гарантию того, что участники сделки в последствии не смогут отрицать своего участия.
  3.  Традиционные системы денежного обращения и товарообмена заменяются на системы электронных взаиморасчётов
  4. Сделка купли-продажи может обеспечить между продавцом и покупателем долгосрочные отношения. Чаще всего это происходит на рынке программного обеспечения: постоянно выпускаются обновленные версии программных продуктов и осуществляется онлайновая поддержка.
  5.  Появляется новый показатель, который отражает активность покупателей (коэффициент конверсии).

Все вышеперечисленные изменения способствуют возникновению факторов, которые влияют на снижение себестоимости продукции, услуг и снижение расходов предприятий, и позволяет развиваться малому бизнесу в экономике. Кроме вышеназванных преимуществ, есть существенные проблемы.

Во-первых, возникает проблема налогообложения продукции и услуг в моделях В2С и С2С, так как деятельность электронной коммерции сложно контролировать. Установить личность, место нахождения покупателя можно только по реквизитам из пластиковой карточки банка, а оплата – с помощью электронных платежных систем, то это невозможно.

Во-вторых, проблема заключается в законодательном регулировании налогообложения электронной коммерции, а именно:

1. в законодательстве РФ отсутствуют определения электронной коммерции, интернет-торговли.

2. в законодательстве РФ не классифицируются цифровые продукты, т.е. нет определенных оснований для отнесения их к товарам или к услугам.

3. в российском законодательстве нет конкретного понятия, такого как место поставки в электронной торговле. Система НДС основывается на принципе назначения.

4. в законодательстве РФ слабый механизм защиты сделки от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации денежным средствам и товарам, а также от мошенничества.

5. возможность появления перебоев доставки товара.

6. может возникнуть сложность с возвратом или обменом товара

Все вышеперечисленные проблемы указывают на то, что необходимо совершенствовать российское налоговое законодательство. Описанные преимущества, делают перспективным направлением электронной коммерции и ее необходимо учитывать в развитии региональной экономике. Электронная коммерция позволяет малым предприятиям расширить сферы бизнеса с местного до регионального и международного уровня, используя средства интернет-коммуникаций.


Библиографический список
  1. Панова М.В., Кислицын Е.В. Телеработа как новый вид труда //достойный труд – основа стабильного общества. – 2014. Сб. материалы VI Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Уральский государственный экономический университет. 2014
  2. Анимица Е.Г., Глумов А.А.  Срединный регион: теория, методология, анализ.  Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.
  3. Юрасов А.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2003


Все статьи автора «Панова Марина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: