УДК 336.011

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

Коваленко В.С.
Кубанский государственный университет
студентка экономического факультета, специальность "Экономическая безопасность"

Аннотация
В статье рассматриваются основы систем управления финансами в Великобритании, Франции и Германии. Подробно представлено разделение полномочий между органами управления финансами, описаны их основные функции и порядок формирования. Описаны теоретические аспекты организации системы управления финансами в экономически развитых государствах.

Ключевые слова: банки, государственные финансы, органы управления, развитые страны, финансовая политика, финансовая система, экономика


THE SYSTEM OF FINANCIAL MANAGEMENT IN EUROPEAN COUNTRIES

Kovalenko V.S.
Kuban State University
student of the Economics faculty, specialty "Economic security"

Abstract
The article discusses the basics of financial management systems in the UK, France and Germany. More represented the division of powers between the financial authorities, described their main features and the form. We describe the theoretical aspects of the organization of the financial management systems in economically developed countries.

Библиографическая ссылка на статью:
Коваленко В.С. Системы органов управления финансами в европейских странах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/08/12311 (дата обращения: 26.05.2017).

Управление финансами – деятельность государственных органов, направленная на разработку, контроль, проведение финансовой политики в стране. Финансовая политика – часть экономической политики, осуществляющая управление финансовыми ресурсами.

Управление финансами осуществляется с помощью специализированных органов, использующих специфический инструментарий в виде поощрений и санкций.  Фактически органы управления можно классифицировать как:

а) органы общего управления финансами;

б) органы оперативного управления финансами.

Структура системы финансов в зависимости от объекта управления имеют следующую классификацию:

-     управление финансами федеральных органов государства;

-     управление финансами субъектов;

-     управление финансами муниципальных образований;

-     финансовый менеджмент (финансы хозяйствующих субъектов).

-     Финансовое управление в качестве объектов выделяет:

-     Государственные финансы (государственный и иные виды бюджета; внебюджетные социальные фонды, система государственного кредитования, операции на фондовом рынке);

-     Страхование, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные фонды регионов, финансы предприятий[3].

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах осуществляется различными органами законодательной власти, регламентирующих стратегию осуществления финансовой политики. В Великобритании данная функция возложена на Парламент, который утверждает государственный бюджет, устанавливает размер налоговых ставок. Парламенты состоит из двух палат, занимающихся разработкой законодательной базы.

Управление финансами возложено на ряд органов, основным из которых является казначейство, оно же Министерство финансов, выполняющее следующие функции:

-     разработка, формирование и реализация государственного бюджета;

-     разработка налоговой политики;

-     контроль над соблюдением финансового законодательства;

-     эмиссия денежных средств;

-     контроль денежного обращения;

-     финансово-экономическое прогнозирование;

-     регулирование международных финансовых отношений;

-     регулирование использования финансов государственными предприятиями.

Вопросы, связанные с регулированием таможенных и акцизных сборов, находятся в ведении управления таможенных пошлин и акцизов. Контроль над уровнем выполнения законодательства в области взимания прямого налога ведется управлением внутренних доходов. Выпуск и погашение займов, управление государственным долгом находится в руках Банка Англия.

Английский банк – особый институт, выполняющий роль центрального банка всего Королевства. В его ведении находится комиссия по денежной политике, которая непосредственно занимается регулированием кредитно-денежных отношений в стране. Руководит банком Совет Директоров, в состав которого входит управляющий, двое заместителей и 16 советчиков. Весь состав банка назначается королевским указом по утверждению Парламента.

Основные функции банка:

-     Стабилизация курса валюты;

-     Поддержание покупательной способности валюты;

-     Стабилизация финансовой системы;

-     Обеспечение безопасности финансовой системы;

-     Поддержание эффективного функционирования финансового сектора;

-     Эмиссия банкнот;

-     «Кредитор последней инстанции».

С 1866 года вплоть до настоящего времени контролем состояния финансов федеральных ведомств, разработкой рекомендаций по совершенствованию финансовой политики занимается управление государственного контроля. Глава данного контрольного органа назначается самим Правительством и не может быть снят с должности, за исключением особых случаев, когда обеими палатами Парламента было принято такое решение. Основные функции контрольного органа управления:

-     удостоверение легальности осуществления деятельности в области финансовой политики правительственными ведомствами;

-     анализ эффективности и целесообразности использования данными органами государственного бюджета[1].

Контроль деятельности рынка финансовых услуг находится в руках Financial Conduct Authority – неправительственного органа, появившегося в 2013 г, вследствие замены  Financial Services Authority – управления по финансовому регулированию и надзору. Данный орган выполняет следующие функции:

-     Регулирование работы компаний, задействованных в финансовом секторе;

-     Контроль над применением минимальных стандартов;

-     Маркетинг финансовых продуктов;

-     Поддержание защиты потребителей;

-     Обеспечение финансовой безопасности.

Важное значение в управление финансовыми ресурсами занимает банковская, страховая и пенсионная система Великобритании. В зависимости от характера своей деятельности банки Англии подразделяются на коммерческие и инвестиционные. Сектор страхования в Королевстве один из крупнейших и занимает лидирующие позиции после США и Японии. Огромная часть финансов Великобритании находится в руках пенсионных фондов, ведущих наибольшей  массой активов.

Система управления финансами во Франции заложена в 1789 году, при принятии Декларации прав человека. Функция управления возложена на Национальное собрание. В качестве исполнительного органа власти выступает Парламент.  Парламент имеет две палаты – нижнюю и верхнюю. Все основные финансовые законы, а прежде – утверждение государственного бюджета, осуществляется двумя палатами парламента и подписывается главой государства. Парламент также утверждает отчеты об исполнении государственного бюджета, законы о налогах, устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета в ведение которого находится:

-     разработка финансовой и налоговой политики государства;

-     осуществление политики в области государственных расходов;

-      контроль за соблюдением финансовых законов;

-      составление проекта государственного бюджета и организация его выполнения.

Министерство финансов, в свою очередь, делится на множество ведомств. Одно из наиважнейших ведомств это управление внутренних доходов, которое выдает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступления, осуществляет управление пошлинами и акцизами, готовит инструктивный материал по косвенным налогам и организует их поступления в бюджет.

Ведомство внутреннего займа и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных займов, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

Центральный Банк Франции – это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка, в полномочия которой входит эмиссия денежных средств, кредитование других банков и государства, поддержания курса валюты.

Контроль над исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная Палата, которая является органом, состоящим из неизменяемых магистров. Функции:

-     толкование финансовых нормативных актов;

-     контроль над законностью и эффективностью операций, проведенных правительственными ведомствами;

-     предоставление помощи Парламенту и его палатам;

-     контроль над выполнением отдельных платежных операций;

-     установление правил ведения финансовых операций и отчетности в муниципальных учреждениях[2].

В Германии важную роль в систему управления финансами играет Министерство финансов. Большая часть его полномочий традиционна для аналогичных органов в других странах. Оно управляет налоговой, валютной и таможенной политикой в государстве, составляет, представляет в Федеральное правительство проект федерального бюджета и следит за его исполнением.

Органов законодательной власти является Бундестаг. Бундестаг – это однопалатный орган народного представительства Германии. Важнейшие функции Бундестага:

-     утверждение федерального бюджета страны;

-     принятие законов;

-     выборы федерального канцлера и контроль над деятельностью правительства[5].

На заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке законов. На комитеты возложена основная работа по парламентскому контролю над деятельностью правительства. Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету.

В обязанности Федерального ведомства по финансам входит налоговый контроль субъектов федерации. Также стоит отметить, что именно этот орган управления финансами несет ответственность за налогообложение иностранных капиталовложений в экономику Германии.

Следующим органом финансового управления избирательной власти является федеральное управление государственным долгом. В компетенции данного органа власти находится деятельность по контролю за финансированием бюджетного дефицита, а также осуществление операций по выдаче и погашению государственных займов.

BaFin (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht) – это Федеральное управление финансового надзора Германии, являющееся основным органом надзора за финансовыми услугами, предоставляемыми на рынке страны.

Основными задачами работы BaFin является формирование надежного функционирования организаций, предоставляющих финансовые услуги.

Его функции:

-     обеспечение стабильной, целостной и надежной работы немецкой финансовой системы;

-     лицензирование финансовой деятельности;

-     контроль над банками и другими финансовыми организациями, предполагающий надзор платежеспособности;

-     сохранение доверительности инвесторов к финансовым рынкам;

-     предотвращение ведения запрещенного финансового бизнеса;

-     наблюдение за финансовой отчетностью компаний;

-     защита прав потребителей и инвесторов;

-     предотвращение отмывания денег, финансирования терроризма[4].

Немецкий федеральный банк – центральный банк Германии. В соответствии с Законом ФРГ о банковской деятельности и другими специальными законами на Бундесбанк возложены функции по регулированию денежного обращения и кредита. Он устанавливает процентные и дисконтные ставки; разрабатывает политику операций на кредитном и открытом рынках; устанавливает резервные требования к кредитным институтам; оказывает  услуги в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель.

Таким образом, система органов управления приведенных европейских государств имеет схожую структуру. Это Парламент, Министерства, бюро и ведомства, системы банков, а также счетные палаты, занимающиеся осуществлением контроля по исполнению финансовых операций.


Библиографический список
  1. Дробозина Л.А. Финансы. Учебное пособие для вузов // URL.: http://uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_137.html.
  2. Жмайло А.Ф. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. Учебное пособие для студентов СПО экономических специальностей, 2009 // URL.: http://finance-credit.news/finansy-kredit/242organyi-upravleniya-finansami-zadachi-67654.html
  3. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Структурированный учебник // URL.: http://economy-ru.com/munitsipalnyie-finansyi-knigi/upravlenie-finansami-veduschih-zarubejnyih.html/
  4. Шегурова В. П., Желтова М. Ф. Зарубежный опыт организации государственного финансового контроля // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 209-212.
  5. Globfin / Мировая экономика, финансы, инвестиции // URL.: http://www.globfin.ru/articles/finance/gosfin.htm


Все статьи автора «Коваленко Виктория»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: