УДК 378.046.4

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ТОЧНАЯ НОРМАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Алексеев Владимир Михайлович1, Халяпин Алексей Алексеевич1
1АНО ДПО «Академия ГлавСпец», Краснодар

Аннотация
Дисциплина «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд» отличается от других управленческих дисциплин тем, что является точной нормативной дисциплиной. В статье показано, что, будучи нормативной дисциплиной, Управление закупками представляется существенно более точной и широкой дисциплиной по сравнению с некоторыми другими нормативными дисциплинами.

Ключевые слова: квалификация, нормативная дисциплина, профессиональная переподготовка, специалист в сфере закупок, точная дисциплина, управление закупками, управленческая дисциплина


MANAGEMENT OF PROCUREMENT FOR STATE AND MUNICIPAL NEEDS AS ACCURATE A NORMATIVE DISCIPLINE

Alekseev Vladimir Mihaylovich1, Khalyapin Alexei Alekseevich1
1ANO DPO «Akademy GlavSpets», Krasnodar

Abstract
Discipline «Management of procurements for state and municipal needs» differs from other management disciplines that is accurate normative discipline. The article shows that, as a normative discipline, procurement Management is significantly more accurate and broader discipline than some of the other regulatory disciplines.

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеев В.М., Халяпин А.А. Управление закупками для государственных и муниципальных нужд как точная нормативная дисциплина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12240 (дата обращения: 30.09.2017).

За последние 3 года дисциплина «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд» (далее – «Управление закупками») стала одной из самых востребованных среди дополнительных профессиональных программ, поскольку позволяет получить одну из самых востребованных на рынке труда профессий.

Эта дисциплина отличается от других управленческих дисциплин тем, что она является точной нормативной дисциплиной, такой же как дисциплина «Бухгалтерский учет», но гораздо более широкой. При этом дисциплина выгодно отличается от других дисциплин, в том числе от «Бухгалтерского учета», отсутствием необходимости заучивать огромные массивы справочной информации – такой, как планы счетов. Также как и квалификацию бухгалтера, квалификацию специалиста в сфере закупок можно получить на курсах профессиональной переподготовки, причём полностью в дистанционной форме.

Для сравнения: ключевая управленческая дисциплина «Менеджмент» не является ни точной, ни нормативной дисциплиной, поскольку она:

- не содержит ни строгого понятийного аппарата, ни терминологии, полностью соответствующей действующему законодательству. Наоборот, в курсе «Менеджмента» много досужих рассуждений о «западном» и «восточном» менталитетах и т.п.;

- не основывается на положениях нормативно-правовых актов.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) выступает не просто правовым базисом курса «Управление закупками», а его непосредственным источником информации. Специалист в сфере закупок, чтобы свериться с тем иным или иным утверждением, обращается не к суждениям неких теоретиков, а к статьям закона. Показателен следующий факт: законодательство о госзаказе настолько часто меняется, что даже самые авторитетные комментарии к законодательству о закупках необходимо читать, постоянно сверяясь с текстом этого законодательства. Для сравнения, специалист по менеджменту для сверки расхожего мнения о положении дел в России будет обращаться к авторитетному мнению иностранного автора.

Будучи нормативной дисциплиной, Управление закупками существенно более точная дисциплина по сравнению с Гражданским правом, авторы которого постоянно позволяют себе отступления от лексикона действующего Гражданского кодекса и вольные, выходящие порой далеко за всякие рамки актуального законодательства суждения. Наиболее яркий пример такой ненормативности и неточности, допускаемой правоведами: рассуждения о гражданском обществе. Мало того, что словосочетание «гражданское общество» отсутствует в нормативно-правовых актах России, так оно грубо противоречит подразделу 2 Гражданского кодекса.

Отметим ещё такое важное отличие Управления закупками от ряда юридических дисциплин. В последних часто упоминается уже ставшее архаичным слово «государство». Вместо него в актуальном гражданском законодательстве используются гораздо более точные обозначения: «Российская Федерация», «субъекты Российской Федерации», «муниципальные образования», нормативно закреплённые в главе 5 ГК РФ, в которой чётко отмечено, что от их имени выступают органы государственной власти, государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Эта конкретность очень важна в хозяйственных отношениях, которые возникают только при условии наличия чётко установленных сторон.

В ненормативной терминологии некоторых юридических дисциплин, государственные и муниципальные заказчики – это и есть пресловутое «государство». На самом деле, от имени «государства» в госзаказе выступают сотрудники контрактных служб, комиссий по осуществлению закупок организаций, получающих финансирование из федерального, регионального или местного бюджета. Причём закупки осуществляются, как правило, для обеспечения текущих нужд. Таковыми, например, для школ, являются электроэнергия, канцтовары и т.п. При этом заказчики выступают как отдельные юридические лица, наделённые всеми полномочиями для самостоятельного осуществления текущей деятельности, обязанные разве что отчитываться перед контролирующими органами.

Спрашивается, причём тут «государство», по легенде общественных наук, противостоящее «гражданскому обществу»?

Однако нельзя сказать, что «Управление закупками» – это образцово точная нормативная дисциплина. В ней имеются несущественные отклонения, но не от законодательства, а только от высших нормативных правовых актов. Так, статья 102 Закона 44-ФЗ допускает общественный контроль, правовая основа которого закреплена в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля». Однако словосочетание «общественный контроль» противоречит терминологии Конституции РФ, статья 33 которой подразумевает индивидуальный контроль и коллективный контроль. Грамотнее «общественный контроль» назвать «индивидуальным и коллективным контролем». В этой же статье 102 правом на коллективный контроль наделены «общественные объединения и объединения юридических лиц», что противоречит ч. 1 ст. 30 Конституции, согласно которой «каждый имеет право на объединение», а в совокупности со ст. 33 Конституции и главы 4 Гражданского кодекса – имеет право представлять свои интересы опосредовано через такие объединения граждан, как крестьянское (фермерское) хозяйство, производственный кооператив, потребительский кооператив, общественная организация и т.п. Следствием этого искажения терминологии является излишнее многословие ч. 1 ст. 105 Закона 44-ФЗ, которую можно было бы сформулировать проще: «любое физическое и юридическое лицо…» (далее по тексту).

Тем не менее, наука «Управление закупками» постоянно совершенствуется вместе с непрерывно совершенствующимся законодательством. Кстати, последнее стало возможным именно потому, что наука «Управление закупками» не претендует быть юридической доктриной для Закона 44-ФЗ и всего гражданского законодательства. Это прикладная дисциплина, призванная обеспечить стабильность хозяйственных правоотношений и в частности контрактной системы.



Все статьи автора «Академия ГлавСпец АНО ДПО»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: