УДК 33

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

Заболоцкая Кристина Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студентка

Аннотация
В условиях экономического кризиса поддержать российскую экономику могут крупные транспортные инфраструктурные проекты, позволяющие её диверсифицировать и снизить зависимость от добывающих отраслей. В данной статье исследованы актуальные проблемы в развитии транспортной инфраструктуры и предложены механизмы совершенствования системы реализации масштабных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: инвестиции, инфраструктурные проекты, транспортная инфраструктура


ACTUAL PROBLEMS IN DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AND MECHANISMS TO IMPROVE THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF INFRASTRUCTURE PROJECTS

Zabolotckaia Kristina Vladimirovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student

Abstract
The development of transport infrastructure, especially during the crisis period, is the foundation required to develop the economy. Current problems in the development of transport infrastructure are analyzed, as well as the mechanisms to improve the system of large-scale infrastructure projects are found.

Keywords: infrastructure projects, investment, transport infrastructure


Библиографическая ссылка на статью:
Заболоцкая К.В. Актуальные проблемы в развитии транспортной инфраструктуры и механизмы совершенствования системы реализации инфраструктурных проектов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12153 (дата обращения: 26.05.2017).

Научный руководитель: к.э.н., доцент Терская Галина Алексеевна

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Инвестиции в транспортную инфраструктуру остро необходимы российской экономике для возобновления её роста. Именно в кризисный период инвестиции в инфраструктуру являются основой, позволяющей обеспечивать выход страны на новые темпы экономического роста. Транспортная инфраструктура Российской Федерации выступает ключевым драйвером экономического роста страны, а ее устойчивое функционирование и динамичное развитие в условиях активизации интеграции в систему мирохозяйственных связей представляет одну из приоритетных задач современной политики государства.

Актуальными проблемами в развитии транспортной инфраструктуры, на наш взгляд, являются:

1.        Низкий уровень развития инфраструктуры по сравнению с развитыми странами, что понижает качество жизни и повышает издержки бизнеса. По оценкам Министерства транспорта Российской Федерации, международным нормам на сегодня соответствуют лишь 37 % федеральных и 24 % региональных автодорог;

2.        20% проектов транспортной инфраструктуры в российских регионах заморожены, но без развития инфраструктуры невозможно решить приоритетные задачи региональной политики, привлечение инвестиций и восстановление экономического роста;

3.        Низкая скорость и комфортность пассажирских поездок, люди предпочитают личные автомобили общественному транспорту, увеличиваются пробки. Так, согласно социологическим исследованиям, проведенным ЦЭИ в Московской агломерации, 60% москвичей ездит в Подмосковье на личных автомобилях, 25% – на железнодорожном транспорте и 15% – на автобусах и маршрутках. В большом Лондоне ситуация обратная: не менее 60% пассажиров перемещается из центра в пригороды на общественном транспорте [3];

4.       Необходимы повышенные финансовые и административные усилия со стороны государства, но эффект от вложений достаточно высокий. Бюджетная отдача от вложений в транспортную инфраструктуру выше, чем от инвестиций в оборонный сектор, инфраструктуру нефтедобычи;

5.        Необходимость значительных объемов инвестиций на начальных этапах проекта.

6.        Наличие «узких мест» в транспортной системе. Доля таких участков на федеральных автодорогах от их общей протяженности – 13,8%, на железных – 19,9%.

7.        Препятствия для развития рынка инфраструктурного финансирования:

• Недостаточное предложение длинных денег. Доля институциональных инвесторов в 6 раз ниже, чем в развитых странах.

• Отсутствие прозрачных механизмов финансирования по принципу TIF.

• Негибкая и излишне политизированная система индексации инфраструктурных тарифов.

• Недостроенность системы рынка инфраструктурных инвестиций. Рынок сталкивается с недостатком информации, слабым методическим обеспечением, недостатком опыта и компетенций, отсутствием специализированной рыночной инфраструктуры, неразвитой специализацией участников рынка и пробелами в их функционале.

В качестве направлений совершенствования системы реализации масштабных инфраструктурных проектов нами выделено:

1) Создание новой интеллектуально-управленческой платформы, проект ТЕПР может быть примером такой платформы.

2) Привлечение механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), что позволит решить задачу по созданию современной транспортной инфраструктуры и ее эффективной эксплуатации в условиях ограниченности бюджетных средств.

3) Совершенствование финансовой системы, в частности, возможность брать рублевые кредиты национальным компаниям в российских банках, при этом процентная ставка должна быть невысокой, что даст возможность избегать валютных рисков российским компаниям. Характерным положительным примером является «Японское чудо».

4) Создание качественной системы финансового управления рисками инфраструктурных проектов, в частности совершенствование механизма банковских гарантий при исполнении государственных контрактов.

5) Разработка в Российской Федерации эконометрической модели производственной функции, которая позволит оценивать влияние транспортных проектов на комплексное развитие отдельных регионов и муниципальных образований и даст возможность включать его количественную оценку в процесс принятия решений.

6) Построение системы стимулирования долгосрочного финансирования инвестиций. Основными направлениями в этом ключе являются развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов долгосрочного финансирования инвестиций; применение косвенных методов государственного регулирования; разработка и реализация программ финансирования малых и средних организаций [4].

7) Развитие направлений деловых и туристических поездок.

8) Расшивка узких мест на автодорогах на тех направлениях, где железнодорожное сообщение не предполагается, в первую очередь – в крупнейших агломерациях.

9) В развитии авиации следует сосредоточиться на строительстве крупных авиаузлов.

10) Для переориентации и развития российской экономики следует направлять средства на проекты, которые ориентируются на разработки новых месторождений.

11) Перевод грузовых перевозок с диспетчерского управления на перевозки по расписанию.

12) Повышение кооперации между специализированными ведомствами: Росжелдор, Росавтодор, Росавиация и Росморпорт.

13) Повышение доступности длинных денег:

• Снижение рисков рефинансирования путем предоставления гарантий;

• Юридическое закрепление статуса строительных компаний как полноценных участников инфраструктурных проектов;

• Использование буферных фондов для преобразования относительно коротких пассивов в более длинные активы для приобретения инфраструктурных облигаций;

• Создание специализированных фондов долгосрочного финансирования по примеру Европейских фондов долгосрочного финансирования;

• Введение налоговых льгот для инфраструктурных и проектных облигаций, предоставление долгосрочных налоговых каникул;

• Создание механизмов хеджирования валютных рисков по иностранным инвестициям в инфраструктурные проекты.

14) Привлечение китайских инвестиций – до $20 млрд в год: с их помощью могут быть профинансированы инфраструктурные инвестиции в объеме до 1 % ВВП в год, что покрывает значительную часть из необходимого дополнительного прироста инфраструктурных инвестиций

15) Создание российской информационной базы данных по транспортным инфраструктурным проектам, содержащие статистические данные о проектах, которые уже реализованы, основную информацию о проектах, стоимостные данные, информацию об эффектах проектов, которые реализуются или в стадии разработки, что может привлечь дополнительных инвесторов, создать прозрачную систему, уменьшить коррупцию.

16) Создание бюджетных фондов инфраструктурных инвестиций. Такие фонды могут создаваться на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

В заключении отметим, важно добиться роста инвестиций в транспортную инфраструктуру, так как без этого нельзя обеспечить желаемые темпы экономического роста.


Библиографический список
  1. ИНП РАН. URL: http://www.ecfor.ru/
  2. Министерство экономического развития РФ URL: http://www.economy.gov.ru
  3. ЦЭИ URL: http://www.erce.ru/
  4. Заболоцкая К.В. Долгосрочное финансирование инвестиции — залог устойчивого роста российской экономики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35299
  5. Информационный ресурс The Economist. URL:http://www.economist.com/
  6. Всемирный банк URL: http://www.worldbank.org/


Все статьи автора «Заболоцкая Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: