УДК 338.46

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ BPMN ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ХОСТЕЛ

Аникина Марина Сергеевна
Дальневосточный федеральный университет
Кафедра бизнес-информатики и экономико-математических методов, школа экономики и менеджмента

Аннотация
В статье проанализированы бизнес-процессы, протекающие в хостеле; созданы системные модели с помощью нотации BPMN; смоделированная сеть бизнес-процессов демонстрирует особенности деятельности хостела.

Ключевые слова: бизнес-процессы, методологии SADT, построение моделей бизнес-процессов, хостел.


APPLICATION PROCEDURE FOR CONSTRUCTION BPMN BUSINESS PROCESS MODEL ON THE EXAMPLE OF THE HOSTEL

Anikina Marina Sergeevna
Far Eastern Federal University
Department of business Informatics and economic-mathematical methods, school of Economics and management

Abstract
The article analyzes the business processes in the hostel; create a system model using BPMN notation ; modeled business processes demonstrates the features of the hostel network activity.

Keywords: BPMN.


Библиографическая ссылка на статью:
Аникина М.С. Применение методики BPMN для построения моделей бизнес-процессов на примере предприятия хостел // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11858 (дата обращения: 28.09.2017).

Научный руководитель: -А. Б. Кригер, 
кандидат физико- математических наук, доцент 

В последние несколько лет хостелы стали очень популярными в нашей стране. Хостел (англ. Hostel – общежитие) – европейский вариант размещения, при котором постояльцам на любой промежуток времени предоставляется жилье, представляющее собой спальное место в комнате. Комнаты обычно рассчитаны на несколько постояльцев одновременно. Дополнительные услуги в хостелах, как правило, не предоставляются. Туалеты и душевые комнаты – помещения для общего пользования. Они чаще всего располагаются на этаже и рассчитаны где-то на 12 пользователей. Холодная и горячая вода – это обязательные составляющие проживания в хостеле. Уборка проводится ежедневно с использованием дезинфицирующих средств. Если хостелы грамотно оформлены, они не уступают по комфорту многим гостиницам, но существенно выигрывают в цене. Особенности организации таких предприятий:

-          предприятие является малым и обладает штатом, состоящим из 2-3 сотрудников;

-          для выполнения некоторых работ привлекаются сотрудники на договорной основе – фрилансеры;

-          для функционирования предприятия необходима учетная автоматизация.

Все более актуальной становится проблема совершенствования учетной автоматизации такими предприятиями. Следовательно, можно  разработать модели бизнес-процессов компании (бронирование места в хостеле, регистрация и размещение, формирование счета к оплате и выезд).

На данный момент существует несколько методов и методологий моделирования бизнес-процессов: методы функционального моделирования методологии SADT (IDEF, IDEF3, диаграмма Гейна-Сарсона), методы методологии ARIS, методология BPMN.

Спецификация BPMN описывает условные обозначения для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм бизнес-процессов. BPMN ориентирована как на технических специалистов, так и на бизнес-пользователей. Для этого язык использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции. Кроме того, спецификация BPMN определяет, как диаграммы, описывающие бизнес-процесс.

Также на рынке программного обеспечения представлены разнообразные программные средства моделирования бизнес-процессов: BPWin, Rational Rose, ARIS, Visio и др.

Для моделирования сети бизнес-процессов было выбрано программное средство Visio. Microsoft Visio поддерживает BPMN 2.0, который является текущей версией стандарта, и соответствующие правила проверки схем. Спецификация BPMN 2.0 также является исполняемой и переносимой (то есть процесс, нарисованный в одном редакторе от одного производителя, может быть исполнен на движке бизнес-процессов совершенно другого производителя, при условии, если они поддерживают BPMN 2.0).

Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. В качестве графического описания деятельности применяются блок-схемы бизнес-процессов. Построив бизнес-процессы организации, можно оценить модель ее деятельности в целом. Исходя из логики построения, можно также проверить, насколько корректно были описаны окружения бизнес-процессов, а именно — входные и выходные данные и ресурсы. Для моделирования бизнес-процессов были выбраны  следующие работы:

-        бронирование места в хостеле;

-        регистрация и размещение;

-        формирование счета к оплате и выезд;

Данные бизнес-процессы были выбраны, потому что ведение учета вручную является длительным и есть вероятность допуска ошибок. Моделирование сети бизнес-процессов значительно облегчит работу сотрудника, который занимается этим.

Бронирование места в хостеле

Процесс начинается с запроса клиентом места в хостеле на желаемую дату у администратора. Администратор принимает заявку клиента и рассматривает требования клиента, если присутствуют какие-либо ошибки в заявке, уточняет информацию у клиента. Далее происходит подбор места на желаемую дату. Если подходящий вариант есть, тогда администратор оформляет бронь на клиента и вносит его данные. Когда подходящего места нет, то клиенту предлагается другие альтернативные варианты размещения. При согласии клиента происходит оформление брони, так же с предоставлением данных клиента. Для оформления заявки клиенту необходимо предоставить данные о себе (ФИО, паспортные данные, дату заселения). Этот бизнес-процесс представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Бронирование места в хостеле

Регистрация и размещение

Процесс начинается с прибытия клиента в хостел. Администратор  проверяет клиента на наличие брони. В том случае, когда клиент не производил процедуру бронирования, администратор ищет свободное место на желаемую дату для клиента. При этом постоянно согласовывает выбор с клиентом. Если место нашлось, и оно устраивает гостя, то происходит та же процедура, что и при наличии брони, а именно оформление регистрационного листа. После требуется провести идентификацию личности гостя (проверка паспортных данных) и внести данные в лист регистрации.  После соблюдения всех формальностей, администратор принимает предоплату за проживание и выдает ключ от комнаты гостю. Если же клиента ни одно из предложенных мест не устроило он уезжает из хостела. Этот бизнес-процесс представлен на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Регистрация и размещение

Формирование счета к оплате и выезд

На момент выселения, клиент приходит на ресепшн и запрашивает счет за проживание у администратора. Дежурный администратор принимает запрос и подсчитывает общую стоимость за проживание. В это время клиент готовится к выезду с номера. Администратор приходит и проверяет койко-место. Если все в порядке, то остается только стоимость за проживание. В случае нанесения клиентом какого-либо ущерба, клиенту озвучивается дополнительная сумма к оплате. После клиент производит оплату, администратор ее принимает, оформляется выселение, в лист регистрации вносится дата выселения, клиент сдает ключ  и выезжает с гостиницы. Этот бизнес-процесс представлен на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Формирование счета к оплате и выезд

ВЫВОДЫ

Созданы системные модели с помощью нотации BPMN, позволяющие организовать поддержку принятия управленческих решений. Смоделированная сеть бизнес-процессов демонстрирует особенности деятельности хостела. Моделирование деятельности позволяет выбрать последовательность операций, лучшим образом построить организационную. Таким образом, смоделировав сеть бизнес-процессов, появляется возможность предварительной оценки стоимости бизнес-процессов и конечной услуги.

Развитие хостел-движения неразрывно связано с развитием туризма в целом. Быстрая, по сравнению с другими средствами размещения, окупаемость хостелов положительно влияет на темы роста их количества и, соответственно, на увеличение показателя обеспеченности гостиничными местами той или иной туристической детонации. Также моделирование позволяет оценить затраты на выполнения выделенных бизнес-процессов, а также рассчитать стоимость конечного продукта и оценить потенциальную рентабельность хостела.


Библиографический список
  1. URL: http://www.rata-news.ru (дата обращения: 10.12.2013)
  2. URL: http://www.horeca.ru (дата обращения: 01.11.2013)
  3. URL: http://www. moscomtour.mos.ru (дата обращения: 03.10.2013)

 



Все статьи автора «Аникина Марина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: