УДК 338.222

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Таков Рустам Муссаевич
Кубанский государственный университет
студент экономического факультета специальности "Экономическая безопасность"

Аннотация
Статья посвящена вопросу экономического сотрудничества Республики Адыгея и Краснодарского края, которые расположены на едином историко-географическом пространстве Российской Федерации, именуемом Кубанью. Автором осуществлен сравнительный анализ уровня развития рассматриваемых субъектов России, определены точки соприкосновения регионов в русле инвестиционной деятельности. Особое внимание уделено вопросам туристического взаимодействия в аспекте реализации концепции туристического кластера на Северном Кавказе до 2025 года. Выявлена прогрессивная тенденция синтеза экономик Адыгеи и Краснодарского края в туристической сфере. В статье дано представление о положительной стороне глубокого сотрудничества соседствующих регионов в рамках единого государства, опуская внутренние административные границы и создавая предпосылки к обоснованной умеренной унитаризации с сохранением основ федерализма.

Ключевые слова: бизнес, инвестиционный климат, краснодарский край, курорты Северного Кавказа, Республика Адыгея, туристический кластер, экономический прогресс, экономическое сотрудничество


INVESTMENT COOPERATION OF KRASNODAR REGION AND THE REPUBLIC OF ADYGEA

Takov Rustam Mussaevich
Kuban State University
student of the Economics faculty, specialty "Economic security"

Abstract
This article is dedicated to the matter of the economical collaboration of The Republic of Adygeya and The Krasnodar region (or Krasnodar Krai), which are situated on the common historico-geografical space of the Russian Federation called Kuban. The author has undertaken the comparative analysis of the developmental level of considered subjects of Russia and defined their common ground for the investment interaction as well. The special attention was payed to the matters of the interaction in the sphere of tourism as a part of the implementation of the Concept of the Tourism Cluster. Also, the author has identified the progressive tendency of the synthesis of the tourism spheres of the both mentioned regions. In conclusion, the author shows the positive side of the profound collaboration of The Republic of Adygeya and Krasnodar Krai within the one state by omitting the internal administrative borders and creating prerequisites for the reasoned and moderate unitarization while preserving the basics of federalism.

Библиографическая ссылка на статью:
Таков Р.М. Инвестиционное взаимодействие Краснодарского края и республики Адыгея // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11685 (дата обращения: 30.09.2017).

Рассмотрение Краснодарского края и Республики Адыгея как единого экономического и в частности инвестиционного пространства считается вполне обоснованным предложением в силу единых исторических, культурных и территориально-географических обстоятельств. Оба субъекта Российской Федерации одинаково поддавались влиянию внешних исторических процессов, сопровождаемых взаимными культурным совершенствованием имеющихся национальных традиций народов, проживающих на рассматриваемых экономических зонах.

Историческим фактом нежелания разрушать целостность экономического пространства между субъектами является Постановление главы Краснодарского края Н. И. Кондратенко, в котором временная мера по запрету вывоза продукции за территорию края в целях продовольственного обеспечения населения, не распространялась лишь на Республику Адыгея. Территориальное разграничение, без сомнения, стало результатом политического и административного регулирования процессов защиты прав национальных образований. Фактически же объекты исследования, Адыгея и Краснодарский край, будучи основными элементами историко-географической области, именуемой Кубанью, не имеют ограничений в перемещении трудового, производственного, денежного и иных видов капитала. Между соседствующими субъектами происходит обмен достижениями экономического прогресса (научно-техническое сотрудничество, кадровое и образовательное взаимодействие, торговые и туристические связи). Особо актуально сегодня развивать данные тенденции, тем самым увеличивая прогресс развития регионов в аспекте единого целого.

Выделяющимся на общем фоне звеном всей системы предметов взаимодействия рассматриваемых регионов является туризм. Именно благодаря ему удалось сильнее закрепить экономическое сотрудничество субъектов федерации. Появившаяся ответственность за представление в высшем свете событий «Олимпиады-2014» в Сочи ещё больше объединила Краснодарский край и Адыгею. Последняя приобрела наиболее выгодный инвестиционный климат в первую очередь в связи с территориальной близостью к городу-курорту и наличием собственных имеющих привлекательный потенциал развития туристических зон, которыми готов заняться крупный бизнес среди отечественных и иностранных инвесторов.

Рассматривая причинно-следственные связи уже совершившихся событий, мы теперь с уверенностью можем заявить, что в долгосрочном периоде их основной целью явилось именно повышение инвестиционной привлекательности Краснодарского края, Республики Адыгеи и, конечно, в целом Российской

Федерации посредством туристического, сельскохозяйственного, инновационного механизмов, что особенно актуально в условиях относительно недавнего вступления в ВТО. Уровень опасности последствий вхождения был достаточно высок, учитывая упоминание  его как одной из важнейших угроз в документе «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [1]. Конкурентоспособность рассматриваемого региона в сравнении с курортами стран Европейского союза (Франции, Австрии, Швейцарии, Кипра, Греции), Египта и Турции не высока. Приоритетность повышения популярности среди туристов города-курорта Сочи была неоспорима.  Адыгейский показатель роста туристических потоков на горнолыжном плато Лаго-Наки, окруженного горными склонами Оштен и Фишт, в честь последнего из которых был назван главный стадион Олимпийских игр в Сочи, стал результатом представленного организаторами логистического проекта развития курортного потенциала Юга России. Актуализацию приобрел вопрос влияния конфликта Российской Федерации и Турецкой Республики на туристические потоки в нашей стране. Возросла вероятность повышения привлекательности курортов Юга России, в частности Кубани, в связи с обоюдными санкциями и сворачиванием совместных экономических проектов по причине появления политических разногласий Москвы и Анкары [2]. Примечательно, что для Турции туристы из России – вторые по численности после Германии и их потеря достаточно пагубно отразится на бюджетных поступлениях «прямых потомков Османской империи».

Двигаясь за грани территориальных рамок рассматриваемых Краснодарского края и Республики Адыгея, стоит упомянуть, что существует целая «Концепция создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея». По Постановлению Правительства №883 в туристический кластер входят: Лагонаки (общая территория Краснодарского края и Адыгеи), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия – Алания), Матлас (Дагестан).

Для понимания того, какую важность составляют данные туристические проекты для экономики Российской Федерации, стоит рассмотреть абсолютные величины расходов,  средства для которых выделены из консолидированного бюджета и направлены на развитие кластера (Таблица №1) [3].

Таблица 1 – Финансирование курортов Юга России

      №

Туристический курорт

        Планируемые затраты (руб.)

     1

Лагонаки (Кубань)

5 223 370 748

     2

Матлас (р. Дагестан)

2 485 225 200

     3

Мамисон (р. Северная Осетия)

3 285 684 281

    4

Эльбрус-Безенги (р. КБР)

3 080 293 627

     5

Архыз (р. КЧР)

2 500 000 000

 

 

 

Огромные средства, задействованные в основных и оборотных фондах, требуют соответствующих результатов. Примечательно, что расходы эти направлены только на оснащение первостепенными жилищно-коммунальными условиями: энергоснабжение (реконструкция сетей), водоснабжение и канализация (хозяйственно-бытовое и технологическое водоснабжение, хозяйственно-бытовая и ливневая канализация), теплоснабжение (энергосберегающие технологии и т.п.). Последующее инвестирование в гостиничные комплексы и объекты завершающих этапов строительства повлекут ещё не малые расходы.

Вернемся к Краснодарскому краю и Республике Адыгея как объектам изучения. С целью приступить к анализу перспектив бизнес-взаимодействия двух регионов в русле инвестиционного проектирования, рассмотрим экономический потенциал каждого из них. Аналитическое исследование проведено на основании планов экономического развития Краснодарского края и Республики Адыгея, предложенных региональными и федеральными властями.

Инвестиционный потенциал Краснодарского края 

С целью проведения анализа перспективных бизнес-направлений обратимся к «Плану мероприятий по улучшению регионального инвестиционного климата и привлечению инвестиций в Краснодарский край на 2015 – 2017 годы». Документ даст достаточное преставление о властно-региональном видении вопроса и позволяет сопоставить его с субъективным выбором пути личного экономического роста предпринимателя или инвестора [4].

Традиционно первостепенным в вопросе улучшения регионального климата на период 2015-2017 гг. станет сельское хозяйство, а именно «создание и развитие сети логистических центров» (их строительство и модернизация заготовительной отрасли), что стало стратегическим мероприятием №3 в документе.

Второй ветвью улучшения инвестиционного климата послужила сфера, затрагивающая социальную политику края, а именно «развитие прямых связей производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Краснодарского края, для обеспечения населения продуктами питания» (включает предприятия розничной торговли и санаторно-курортных учреждений). Программа упорядочена как стратегическое мероприятие №6.

Первое упоминание в документе туристской отрасли связано с развитием виноделия. Таким образом, стратегическое мероприятие №9 ставит целью «усиления кооперации между винодельческой отраслью и санаторно-курортным комплексом Краснодарского края, в том числе на базе действующих винодельческих предприятий туристской инфраструктуры». Работа включает организацию поддержки мероприятий по включению винодельческих предприятий Центр винного туризма (п. Абрау-Дюрсо), Усадьба “Семигорье” и усадьба винодела Геннадия Генераленко (г. Анапа), “Фанагорию”, “Шато-Тамань” и “Кубань-Вино” (Темрюкский район), завод “Мысхако” (г. Новороссийск), Усадьба “Дивноморское” (г. Геленджик), ООО АФ “Саук-Дере” (г. Анапа) в туристские маршруты. Смежным с ним является стратегическое мероприятие №11 по продвижению винодельческой продукции Краснодарского края в России и за рубежом.

Достаточно перспективный характер имеет стратегическое мероприятие №13, особо отмеченное губернатором Кубани В.И. Кондратьевым. Это «создание центра аквакультуры с целью формирования маточного стада высокопродуктивных линий пресноводных видов рыб». Отрасли будет уделено особое внимание в связи с наличием всех условий её прогрессивного развития.

Теперь перечислим плановые программы Правительства Краснодарского края, связанные непосредственно с туристической отраслью.

В стратегическом мероприятии №21 описано повышение уровня квалификации кадров, занятых в сфере обслуживания туристов и отдыхающих на курортах Краснодарского края, в соответствии с современными требованиями. На эти цели из краевого бюджета будет выделено на периоды 2015, 2016 и 2017 годов 1154,2 тыс. рублей.

Стратегическое мероприятие №22 включает характеристику качественной диверсификации туристского продукта Краснодарского края, в том числе развития новых видов активного туризма, альтернативных пляжному отдыху. На эти цели за тот же период будет выделено 720 тыс. рублей.

Стратегическое мероприятие №23 включает укрепление бренда “Курорты Краснодарского края” и продвижение туристического продукта края на российском и международном рынках туризма. На организацию площадок, целью которых является обсуждение развития туристской деятельности 803,8 тыс. рублей. На организацию рекламно-организационного обеспечения продвижения краевого туристского продукта в России и за рубежом выделится 1745,9 тыс. рублей.

Исходя из сведений, полученных в документе,  делаем вывод, что федеральная и краевая власть по-прежнему считает туристический бизнес одной из важнейших сфер развития инвестиционного климата Кубани и будет продолжать его активное развитие наряду с устоявшимися отраслями.

Стратегическое мероприятие №60 является социально-ориентированным, т.к. выполняет функцию «содействия работодателям, реализующим проекты в подборе квалификационного персонала, в том числе из числа безработных граждан, завершивших профессиональное обучение, при наличии заявленной в службу занятости населения потребности в работниках».

Стратегические мероприятия №62,63 имеют общую цель привлечения инвесторов в регион. Первое мероприятие увеличивает максимальный срок предоставления льготы по уплате налога на имущество организаций для инвесторов, реализующих одобренные администрацией Краснодарского края инвестиционные проекты, до 5 лет в пределах срока окупаемости, а второе – согласовывает механизм государственной поддержки инвесторов, действующих в интересах Кубани.

Большое внимание уделяется международным институтам стимулирования инвестиционной деятельности,  созданию системы приоритетов инвестиционной деятельности Кубани и поиску источников инвестирования, и, конечно, развитию поддержки малого и среднего предпринимательства и их экспортного потенциала. За реализацию стратегических мероприятий ответственно Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края.

Таким образом, исходя из «плана мероприятий по улучшению регионального инвестиционного климата и привлечению инвестиций в Краснодарский край на 2015-2017 годы», мы выяснили, что в повышении заинтересованности к себе нуждаются традиционные отрасли края (сельское хозяйство, виноделие), сферы запоздалого развития (рыбная промышленность), доля экономически заинтересованного населения (малый, средний бизнес), туристический кластер (привлекательность региональных курортных зон, создание выгодной логистической структуры, включающей максимально большой потенциал санаторно-курортного обеспечения, повышение конкурентоспособности, подключение человеческого капитала (научные деятели, трудовые кадры, заинтересованные (экономически) лица), сотрудничество с международными институтами, финансовыми структурами).

Под инвестиционным проектом понимают планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные сферы и отрасли экономики. Инвестиционные проекты Краснодарского края (ЮФО) на «Бирже инвестиционных проектов» включают около 300 направлений деятельности [5]. Количество размещенных инвестиционных проектов Краснодарского края на данный момент равно 226, что составляет 60,9% от общей численности размещенных проектов на территории Южного федерального округа и характеризует Кубань как один из наиболее привлекательных регионов России.

Для общего представления об инвестиционном климате и возможном обнаружении экономико-географической связи в сотрудничестве с Республикой Адыгея  выявим инвестиционную привлекательность отдельных муниципальных образований Краснодарского края классифицируя уровень размещенных инвестиционных проектов на четыре группы по 5-балльной шкале, отнеся к первой группе муниципальные образования с показателем, равным 5; ко второй – от 3 до 5; к третьей от 1 до 3 баллов, к низшей – от 0 до 1.

К группе с наибольшим показателем инвестиционной привлекательности (5 баллов) относятся следующие муниципальные образования: городской округ г. Краснодар, городской округ г. Сочи, Тбилисский район.

Ко второй группе с показателями от 3 до 5 баллов относятся: Туапсинский район, Кущевский район, Ейский район.

К третьей группе с менее высокими показателями от 1 до 3 относятся: городской округ г. Новороссийск, городской округ город-курорт Анапа, городской округ г. Горячий Ключ, городской округ г. Армавир, Темрюкский район, Усть-Лабинский район, Брюховецкий район, Тихорецкий район, Ленинградский район.

К группе муниципальных образований, инвестиционная привлекательность которых немного отличается от нуля или равна ему, относятся: городской округ город-курорт Геленджик, Северский, Абинский, Крымский, Славянский, Красноармейский, Апшеронский, Мостовский, Белореченский, Лабинский, Отрадненский, Новокубанский, Успенский, Гулькевичский, Кавказский, Динский, Тимашевский, Калининский, Приморско-Ахтарский, Каневский, Щербиновский, Староманский, Крыловский, Павловский, Выселковский, Кореновский, Курганинский, Белоглинский и Новопокровский районы.

Таким образом, имеем картину инвестиционной привлекательности муниципальных образований Краснодарского края, благодаря которой можем сделать вывод о необходимости четкого выполнения плана по улучшению инвестиционного климата в регионе. Такие муниципальные образования как Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и Темрюкский район, имеют несоотносимые с природным и географическим потенциалом низкие показатели инвестиционной заинтересованности, т.к. способны стать отличной площадкой ведения бизнеса как неотъемлемые элементы единого южного санаторно-курортного и туристического плацдарма.

Инвестиционный потенциал Республики Адыгея 

Инвестиции в Республику Адыгея можно сравнить с инвестициями в крупные муниципальные образования Краснодарского края, находящиеся вдали от прибрежной зоны Черного  моря.

Инвестиционная  привлекательность  республики  объясняется  выгодностью  географического  расположения  на  левобережье  Кубани,  в  центральной  части  Прикубанской  наклонной  равнины  и  северных  склонах  Северо-Западного  Кавказа, а также граничащим соседством с экономически состоявшимся Краснодарским краем и территориальной близостью с Ростовской областью и Ставропольским краем. Инвестиционный портфель Адыгеи, представленный на сочинском форуме, составлял 31 млрд. рублей. Продуманная налоговая, административная и стимулирующая политика властей региона создает благоприятный инвестиционный климат. В Адыгее на долю малого бизнеса в общей стоимости госконтрактов приходится более 10%, при лучших показателях регионов, не превышающих 14%, и худших, колеблющихся около 5%. Опыт республики направляется на последующее тиражирование Агенством стратегических инициатив в другие регионы России [6].

Агропромышленный комплекс, стройиндустрия и туризм являются традиционными сферами инвестиционных вливаний в Адыгею. Причем туристско-рекреационный комплекс Республики Адыгея имеет уникальный потенциал развития, который уже сейчас реализовывается совместно с курортными зонами республик Северо-Кавказского федерального округа и Кубани в соответствии с «Концепцией создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».

Адыгея сохраняет экономическое сотрудничество с Турецкой Республикой. Продолжается реализация проекта по созданию производства мешкотары и других проектов. Экономические взаимоотношения между субъектами стремительно развиваются по причине обоюдной экономической и культурной заинтересованности.

Последние инвестиционные проекты на территории Республики Адыгея затрагивают создание развлекательно-спортивных комплексов, крупные комплексы тепличного хозяйства и энергетику, а также развитие авиационного бизнеса с использованием вертолетов и самолетов сверхлегкой авиации. Последнее направление инвестирования обещает стать наиболее прибыльным, т.к. в рамках создания кластера «Лагонаки», строительство и реализация которого ещё не окончены и будут продолжаться до 2020 года, турпоток уже превышает прогнозируемые цифры. Так, за период с января по август 2015 года турпоток в Лагонаки составил 110 тыс. человек, что на 10% выше показателя предыдущего года [7]. К новогодним праздникам число отдыхающих обычно превышает 350 тыс. человек. Авиационный бизнес в Адыгее невероятно перспективен. Среди отдыхающих есть масса тех, кто с удовольствием готов осмотреть красоты горного ландшафта, речных потоков, флоры и фауны с высоты птичьего полета. Также авиационная отрасль, помимо развлекательных туристических полетов, будет задействована в патрулировании автодорог, ведении разного рода воздушных разведок на местности, в поисковых работах, доставках людей и иных сферах обслуживания.

Помимо этого, на территории Адыгеи будет создан туристский горноклиматический комплекс активного отдыха «Джанет». Будет соблюдена логистика по маршруту к турбазе Лагонаки. Над разработкой проекта работали специалисты Министерства экономического развития и торговли Адыгеи.

Также Адыгея занимается реализацией двух крупнейших проектов – Кошехабльского индустриального и Тахтамукайского промышленного парков, созданием мощнейших комплексов по разведению рыб, которые будут иметь логистические внутренние и внешние связи, направленные на увеличение экономического взаимодействия двух регионов. Перспективными также станут завод по переработке бытового и промышленного мусора в Тахтамукайском районе, строительство киноэтногородка  в Майкопском районе, жилого комплекса «Северный» и иные проекты [8].

Количество инвестиционных проектов на территории Республики Адыгея относительно невелико и уравновешено территориально. Однако небольшое преимущество по их числу имеют административный центр городской округ г. Майкоп и Майкопский район, незначительное отставание в городском округе г. Адыгейске, а также Тахтамукайском, Теучежском, Красногвардейском, Шовгеновском, Гиагинском и Кошехабльском районах [9].

Таким образом, примечательно, что инвестиции Адыгеи, исходя из характера участия в инвестировании, в подавляющем большинстве являются прямыми; в соответствии с периодом инвестирования – долгосрочными; по формам собственности имеются частные, государственные, иностранные и совместные [10]. Инвестиционная привлекательность Республики Адыгея базируется на наличии в регионе курортных зон, сельскохозяйственной и строительной отраслях, носящих потенциал выгодного стремительного развития. 

Инвестиционная связь Краснодарского края и Адыгеи

Единство потоков внешних и внутренних инвестиций в двух регионах хорошо объяснимо на примере наличия у обоих административно разделенного единого географического туристического плацдарма, а именно горнолыжного курорта Лагонаки. Одна часть Лагонакского нагорья расположена в политическом пространстве Республики Адыгея, а именно в Майкопском районе; а другая его часть включена в Хостинский (административный район города-курорта Сочи) и Апшеронский район Краснодарского края. Этим и объясняется один из важных компонентов бизнес-взаимодействия двух регионов. Отмеченные привлекательностью инвесторов городской округ г. Сочи и Майкопский район, близ которых и находится горнолыжный курорт, стабильно повышают вектор экономического сотрудничества Республики Адыгея и Краснодарского края.

Регионы в рамках «Договора о дружбе и сотрудничестве» продолжают реализовывать совместные проекты, к примеру, строительство Яблоновского моста, который соединяет Кубань и Адыгею, и нескольких объездных магистралей, ведущих к местам отдыха Кубани и горнолыжному курорту Лагонаки. Регионы имеют мощнейший потенциал развития туристского комплекса, т.к. изобилуют наличием памятников природы (пещер, каньонов, дольменов, ООПТ), экскурсионных объектов, культурно-исторических памятников, объектов религиозного и паломнического туризма и т.д., что является предметом перспективного развития бизнеса [11].

Таким образом, экономическое единство края и республики, благодаря наличию в регионах совместных, логистических инвестиционных проектов, усиливающих интеграцию,  только укрепляет их бизнес-сотрудничество и стирает формальные административные рамки, ограничивающие деятельность рассматриваемых субъектов Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года // Стратегия развития Краснодарского края // Министерство экономики Краснодарского края  – 2014. [Электронный ресурс]  - URL: http://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/the-strategy-of-development-of-krasnodar-region/ (дата обращения 09.01.2016);
  2. Российско-турецкий кризис // Новости // Российский федеральный канал Центр – 2015.  [Электронный ресурс] – URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/81830 (дата обращения 30.03.2016);
  3. Концепция создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея // Greenpeace International // Greenpeace. – 2011 – с. 69, с.68, с.102, с.119. [Электронный ресурс]- URL: http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/forest/Caucasus/tourist-conception-Aug-2011.pdf (дата обращения 30.01.2016).
  4. План мероприятий по улучшению регионального инвестиционного климата и привлечению инвестиций в Краснодарский край на 2015-2017 годы // Инвестиционный портал Краснодарского края. – 2015. [Электронный ресурс] – URL: http://investkuban.ru/strat_plan18.html (дата обращения 01.02.2016);
  5. Инвестиционный паспорт Краснодарского края (ЮФО) // Биржа инвестиционный проектов // Инвестиционный портал по обмену инвестиционными проектами и предложениями инвесторов. // [Электронный ресурс] – URL: http://inproex.ru/passport/58#investment_statistic (дата обращения 05.12.2015);
  6. Инвестпортфель Адыгеи на «Сочи-2015» // Kuban.iNfo. – 2015. // [Электронный ресурс] – URL: http://kuban.info/ekonomika/2870-adygeya-na-forum-sochi-2015-gotovit-investportfel-na-316-mlrd-rub.html (дата обращения 07.12.2015);
  7. Карасев И. Туристический поток в Адыгею // Республика Адыгея // Российская Газета.  2015. // [Электронный ресурс] – URL: http://www.rg.ru/2015/08/19/reg-ufo/turporok.html (дата обращения 07.03.2016);
  8. Инвестиционные проекты Адыгеи … // Кубань inform. – 2015. // [Электронный ресурс] – URL: http://itar-tasskuban.ru/economy/989-investicionnye-proekty-adygei-obeschayut-byt-odnimi-iz-interesneyshih-na-sochinskom-forume.html (дата обращения 06.12.2015);
  9. Инвестиционная карта Республики Адыгея (ЮФО) // Инвестиционная карта России: инвестиционные проекты и бизнес-идеи // RUSINVESTMAP. – 2015. // [Электронный ресурс] – URL: http://www.rusinvestmap.com/region/339 (дата обращения 30.01.2016);
  10. Вукович Г.Г., Гелета И.В. Рынок труда региона: вопросы теории и практики: монография. Гамбург. 2011;
  11. Строительство Яблоновского моста // доринфо. – 2014. // [Электронный ресурс] – URL: http://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=17443 (дата обращения 30.02.2016).


Все статьи автора «RusTak»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: