УДК 338.22.021.1

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Разумовский Александр Евгеньевич
Тверской государственный университет
аспирант, кафедра политологии

Аннотация
Данная статья посвящена институциональному анализу налоговой системы в ее тесной взаимосвязи с государственной политикой. В статье приводится системная методология анализа, комплексно рассматриваются и иерархически ранжируются принципы налогооблажения, государственных политических приоритетов. Статья позволяет обозначить наиболее общие границы институционального подхода к налоговой системе и наметить переход на количественно-институциональный подход к налоговой системе.

Ключевые слова: государственная политика, налоговая система, принципы налогооблажения, элементы налогооблажения


TAX SYSTEM: INSTITUTIONAL ANALYSIS

Razumovskii Aleksandr Evgenyevich
Tver State University
postgraduate student, Department of Political Science

Abstract
This article focuses on the institutional analysis of a tax system in its close relation to public policy. The article provides a systemic methodology of analysis, the principles of taxation and the state policy priorities are considered fully hierarchically ranked. The article outlines the most common boundaries of the institutional approach to the tax system and outlines the transition to the quantitative and institutional approach to the tax system.

Keywords: elements of taxation, principles of taxation, public policy, tax system.


Библиографическая ссылка на статью:
Разумовский А.Е. Налоговая система: институциональный анализ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11422 (дата обращения: 26.05.2017).

Научно-легитимизирующим основанием данной научной статьи является фаллибилизм, согласно которому наука развивается не только путем совершения новых открытий, но также и посредством создания более совершенных и отточенных формулировок, построения более совершенных теоретических конструкций.

Наиболее общим подходом к мыследеятельности является задание правильной интенциональности и памятование об общем контексте (репрезентации объективных условий и собственного положения).

На уровне кибернетической формализации, любая система, в том числе и налоговая, представляют собой флуктуационно-диссипационное образование, характеристиками которого (как диссипационной, так и флуктуационной составляющих) являются направленность и параметры. Диссипационная составляющая определяется ценностно-этическим подходом (фидеистско-философский уровень), конституционалистским подходом (интегрирующий в себя фидеистско-философский, политический и общеправовой уровни), функциональным (деконцентрированный социально-правовой подход, имплицитно содержащий в себе органицистский подход) и институционалистским (нормативный специализированный социально-правовой подход). По мере движения от ценностно-этического, конституционалистского, функционального, социально-правового подхода к институционализму – детерминированность флуктуационной составляющей возрастает по причине возрастания степени изменчивости рассматриваемых явлений. Определение направленности флуктуаций являет собой политику (ключевыми составляющими которой являются цели и приоритеты, планирование и прогнозирование, принятие решения по выбору наилучших альтернатив, контроль реализации и оценка достигнутых результатов).

Ценностно-этический подход задается следующими религиозными и социо-философско-политическими учениями: холизм, яншен сюэ, даосизм, учение о цикличности Сымя Цяня, буддизм, инь ян цзя, конфуцианство, легизм, коммунитаризм, конвергентная экономика, моизм; а также – мифологемой Эр-лана, активизирующего и осторожно вплетающего в общую теоретическую конструкцию интересные и подходящие мысли из учений, не являющихся традиционными китайскими.

Конституционализм постулирует  в организации страны первоочередную важность содержащихся в конституции страны принципов, носящих законодательно закрепленный характер.

Функционализм определяет номенклатуру основных общественных институтов, их общественное предназначение, социальные взаимосвязи и соподчиненность.

Институционализм определяет механизм функционирования институтов, их основные принципы и устройство, порядки и процедуры.

Во флуктуационной составляющей одним из наиболее детерминирующих оказывается геополитический подход, а также императивные параметры (о них ниже) приоритетов развития. Политика определяется необходимостью не только дальнейшего роста и развития, положением в мировой системе, но и текущими и будущими вызовами и угрозами. Наряду с госудаственной политикой, существует также и налоговая политика. Она находится в связке следующих политик: государственная, эмиссионная, валютная, денежно-кредитная, финансово-бюджетная, налогово-бюджетная [1].

Рассмотрев структуру составляющих (элементов) налогооблажения, можно выявить внутриценностную структуру системы налогооблажения, наметить взаимосвязи ее составляющих. Рассмотрим очередность раскрытия составляющих налогооблажения:

- собственно структура составляющих налогооблажения;

- принципы налогооблажения;

- объекты и источники налогооблажения, виды налогов;

- категории налогоплательщиков;

- налоговый период и срок уплаты;

- устройство налоговой системы и налоговая политика;

- права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов;

- правонарушения по степени тяжести и виды ответственности, виды правонарушений; условия избавляющие от ответственности или ее смягчающие;

- налоговые режимы;

- налоговая политика;

- налоговая база и порядок исчисления;

- типы ставок и единицы налогооблажения, налоговое бремя;

- налоговый оклад;

- налоговые льготы;

- налоговые процедуры: виды и порядок оплаты, виды и порядок проверок [2].

Следует обратить внимание, что рассмотреть определение налоговой базы, ставки и единиц налогооблажения, налогового оклада, налоговых льгот возможно только на основании строго определенной налоговой политики, которая включена в целый ряд векторов других политических сфер. Более того, перечисленные как составляющие налогооблажения (налоговая база и т.д.) определяются в тесной взаимосвязи с количественными методами, и потому носят не целиком институциональный характер. И в этой связи будут рассмотрены отдельно в последующих публикациях автора как количественно-институциональные параметры налоговой системы.

Необходимо осуществить ранжирование принципов налогооблажения (с учетом вышеназванных подходов):

- законность и доступность информации в отношении него;

- денежная форма фискальных поступлений, их безэквивалентное поступление;

- подчиненность налогового законодательства по отношению к законодательству, утверждающему порядок государственного планирования и бюджетирования;

- примат экономической сущности над юридической формой; принцип презумпции правоты собственника;

- образуют один из основных источников государственных доходов;

- сопряжено с функцией финансового контроля и регулирования, а также снижения издержек на взимание налогов;

- не взимание налогов сверх необходимого;

- должно учитывать возможности налогоплательщиков;

- обоснованность и справедливость (вертикальная и горизонтальная) – всеобщность, одновременность обложения, баланс равномерности ставки и соразмерности величине налоговой базы; сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков;

- носит принудительный характер;

- не должно приводить к опасному повышению социальной напряженности и социальному взрыву;

- социальная эффективность;

- как минимум – не должно пресекать стимулы к труду, к сбережениям и созданию расширенного воспроизводства (в особенности производительных сил), инновациям и принятию деловых рисков, в пределе – ограничивает права собственности в сверхгигантских масштабах;

- являются формой стимулирования и рычагом создания условий режима благоприятствования (в разумных пределах, без препятствования образованию конкурентной среды);

- периодичность налоговых взиманий; величина налогов количественно определена, она носит стабильный характер, а ее изменение прогнозируемо и анонсируемо;

- фискальные поступления черпаются из дохода и капитала;

- принцип приоритета налогового законодательства при возникновении правовых коллизий относительно налогов, принцип множественности налогов, наличие всех элементов налога в законе;

- гармонизация налогов – правильное сочетание налоговых форм и самих налогов;

- сочетание единой государственной налоговой политики и федерализма;

- адаптируемость обложения к социальным запросам и приоритетам развития, его эластичность;

- гармонизация налогооблажения с другими странами;

- административная простота;

- удобность порядка оплаты для налогоплательщиков;

- однократность налогооблажения [3].

Следует обратить внимание на принцип адаптируемости обложения, его гибкости, который как раз и закладывает пространство для политического маневрирования. Однако, иерархически он является одним из  менее приоритетных, поскольку политическое маневрирование должно оставаться в определенных принципиальных рамках.

Основные приоритеты государственной политики образуют следующие группы  интересов: демографические, геополитические, государственного строительства, экологические, экономические, социальные.

Группы интересов, которые являются потенциальными приоритетами, раскладываются на совокупность целей, достижение которых обеспечивает реализацию политики тех или иных приоритетов. Цели в некотором смысле являют собой параметры,которые условно можно разделить на следующие виды: безотносительные (положительные, негационно-отрицательные); императивные (средств и условий, эффективности); сравнительные (международные, исторические).

Демографические: продовольственная безопасность страны, медикаментозная безопасность страны, высокий коэффициент рождаемости, низкий коэффициент смертности, низкий уровень заболеваемости населения, высокий уровень ожидаемой продолжительности жизни, крепость института семьи, положительное сальдо естественного воспроизводства населения, миграционный контроль, институт здравоохранения [4].

Геополитические: удельный вес территории, положение в мировой системе и системе международных отношений, состояние почв, климатические условия, обеспеченность природными ресурсами, удельный вес зоны геополитического влияния, степень геополитического влияния по регионам, потенциал лоббирования международного законодательства, общая обороноспособность (сбалансированность войск, численность войск, укомплектованность, состояние технического оснащения).

Государственного строительства: кадры (политическая команда и партия, совершенство и актуальность кадровой политики, механизмы кадровой селекции),  легитимность власти, отсутствие коррупции, национальная идея и идеология, конституционное строительство; долго-, среднесрочное планирование политического курса и политическая программа;  сильные государственные институты и механизмы взаимодействия с обществом и регулирования экономики (оптимум этатизации); краткосрочное планирование [4].

Экологические: обеспечение экологической безопасности, разумное природопользование, обеспечение экологического правопорядка, природоохранная деятельность.

Экономические: объем ВВП ± сальдо, ВВП на душу населения и уровень жизни, темпы роста ВВП, уровень деловой активности, уровень производительности труда.

Социальные: низкий уровень преступности и минимизация уровня агрессии (особенно недоброкачественной), религия, пассионарность, культура, социальное благополучие, идейно-духовный потенциал, психологический тонус, качество жизни, ИРЧП, инновационные потенциалы, СМИ, институт образования и наука.

Необходимо указать общую структуру бюджета, поскольку именно обеспечение  бюджета финансовыми средствами является непосредственной целью налогооблажения. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная и расходная части состоят из возмездных, долговых и финансовых отношений.

Определение величины налогов состоит прежде всего в определении пределов налогооблажения. Можно выделить: экономические пределы налогооблажения, фискальные пределы налогооблажения. Наиболее операционабельными же являются: фискальный налоговый потенциал, совокупные налоговые ресурсы [5].

Приоритеты налоговой политики могут напрямую согласовываться со структурой расходов бюджета через целевые налоги. А также, согласовываться с государственной политикой посредством установления тех или иных фискальных льгот. Можно выделить 5 основных видов налоговых льгот:  освобождения; налоговые вычеты; налоговые кредиты; налоговые отсрочки; налоговые укрытия (реализуется прежде всего посредством налоговых режимов; на предприятии посредством вариационно-сравнительного анализа).


Библиографический список
  1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование. – М.: Экономистъ, 2006.
  2. Качур О.В. Налоги и налогооблажение. – М.: КНОРУС, 2007.
  3. Миляков Н.В. Налоги и налогооблажение. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  4. Сулакшин С.С. Современная государственная политика и управление. – М.: Директ-Медиа, 2013.
  5. Рыманов А.Ю. Налоги и налогооблажение. – М.: ИНФРА-М, 2009.


Все статьи автора «Разумовский Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: