СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОРОДА ТВЕРЬ

Коряков Алексей Георгиевич1, Главнова Алена Викторовна2
1ЧОУ ВО "Московский университет имени С.Ю. Витте", д.э.н., доцент, заведующий кафедрой Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания
2ЧОУ ВО "Московский университет имени С.Ю. Витте", студентка 2-го курса магистратуры

Аннотация
В статье рассмотрены организационно-экономические особенности системы транспортного комплекса города Тверь. Были выявлены ключевые проблемы данного комплекса и предложены возможные способы их решения.

Ключевые слова: автодороги, город, общественный транспорт., транспортный комплекс, улично-дорожные сети, устойчивое развитие


THE IMPROVING MANAGEMENT SYSTEM FOR TVER'S TRANSPORT COMPLEX

Koryakov Alexey Georgievich1, Glavnova Alena Viktorovna2
1Moscow University named by S.U. Vitte, Doctor of Economy, Head of «Urban economy and service» Department
2Moscow University named by S.U. Vitte, student of the 2nd year master’s program

Abstract
There some economic and management aspects of Tver’s transport complex are underlining at the article. Authors expose key problems for transport complex and some decisions of it.

Keywords: city, highway, public transport, street’s road networks, sustainable development, transport complex


Библиографическая ссылка на статью:
Коряков А.Г., Главнова А.В. Совершенствование системы управления транспортным хозяйством города Тверь // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11228 (дата обращения: 14.03.2024).

Вопросами устойчивого развития городов задается все большее число ученых [1], [2]. От того, на сколько устойчивым будет развитие мегаполиса, города спутника, моногорода и других агломераций зависит качество жизни граждан страны, их удовлетворенность и лояльность по отношению к правящей элите. В последнее время при теоретическом осмыслении механизма управления устойчивым развитием города становится общепринятым социо-эколого-экономический подход со своим междисплинарным методом исследования указанной проблематики [2]. В систему управления устойчивым функционирование и развитием городских агломераций  как важнейший элемент входит  транспортный комплекс города. Он обеспечивает бесперебойное функционирование всех сторон социально-экономической и общественно-политической жизни города. Последнее обстоятельство обусловило научный интерес авторов к данной теме исследования. Тверь является крупным промышленным, научным и культурным центром, а также  большим транспортным узлом в месте, где пересекаются железная дорога маршрута Санкт-Петербург — Москва и автомобильная магистраль «Россия» с Верхней Волгой. Площадь городской территории составляет 152,22 км², административно город разделён на четыре района (Заволжский, Московский, Пролетарский, Центральный). Население  города – 414 006 чел. (2015) [3].

Транспортную систему города Тверь образуют следующие элементы (см. рисунок 1) [3]:

Рис. 1. Система транспортного хозяйства города Тверь

Приведенная на рис. 1. городская система транспортного хозяйства содержит следующие особенности, характеризующие специфику Твери:

  1. автодороги (Москва – Рига и Москва – Санкт-Петербург);
  2. Октябрьская железная дорога (Москва – Санкт-Петербург);
  3. пригородные электропоезда;
  4. крупный верхневолжский речной порт;
  5. два аэропорта («Мигалово» на западной окраине Твери и «Змеёво» в Заволжском районе);
  6. общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутные такси);
  7. личный транспорт граждан;
  8. улично-дорожные сети.

Удельное количество автомобилей в Твери составляет 288 единиц на 1000 человек населения. Это один из самых высоких показателей в нашей стране.  Весь городской автопарк насчитывает более 117 000 автомобилей, из них автомобилей иностранного производства – 30,3 % [3].

С автовокзала отправляются автобусы в города и поселки всей Тверской области и в населенные пункты соседних областей. С привокзальной площади города в Москву отправляются коммерческие автобусы.

В городе Тверь имеется 3 вида городского общественного транспорта. Это трамвай, троллейбус, автобус.

Улично-дорожная сеть является одним из главных элементов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города. Общая площадь территории пользования города Тверь составляет 152,2 кв. км,  из них общая площадь автомобильных дорог  составляет 3,7 кв. км, из которых 2,0 кв.  км это магистральные дороги, а 1,7 кв.  км –немагистральные дороги. На автомобильных дорогах общего пользования находятся 26 мостов и 4 путепровода протяженностью 2979 п. м. [4].

Анализ показал, что на текущий момент система управления транспортным хозяйством Твери имеет ряд проблем и не совершенна. Одной из самых серьезных проблем является  неудовлетворительное состояние и высокая степень износа сети автомобильных дорог. Между тем задачи поддержания автомобильных дорог городских территорий отнесены к компетенции муниципальных органов власти. Другой важной проблемой является отсутствие связывающих дорог между районами города. Отсутствуют кратчайшие пути между административными единицами территории, по которым можно было бы быстро добраться из одного района в другой.  Значительный износ не только автомобильных дорог, но и подземных коммуникаций, а также неудовлетворительное состояние сетей ливневой канализации являются еще одним существенным обстоятельством препятствующим  повышению устойчивости функционирования всего транспортного комплекса Твери [4]. Наше исследование показало, что принципиальным моментом, влияющим на управление устойчивым развитием города Тверь, выступает огромный моральный и физический износ общественного транспорта, включая износ трамвайных путей, а также физическая нехватка наличного парка для покрытия всех городских потребностей. Предельный моральный и физический износ является причиной многих негативных последствий, которые отражаются на снижении качества обслуживания населения в предоставлении услуг перевозок. Это приводит к увеличению расходов на обслуживание пассажирского транспорта города [5]. Анализ кадрового состава транспортного комплекса города Твери показал, что имеют место проблемы, связанные с нехваткой численности и качеством профессиональной подготовки водительского состава, наблюдается высокий уровень текучести кадров. Системе подготовки кадров для транспортного комплекса города не хватает качественных и количественных ориентиров от органов муниципального управления для осуществления плановой работы по выпуску специалистов необходимой квалификации и численности. Это является результатом процесса разрушения системы профессионально-технического образования в нашей стране в пореформенный период. Одной из  актуальных для Твери проблем в транспортной сфере остается коррупция и недобросовестность городских чиновников [4].  Вследствие этого возникает нехватка денежных средств, прежде всего бюджетных, для финансирования первоочередных мероприятий, направленных на вывод транспортного комплекса Твери на траекторию устойчивого развития. Институциональным фактором, который более всего терпит ущерб от коррупции чиновников, выступают организации малого и среднего бизнеса, для которых сам сектор транспортных услуг города является имманентно присущим [6].

Важно отметить, что на данном этапе развития транспортного комплекса города Твери износ автомобильных дорог и искусственных сооружений имеет более 60% [4]. Остро стоит проблема вывода за пределы города транзитного транспорта и постоянно проводимые работы на сетях, которые наносят ущерб и без того  предельно изношенной дорожно-уличной сети города. Присутствует недостаточное финансирование развития транспортного комплекса города Тверь.

По нашему мнению можно добиться значительного увеличения практической результативности менеджмента транспортным хозяйством города Тверь, опираясь в своих управленческих решениях не только на отдельные его элементы (например, экономические, технические, эксплуатационные), но и на всю систему транспортного хозяйства в целом [7].

Основными направлениями по повышению качества менеджмента на пассажирском транспорте города могут быть следующие [8]:

  •  усовершенствование имеющейся городской документации и разработка новых нормативно-правовых документов по организации  пассажирских перевозок;
  • более углубленная «нишевая» специализация перевозчиков;
  • апробация и налаживание использования в системе пассажирского транспорта Твери  контрольных системных комплексов, а также диспетчерского управления, которые будут  основанные на современных информационных технологиях с минимальным участием человека;
  • создание единого центра по эксплуатации транспорта;
  •  внедрение автоматизированной системы управления  городским транспортом;
  •  внедрение системы ГЛОНАСС на пассажирском транспорте для повышения эффективности его диспетчеризации;
  •  применение современных конкурсных механизмов и процедур для управления допуском экономических агентов на рынок транспортных услуг, а также внедрение механизма, обеспечивающего системный контроль города, в том числе его общественных институтов, за деятельностью компаний-перевозчиков независимо от их формы собственности, работающих на маршрутной сети города на контрактной основе по муниципальному заказу.

Мероприятия по развитию и благоустройству дорожно-уличной сети города Тверь должны включать в себя следующие мероприятия [4]:

  1. Реконструкцию железнодорожного моста (переезда) в створе проспекта Калинина и проспекта Ленина;
  2. Сооружение мостовых переходов через реку Волга;
  3. Строительство (реконструкция) улично-дорожной сети;
  4. Создание, развитие и благоустройство городских зон отдыха;
  5. Создание связанной системы зеленых насаждений, объединяющей природные оси города (реки Волга, Тьмака, Тверца, Лазурь и др.) в единый озеленѐнный каркас.

По мнению авторов, для решения накопившихся проблем в транспортной системе  города Тверь необходимо осуществить следующие мероприятия:

1)  обновить  и увеличить  парк подвижного состава;

2) оптимизировать маршрутные сети;

3) модернизировать тарифную политику;

4) улучшить качество транспортного обслуживания населения города;

5) обновить основные производственные фонды муниципальных предприятий городского общественного транспорта, в том числе, связанные с ремонтом автомобилей;

6) внедрить технологию бесконтактной системы оплаты проезда в общественном транспорте.

Подводя итог нашему исследованию отметим следующее. На данном этапе развития город Тверь испытывает ряд серьезнейших проблем, связанных с системой управления транспортным комплексом. Помимо нехватки бюджетного финансирования весьма актуальна оптимизация организационно-экономических факторов управления транспортным комплексом города Тверь. Среди них на первом месте стоит качество муниципального администрирования расходованием бюджетных средств, а также налаживание современной системы планирования и контроля.


Библиографический список
  1. Коряков А.Г. Парадигма управления предприятием и обеспечение его развития на основе концепции устойчивого развития //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. №3. С. 179-182
  2. Коряков А.Г. Изменение парадигмы развития в условиях глобализации: актуализация концепции устойчивого развития // Мир науки, культуры, образования. 2012. №3 (34). С. 364-367
  3. Стратегия развития города Тверь до 2030 года
  4. Гаврилов Д. С., Грановский В. А. Совершенствование управления на транспорте // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 40-42.
  5. Коряков А.Г. Тенденции социо-эколого-экономического развития России в условиях необходимости обеспечения устойчивого развития // Экономические науки. 2012. №5.
  6. Коряков А.Г. Теоретические предпосылки развития российских регионов в контексте концепции устойчивого развития // Теория и практика общественного развития. 2012. №6. С. 186-191
  7. Лабзунов П.П. Управление ценами и затратами в современной экономике. М.: Книжный мир. 2013. С. 288
  8. Руденко Л.Г. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Сибирская финансовая школа. 2015.– № 5 – С.75-80.


Все статьи автора «Коряков Алексей Георгиевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: