УДК 37

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Баюшкина Анна Геннадьевна
Орловский Государственный Университет имени И.С.Тургенева

Аннотация
Модернизация высшего профессионального образования требует серьезных изменений образовательного процесса. Так как, этот процесс, с одной стороны, призван решить противоречия между образованием и работодателями, а с другой, увеличить эффективность путем должной подготовки высококвалифицированных специализированных кадров.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательный процесс


PROBLEMS OF MODERNIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Bayushkina Anna Gennad'evna
Orel State University named after I.S. Turgenev

Abstract
Modernization of higher professional education requires major changes in the educational process. Since, this process, on the one hand, aims to resolve the contradiction between education and employers, and to increase the efficiency of training highly specialized personnel.

Библиографическая ссылка на статью:
Баюшкина А.Г. Проблемы модернизации образовательного процесса в высшем профессиональном образовании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11588 (дата обращения: 26.05.2017).

В Росси за последние 20 лет сложилась сеть высшего образования, значительную часть которой составляют филиалы государственных вузов и коммерческие организации, предоставляющие образовательные услуги низкого качества.

Сегодня в мире насчитывается более 19 тысяч высших учебных заведений. За последний век, несмотря на две мировые войны, множество  глубоких экономических кризисов (30-е годы, 70-е годы, 00-е годы) и волну технологических инноваций (радио, телевидение, интернет), которые стоило рассматривать как угрозу традиционному образованию, количество ВУЗов увеличивалось по экспоненте. С одной стороны, такое увеличение отвечало массовому спросу на образование со стороны растущего «среднего класса», с другой, – усиливало конкуренцию между учебными заведениями за лучшие «кадры» и ограниченные финансовые ресурсы домохозяйств, компаний и правительств.

Стремительные изменения на рынке, существенные  технологические сдвиги во многих видах деятельности и объективно существующая инертность существующих образовательных технологий, которая не успевает за производственными процессами и изменением предпочтений потребителей, привели к системной проблеме многих стран – уровень подготовки специалистов не соответствует требованиям работодателей. Что, в свою очередь, приводит к увеличению затрат на дополнительные курсы, переучивание и доучивание специалистов. К тому же, актуальными проблемами являются:  неэффективное использование бюджетных средств и низкое качество  образования и подготовки научно-технических кадров. Вследствие этого, по ряду причин, в настоящее время, задача совершенствования образовательных технологий является актуальной и первостепенной для большинства стран.

По нашему мнению, модернизация и оптимизация высшего профессионального образования требует серьезных и глубоких изменений образовательного процесса. Так как, это очень важный процесс, который, с одной стороны, призван решить противоречия между образованием и работодателями, а с другой, увеличить  эффективность путем должной подготовки высококвалифицированных специализированных кадров [5].

Сегодня, в России, вопросы получения качественного и конкурентоспособного высшего профессионального образования являются актуальными и приоритетными в целях дальнейшего эффективного развития и функционирования страны в целом.

По нашему мнению, главнейшая задача модернизации высшего профессионального образования – это формирование оптимальной эффективной стратегии повышения качества образовательных услуг, предоставляемых вузами.

Во-первых, она должна включать в себя анализ внешних и внутренних условий, изучение закономерностей развития образования, прогнозирование возможных вариантов, разработку методов, распределение задач, определение организационных форм, способствующих успешному достижению поставленных целей.

Во-вторых, стратегия обязательно предполагает активные, долгосрочные, корректируемые, в случае надобности, действия руководства, которые обеспечивают достижение целей, выполнение миссии и поэтапное эффективное решение задач учреждения [2].

Должная эффективная стратегия повышения качества образования – это основополагающий ключевой элемент государственной политики, к тому же, она выступает в качестве важнейшего элемента для формирования человеческого капитала страны.

Высшие учебные заведения для адаптации, совершенствования и, в конце концов, выживания в современных условиях должны постоянно и непрерывно контролировать свое положение на рынке образовательных услуг, и, помимо этого, пользоваться методами прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные сценарии своего поведения в зависимости от изменения окружающей среды. В общем счете, активно использовать стратегические подходы к регулированию своей производственно-хозяйственной деятельности на рынке [2].

Существуют четыре основные стратегии повышения качества образовательных услуг (Таблица 1).

Таблица 1 – Стратегии повышения качества образования

Стратегия

Суть стратегии

1.Стратегия дифференциальных преимуществ Сутью является придание образовательным услугам определенных качеств, сложно  поддающихся для конкурентов повторению. К таким качествам следует отнести: высокий уровень предоставляемых образовательных услуг; создание требующегося методического обеспечения учебного процесса; применение современных образовательных и информационных технологий и прочее.
2.Стратегия адаптации Она заключается в том, что при создании потребительских ценностей вузы и другие учебные заведения должны ориентироваться на потребности своей целевой аудитории, своевременно реагировать на изменения данных потребностей, создавая при этом новейшие научные и образовательные стандарты и направления деятельности.
3.Стратегия мотивации Предполагает, что исключительным ресурсом университета являются его преподаватели и исследовательские группы. Создание потребительских ценностей должно быть полностью основано на оптимальном  использовании их потенциала.
4.Управленческая стратегия Такая стратегия подразумевает сочетание первых трех стратегий. Часто встречаемым и наиболее используемым является сочетание стратегии дифференциальных преимуществ и адаптивной стратегии.

По-нашему мнению, на сегодняшний момент времени, все вышеперечисленные стратегии уже изжили себя и перестали удовлетворять современным запросам окружающей среды. Для формирования новой эффективной стратегии повышения качества предоставляемых образовательных услуг нами предлагается стратегия развития интеграции науки и образования. Проблема интеграции образования и науки не является новой, так как она акцентирует внимание на пути, которому следует весь мир.

Создание устойчивых эффективных взаимосвязей между образовательной и  научной средой в первую очередь базируется на проектном функционировании управления. Среди главных факторов, которые препятствуют и затрудняют развитие  интеграционного процесса в целом, можно отметить отсутствие четкой проработанной системы целей и задач и недофинансирование вузов [3].

Далее представим формы предлагаемой стратегии интеграции образования и науки (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Формы предлагаемой стратегии

Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут носить программный, институциональный либо кластерный характер. Вместе с этим  главнейшее исходное требование абсолютно ко всем формам интеграционных структур – высокий уровень научных исследований, разработок и образовательной деятельности [4].

В качестве перспективной формы интеграции научной и образовательной деятельности могут быть рассмотрены федеральные исследовательские университеты и интегрированные научно-образовательные центры.

Институциональной базой интеграции могут стать крупные научно-образовательные центры и исследовательские университеты. Результаты интеграции не заставят долго себя ждать, и ими станут: преодоление негативных тенденций образования и синергетические эффекты положительных изменений, как в системе образования, так и в системе науки [1].

На наш взгляд, такая интеграция способна в корне улучшить положение дел (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты интеграции

На рисунке 3 представлена взаимосвязь «образование – наука – промышленность», которая, по нашему мнению, необходима в основе формирования любой эффективной стратегии повышения качества образования. Данная взаимосвязь направлена на реализацию инновационного развития вуза не только в области образовательной сферы и научных исследований, но и в сфере глобального сотрудничества с бизнесом и работодателями.

Рисунок 3 – Взаимосвязь системы «образование – наука – бизнес (различные работодатели)»

Таким образом, нами предложена стратегия интеграции образования  науки, которая способна изменить и оптимизировать высшее профессиональное образование.

На основе вышесказанного можно судить о том, что сейчас проблема обеспечения нового качественного и конкурентоспособного образования в России является важнейшей и актуальной для успешного развития страны в целом. Следует нацелить большое количество ресурсов для преодоления данной проблемы, тогда отечественное образование может выйти на новый уровень,  привлекательный для работодателей и бизнеса.


Библиографический список
  1. Княгинин, В. Н. «Реформа профессионального образования в современной России» [Текст] / В. Н. Княгинин // СПб.: Политехн. – 2013.
  2. Ливанов, Д. В. Ставка на новое содержание [Текст] / Д. В. Ливанов, А. Е. Волков // Ведомости. – 2012.
  3. Мау, В. А. Как модернизировать образование [Текст] / В. А. Мау // Ведомости. – 2012. – №3148.
  4. Фрумин, И. Д. Свергать авторитеты не так уж плохо [Текст] / И. Д. Фримин // Ведомости. – 2012.
  5. Измалкова С.А., Тронина И.А., Татенко Г.И. Стратегический менеджмент и маркетинг/ учебное пособие. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2011. – 325 с.


Все статьи автора «Баюшкина Анна Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: