УДК 001.895

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Сакаро Галина Андреевна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
бакалавр, кафедра экономики и стратегического менеджмента

Аннотация
В работе было рассмотрено понятие инновационного потенциала и представлена его структура. Сделан обзор условий формирования инновационного потенциала, этапы и особенности его проведения.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный потенциал, планирование на предприятии, стратегия фирмы


FORMING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF ENTERPRISE

Sakaro Galina Andreevna
Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
bachelor, department of economy and strategic management

Abstract
The concept of innovative potential was in-process considered and his structure is presented. The review of terms of forming of innovative potential, stages and features of his realization, is done.

Keywords: innovative activity, innovative potential, planning on an enterprise, strategy of firm


Библиографическая ссылка на статью:
Сакаро Г.А. Формирование инновационного потенциала предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11464 (дата обращения: 30.09.2017).

В условиях высокой конкуренции, динамичности внешней среды и современной экономической ситуации в стране и мире предприятиям просто необходимо использовать различные способы для удержания и занятия более высокой рыночной позиции.  Хозяйствующими  субъектами могут быть предприняты различные методы по поддержанию своего состояния среди конкурентов, но все же, в современных реалиях, почти все фирмы вынуждены прибегнуть к выпуску инновационной продукции.

Для занятия инновационной деятельностью организации необходимо сформировать, нарастить и развить свой инновационный потенциал, а впоследствии и грамотно управлять им. В результате этих мероприятий формируется инновационная политика, которая позволяет предприятию спрогнозировать  динамику экономического роста и  уровень его конкурентоспособности в отрасли и мировом хозяйстве.

Определению сути инновационного потенциала посвятили свои труды многие авторы [1,2,3,5]. Проведя анализ работ, можно сказать, что инновационный потенциал (ИП) – это способность аккумулировать и эффективно использовать различные виды ресурсов для достижения заранее установленных целей и масштабов инновационной деятельности. Состав ИП можно представить как совокупность основных и обеспечивающих элементов.

К основным элементам будем относить:

  • материально-технические ресурсы (современные производственные фонды и технологии предприятия);
  • трудовые ресурсы (персонал, занятый в инновационной деятельности и имеющий специальное образование и опыт);
  • организационно-управленческие ресурсы (форма собственности предприятия, его  величина, отраслевая принадлежность и т.д.).

Обеспечивающие элементы представлены двумя составляющими:

  • финансовыми ресурсами;
  • информационные ресурсы (знания и умения, которые были накоплены предприятием в результате его инновационной деятельности).

Формированием этих элементов и занимается предприятие, чтобы придти к поставленным инновационным целям.

Под формирование инновационного потенциала предприятия понимают комплекс мероприятий по планированию и приобретению ресурсов необходимых для достижения инновационных целей. Формирование ИП начинается с момента создания организации и повторяется в случаях изменения структуры предприятия и его внутренних связей, например реорганизация предприятия.

В самом начале своей работы руководство предприятия должно учесть условия формирования инновационного потенциала [4]:

  • инновационная направленность государственной политики;
  • поддержка инновационного предпринимательства;
  • достаточное количество ресурсов для осуществления инновационной деятельности;
  • осознание предприятием необходимости инновационного развития для повышения своих конкурентных позиций на отечественном и зарубежных рынках;
  • нормативно-правовая база, направленная на поддержку предприятий, занятых в инновационной деятельности.

После анализа этих условий можно приступать к формированию ИП.

Мероприятия по формированию инновационного потенциала оформляются в виде инновационного проекта, этапы которого выполняются последовательно, с решением характерных для них задач (рис.1) [3].

Планирование при формировании ИП является основным этапом в процессе реализации всего инновационного проекта. План формирования ИП содержит детально разработанный перечень мероприятий по времени, ресурсам и исполнителям, направленный на достижение поставленных целей, основой для его написания может служить структура  декомпозиции задач (рис.2) [3]. Выполняя этот этап, менеджеру крайне важно с высокой степенью точности определить потребность в ресурсах, необходимых для достижения инновационных целей, учитывая различные внешние и внутренние факторы.

При формировании ИП используются методы календарного и сетевого планирования, структурное и ресурсное планирование, имитационное моделирование. Все вышеперечисленные методы позволяют: определить  и обосновать цели формирования инновационного потенциала; объемы и источники финансирования; сроки выполнения работ с графиком его реализации, необходимыми ресурсами и исполнителями; производить контроль и рассчитать бюджет проекта и риски по нему.

Эффективное формирование инновационного потенциала предприятия зависит от следующих параметров[5]:

  • Состояние научной базы технических собственных и приобретенных разработок и изобретений (возможность приобретение прав на использование разработок, проведение и заказ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
  • Состояние инфраструктурных возможностей предприятия;
  • Влияние внешних и внутренних факторов на успешное осуществление инновационного цикла;
  • Степень принятия персоналом вводимых новшеств.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать о том, что процесс формирования инновационного потенциала необходимо проводить на каждом предприятии, т.к. от состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии фирмы. Мероприятия по формирования ИП позволяют организации правильно оценить текущую ситуацию и свои конкурентные преимущества.

 Рисунок 1. Этапы формирования инновационного потенциала.

Рисунок 2. Структура декомпозиции задач по формированию ИП.


Библиографический список
  1. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия. –М.: Академия Естествознания, 2010.-176с.
  2. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Анализ существующих подходов к организации инновационной деятельности на предприятиях// Международный журнал экспериментального образования – 2010. – №11. – С.215-218
  3. Незнамова Л.А. Методы формирования и развития инновационного потенциала промышленных предприятий малого бизнеса: Автореф. дис. на сосискание уч. степени канд. эк. наук. — Санкт – Петербург, 2006. — 20 с.
  4. Смольянинов К.В. Факторы и условия   формирования и развития инновационного потенциала промышленных предприятий// Научно – аналитический журнал «Инновации и инвестиции»  – 2013. – №3. –С.24-26
  5. Ульянов О.В. Системный подход  формированию инновационного потенциала предприятия// Актуальные вопросы экономических наук  – 2011. – №21-1. –С.157-164


Все статьи автора «Сакаро Галина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: