УДК 334.7

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Кравчук Д.В.1, Тиунова А.И.1
1Кубанский государственный университет

Аннотация
В статье рассмотрены основные факторы конкурентоспособности компаний в современной России. Предложены меры по совершенствованию конкурентоспособности компаний России. Также выделены основные рыночные структуры, которые оказывают влияние на конкурентоспособность. Рассмотрены преимущества и недостатки рыночных структур на примере компаний.

Ключевые слова: конкурентоспособность, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия, рыночные структуры


COMPETITIVENESS OF COMPANIES IN MODERN RUSSIA

Kravchuk D.V.1, Tiunova A.I.1
1Kuban State University

Abstract
In article were considered the main factors of competitiveness of companies in modern Russia. Were offered improvement measures competitiveness companies in Russia. Also were highlighted market structures, which influence on competitiveness. Were considered advantages and disadvantages of market structures on the example of companies.

Keywords: competitiveness, market structures, monopolistic competition, monopoly, oligopoly


Библиографическая ссылка на статью:
Кравчук Д.В., Тиунова А.И. Конкурентоспособность компаний в современной России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11384 (дата обращения: 28.09.2017).

Конкурентоспособность очень сложный и интегрированный вопрос, который только недавно стал исследоваться в России. Это было вызвано различными причинами: публикациями, включая периодические, которые анонсируют результаты различных сравнительных исследовательских проектов по конкурентоспособности, которые были проведены крупными признанными международными организациями. В данном случае мы говорим не только о внешней, но и о внутренней конкурентоспособности, которая затрагивает различные сферы функционирования предприятий.  Несмотря на то, что понятие конкурентоспособности имеет широкий спектр применения, мы разберем основные моменты его появления в сфере экономики и рассмотрим основные факторы, которые позволяют компании оставаться (быть) конкурентоспособными не только на внутреннем (локальном), но и на внешнем рынке.

Рассматривая конкурентоспособность компании, стоит отметить, что она складывается из конкурентоспособности товаров (услуг) в ходящих в линейку компании. В данном случае нельзя ставить знак равенства между этими двумя понятиями, так как по сути одно “конкурентоспособность компании” включает в себя другое “конкурентоспособность товаров”. Чем больше в линейке компании конкурентоспособных товаров, тем больше конкурентоспособность самой компании.

Охарактеризуем ключевые факторы, которые влияют на формирование конкурентоспособности товара и компании в частности:

1) Качество товара. Данный фактор отражает наличие более качественных (лучших) свойств у товара (услуги). Для покупателей является объективным, так как у каждого потребителя свои потребности и желания;

2) Новизна товара. Происходит формирование группы потребителей, товар (услуга) отличается преимущественно новыми свойствами и характеристиками, которые ранее отсутствовали на рынке [1];

3) Полезность товара. Отражает способность товара удовлетворить потребности покупателя. Как правило, полезность товара отражается сроком эксплуатации, за исключением продовольственных товаров;

4) Цена товара. Товары с более гибкой ценой могут себе позволить различные слои населения. Данный фактор является актуальным на товары повседневного спроса и не относится к товарам премиум класса. Например, машина Rolls-Royce  имеет достаточно высокую стоимость по сравнению с конкурентами, но тем не менее она конкурентоспособна по причине высокого качества продукции и преференций, которые связаны с данным брендом;

5) Сбыт товара. Если отсутствуют налаженные каналы сбыта товара, то потребители не смогу найти товар и просто выберут конкурентов;

6) Сервис. Данный фактор связан с обслуживанием клиентов и от него во многом зависит, совершит ли потребитель покупку у компании в следующий раз. Особенно фактор актуален для товаров долгого пользованиях [2].

Стоит отметить, что факторы конкурентоспособности можно разделить на локальные, региональные и федеральные, исходя из сферы их влияния.

Вышеуказанные факторы являются основными при формировании конкурентных свойств товара, но стоит отметить, что компании, как правило, уделяют внимание развитию только нескольких факторов, из-за ограниченности ресурсов.

Заметим тот факт, что конкурентоспособность компании зависит от сферы ее деятельности. Например, стартап CarPrice, который осуществляет продажу автомобилей через онлайн-аукцион, является единственным в сфере продажи автомобилей через аукцион, так как стартап является инновационным, что и является его конкурентным преимуществом и формирует его конкурентоспособность.

Каждый из факторов создающих конкурентоспособность товара и компании в частности формирует барьеры для входа появления новых компаний в отрасли. Барьеры зависят от сложившейся в сфере деятельности рыночной структуры. Появление различных рыночных структур было связано с переходом России к рыночной экономике, в соответствии с чем, на сегодняшний день выделяют следующие рыночные структуры: монополия, олигополия, монополистическую конкуренцию, монопсония. Появление вышеуказанных структур не осталось бесследно, так как они ограничивают конкуренцию, в соответствии с чем, появилась и формируется до сих пор нормативно-правовая база по этому вопросу. На сегодняшний день мы видим государственные меры по поддержанию конкуренции, на различных уровнях государственной власти. Стоит отметить некоторые документы, в которых отражены положения по защите конкуренции, среди которых:

– Конституция РФ (ст. 8 п.1 и ст. 34 п.2, где указано, что гарантируется единство экономического пространства и запрещается экономическая деятельность, нацеленная на монополизацию) [3];

– Гражданский кодекс РФ (ст. 10 и 1033 ГК РФ) [4];

– Федеральные законы   (например,   от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ “О защите конкуренции”);

– Постановления правительства РФ.

Теперь, поподробнее рассмотрим преимущества и недостатки каждой структуры, барьеры, формируемые ими для входа на рынок, и попробуем рассмотреть ключевые факторы их конкурентоспособности на локальном и внешнем рынке.

1) Монополия. Данный тип рыночной структуры характеризуется наличием на рынке единственного продавца товара (услуги), который диктует цену своего продукта на рынке стараясь максимизировать свою прибыль. Данная ситуация возможна при поглощении одной компанией всех конкурентов либо при появлении на рынке инновационного продукта, который ранее отсутствовал. Стоит отметить, что государство борется с монополиями благодаря вышеупомянутым документам и органу ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба). Существование естественных монополий в нашей стране, как например РЖД объясняется объективными факторами. Естественные монополии являются инфраструктурными сетями, обеспечивают целостность национальной хозяйственной системы и взаимосвязь экономических субъектов [5].

Положительные стороны монополии:

– Высокое качество продукции фирм-монополистов, которое помогло им завоевать главенствующее положение на рынке;

– Отметим, что монополизация повышает эффективность производства, развивая и проводя различные исследования, научные разработки;

– В случае экономического кризиса монополии дольше всех держаться  и раньше всех выходят из кризиса, таким образом, сдерживая спад безработицы и производства;

– Благодаря монополии развивается малый и средний бизнес, путем покупки их продукции.

Отрицательные стороны монополии:

– Монополия устанавливает высокие цены и ограничивает выпуск продукции, что приводит к нерациональному распределению ресурсов и обуславливает снижение жизненного уровня населения и неравенство его доходов;

– Фирмы-монополисты не всегда используют свои возможности для обеспечения роста научно-технического прогресса. Это связанно с тем, что монополия, как правило, не имеет достаточно стимулов для повышения эффективности, из-за ограниченности доступа на рынок и отсутствия конкурентов;

– Монополии устанавливают партнерам дискриминационные условия договоров путем изъятия товаров из обращения, ограничивая или прекращая производство товаров  тем самым создавая искусственный дефицит [6].

2) Олигополия. Данный тип рыночной структуры характеризуется господствующим положением на рынке нескольких фирм от 2 до 8. Так как ни одна из компаний в значительной мере не может повлиять на цену, то они конкурируют между собой посредством других факторов, таких как: реклама, качество продукции, обслуживание. Примером, отражающим данную рыночную структуру является автомобильная отрасль, которая представлена такими компаниями как: УАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др.

3) Монополистическая конкуренция. Является наиболее выгодным типом рыночной структуры. Общество получает определенные преимущества. Компании стремятся привлечь внимание людей и заинтересовать своими новыми предложениями, качественной и усовершенствованной продукцией. Спектр услуг, который они предлагают, постепенно расширяется, а ценовая планка опускается. Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем существует довольно много различных компаний, которые постоянно конкурируют между собой, пытаются друг у друга переманить клиентов интересными предложениями (Мегафон, МТС, Теле 2, Ростелеком, Билайн, Смартс, Мотив). К особенностям российских рынков монополистической конкуренции стоит отнести то, что они являются развивающимися, динамичными рынками, которые находятся в зоне неустойчивости [7].

В результате функционирования вышеуказанных структур, на рынке создаются барьеры, которые препятствуют появлению новых компаний. Барьеры могут быть экономическими, естественными и юридическими. К юридическим барьерам можно отнести патенты и лицензии, предоставляемые государством. К экономическим относятся такие, которые возводятся самими фирмами, например, слишком низкая цена товара за счет экономии на масштабах производства.

Также стоит обратить внимание на меры государственной поддержки конкурентоспособности компаний на внутреннем и внешнем рынке, среди которых можно выделить:

– Протекционизм. Защита отечественных производителей от импортной продукции, за счет ограничений на количество ввоза определенных товаров, импортной пошлины, что делает зарубежный товар дороже, а отечественный более конкурентоспособным;

– Налоговые льготы для компаний экспортирующих продукций [8].

Для развития конкурентоспособности отечественных компаний, как на внутреннем, так и на внешнем рынке необходимо:

1) Государственная поддержка развития инновационного развития предприятий, выраженная в снижении налоговой нагрузки и финансировании данного направления;

2) Создание отраслевых фондов для повышения конкурентоспособности компаний в регионах и на “местах”;

3) Применение системы Lean-менеджмента для компаний, так как зачастую компании осуществляют множество лишних действий, которые не несут для потребителя никакой ценности;

4) Сырье. Необходимо развивать производство сырья на локальном рынке, а не покупать его из-за границы, что обеспечит быстроту его доставки до места изготовления конечного товара и снизит его стоимость.

Конкурентоспособность это не однозначное понятие, которое включает в себя анализ различных сторон организации. Существует оценка глобальной конкурентоспособности стран, в которой Россия занимает промежуточное место в середине, необходимо реализовывать вышеуказанные меры для повышения конкурентоспособности и благосостояния нашей страны.


Библиографический список
  1. Жбанов П.А. Социально-экономическая антология инноваций и инновационной деятельности // Науковедение. 2013. N 2. C. 2-4.
  2. Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. N 26. C 42-45
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (ред. от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Основы конституционного строя. Ст 8. П. 1; Консультант-плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994г. (ред. От 21.07.2014) // Пределы осуществления гражданских прав. Ст. 10; Консультант-плюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_5142/
  5. Невская Н.А. Индикативное планирование: опыт и перспективы применения в российской экономике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5, N 1 (14). С. 31-34.
  6. Мацоян Д.О., Кузнецов В.И.  Управление долгосрочной конкурентоспособностью предпринимательских структур в строительстве. Современная конкуренция. 2012. N 2. С. 27-34.
  7. Кагарманова А.И. Механизм управления конкурентоспособностью региона // Науковедение. 2015. Т. 7, N 3. С. 3-5.
  8. Листопад М.Е. Эволюция представлений о конкурентоспособности национальной экономики // Экономика: теория и практика. 2012. N 3(27). С. 40–46.


Все статьи автора «Кравчук Дмитрий Вадимович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: