УДК 338.48

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЕКТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Мотышина Марина Станиславовна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
профессор кафедры экономики и управления

Аннотация
В статье рассматриваются коммуникационные аспекты управления проектами. Отмечается важность учета индивидуальных особенностей участников проекта. Представлены возможности применения типологии MBTI для совершенствования коммуникаций.

Ключевые слова: индивидуальные особенности, коммуникации проекта, ошибки стереотипов, поддерживающая коммуникация., типологии личностей


PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO IMPROVING PROJECT COMMUNICATIONS

Motishina Marina Stanislavovna
St. Petersburg humanitarian University of trade unions
Professor of Economics and management

Abstract
The article considers the communication aspects of project management. The importance of considering the individual characteristics of the project participants. Presents the possibility of applying the typology MBTI to improve communications.

Библиографическая ссылка на статью:
Мотышина М.С. Психологические подходы к совершенствованию проектных коммуникаций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11194 (дата обращения: 26.05.2017).

Управление коммуникациями является одной из весьма важных областей в управлении проектами. О ее значении свидетельствуют, прежде всего, рейтинги факторов, обусловливающих неудачи проекта. Среди этих многочисленных факторов коммуникациям отводится  весьма высокое  место, в частности, в эмпирических исследованиях.[1] Значение коммуникаций отражено и в стандартах по управлению проектами, например, в  PMBOK, где этим процессам отводится весьма значительная роль и дается их обстоятельная регламентация.  Однако и понимание важности этой области управления, и наличие методического инструментария пока не решает проблему недостаточной эффективности коммуникаций в проекте. По-видимому, это связано со сложностью и многогранностью феномена коммуникаций как такового. Коммуникации по большей части невозможно формализовать, они включают множество оттенков и нюансов, которые нельзя запрограммировать с помощью регламентов. Это делает их слабоуправляемыми. Как отмечается в [1]: «Очень редко в проекте можно обнаружить следы системных шагов, связанных с управлением коммуникациями. Более того, многие руководители проектов попросту не видят смысла в том, чтобы тратить на это свое время. Мол, хватает более важных задач, надо уже «копать», а не думать о том, удовлетворены ли все заинтересованные стороны происходящим в проекте, и если нет, то как это может повлиять на реализацию проекта».

Проблемы коммуникаций обусловлены многочисленными факторами, которые формируют то, что называется «барьерами» коммуникаций. Этот вопрос хорошо изучен как с информационной (информационные шумы и помехи), так и с психологической (психологические, эмоциональные, культурные барьеры) точек зрения. В частности, нами он рассмотрен в [2].

Следует обратить особое внимание на такой важнейший фактор, как асимметрия между тем, какую долю составляют средства коммуникации, используемые  менеджерами в практической деятельности и тем, какое внимание им должно быть уделено. Так, среди средств коммуникации приоритеты распределены следующим образом: слушание занимает в общем объеме коммуникаций  менеджеров наибольшую долю, далее следует речь, затем чтение, и, наконец, письмо. В то же время, с точки зрения внимания к средствам коммуникации (в том числе, совершенствования компетенций) приоритеты распределяются противоположным образом – наибольшее значение уделяется письму, затем чтению, потом речи и в последнюю очередь – слушанию. Очевидно, такое расхождение не может не повлиять на возникновение коммуникационных проблем.

В настоящей статье мы уделим внимание некоторым решениям, которые могут улучшить коммуникации в проекте. В [3] авторы систематизируют их следующим образом:

  1. адекватное восприятие индивидуальных особенностей различных людей;
  2. внимательное отношение к тону и структуре коммуникации;
  3. развитие конкретных коммуникационных навыков;
  4. способы, позволяющие преодолеть барьеры коммуникации.

Учет индивидуальных особенностей  участников коммуникации требует и знаний, и опыта.  Он может значительно улучшить процесс коммуникации и его эффективность. Это касается как внешних, так и внутренних коммуникаций в проекте. Так, если подготовленный документ, отчет или другой тип информации не будет учитывать как по содержанию, так и по форме, особенности адресата (заказчика, инвестора, спонсора и т.д.), в том числе, выполняемой им роли, то полученная информация может быть воспринята не в полной мере или в искаженном виде. Она может вызвать разочарование и даже негативную реакцию.  Конечно, важнейшей задачей отправителя информации является адекватное ее представление, в том числе, направленное на наилучшее восприятие получателем. Это особенно важно, если рассматриваемые коммуникации носят постоянный характер, например, – между менеджером проекта и членами команды.

В этой связи определенную помощь в совершенствовании коммуникаций могут оказать известные психологические подходы к типологизации личностей – типологии К. Юнга, Г. Айзенка, Хейманса – Ле Сенна, Майерс—Бриггс (MBTI). Особо следует отметить типологию MBTI. В последние годы она пользуется очень большим успехом: более 70% компаний Fortune 500 успешно применяют MBTI.

Типология MBTI основана на выявлении следующих признаков: двух различных способов пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала «экстраверсия – интроверсия»); двух противоположных способов сбора информации (шкала «сенсорность – интуиция»); двух различных способов принятия решений (шкала «мышление – чувствование», иначе, «логика – этика») и двух разных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала «решение – восприятие», иначе, «рациональность – иррациональность»). Это позволяет выделить 16 психотипов. Основы типологии рассмотрены во многих источниках, в том числе в [4]. Они позволяют выделить так называемые «соционические типы личностей». Безусловно, индивидуальные особенности людей могут значительно выходить за рамки любой типологии. Вместе с тем, учет склонности того или иного человека к определенному типу может помочь во взаимодействии с ним. Например, считается, что команда наиболее сбалансирована, и, соответственно, потенциально более эффективна, если в ней есть типологическое разнообразие, представлены различные группы. Напротив, команды, однообразные по типологическому составу, – менее эффективны, хотя в них может сформироваться благоприятный психологический климат и комфортные отношения. Однако какие-то важные для проектных решений аспекты не будут учтены, тем самым ухудшая результаты.

Например, небольшая команда проекта, включающая следующие психотипы: ESFJ, INFP, ESTP, ESTJ – обладает активным началом, достаточно сбалансирована; в ней присутствует одно «сдерживающее» звено, позволяющее прийти к взвешенному решению. Еще один пример. Члены команды проекта оцениваются следующими характеристиками: INFP, INTP, INFJ, INTP, INFP, ENTP. Это команда довольно схожих по типам людей (много интровертов и «интуитов»), в которой наблюдаются хорошие дружественные отношения, однако слабым местом в команде является во-первых, отсутствие «сенсориков», опирающихся на конкретные, измеренные результаты, а во-вторых, доминирование интровертов, что может усложнить коммуникации в проекте, прежде всего, внешние.

Знание типологических особенностей членов команды позволяет, кроме того, выявлять причины коммуникационных проблем и конфликтов, а также регулировать отношения между людьми [5,8]. Опираясь на знание индивидуальных особенностей, менеджер проекта может планировать формы коммуникаций. Так, для экстравертов вполне целесообразны регулярные совещания, поскольку они склонны к взаимодействию. Интроверты же предпочитают обезличенные формы коммуникации, например, письменные. Как отмечается в [3, 7, 9], они могут быть идеальными членами виртуальной команды.

Вместе с тем, применение типологий может привести к некоторым ошибкам, связанным с формированием стереотипа восприятия того или иного человека. Знание об определенной категории психотипов и отнесение к ней конкретного человека упрощает наше представление о нем. Мы перестаем думать о динамизме возможного поведения человека в тех или иных ситуациях, которые могут не вписываться в привычное восприятие. Еще одной ошибкой является проецирование наших собственных мыслей и чувств на других людей. Преодоление этих ошибок требует более открытых коммуникаций между участниками, одновременно повышая их эффективность. Неприятной ошибкой взаимодействия является,  так называемое, смещение, когда  вы переносите свои эмоции после некоторой коммуникации (возможно, неприятной) на другого человека, который не был в ней задействован. Очевидно, такое поведение требует с одной стороны, повышенного самоконтроля, а с другой – объяснения своих эмоций и поведения члену команды, на которого эти эмоции были перенесены.

Появление ошибок коммуникации  может быть, в известной степени, преодолено, если придерживаться определенного коммуникационного стиля. Наиболее благоприятным является стиль поддерживающей коммуникации. К принципам поддерживающей коммуникации относятся:

- ориентация на проблему, а не на личность;

- поддерживающая коммуникация строится на описании, а не на оценке;

- скорее возвышает, чем унижает личность;

- должна быть конкретной (полезной), а не общей;

- требует умения выслушать другую сторону, а не быть односторонней доставкой сообщения.

Таким образом, поддерживающая коммуникация сосредоточена на сохранении позитивных отношений между участниками, направлена на текущую проблему. Она позволяет осуществить обратную связь или решать трудные задачи совместно с другими членами команды и, как результат, укрепить отношения и повысить сплоченность.


[1] См, например, PricewaterhouseCoopers «Insights and trends: Current Portfolio, Programm, and Project Management Practices, 2012.


Библиографический список
  1. Грибанов А.В. Место и роль процесса формирования стратегии развития на основе новой торговой марки в текущей деятельности предпринимательских структур//Мир экономики и права. 2011. № 4. С. 14-24.
  2. Козодаев М.А. Простые сложные коммуникативные и психологические приемы в управлении проектами// Управление проектами и программами. – 2014. – № 4(40).
  3. Мотышина М.С., Мотышина Е.В. Основные задачи управления коммуникациями в проекте//Правовое поле современной экономики. – 2012. – № 1. – с. 32-34.
  4. Фланнес С.У., Левин Дж. Навыки работы с людьми для менеджеров проектов. – М.: Изд-во Спайдер, 2004.
  5. Бриггс-Майерс И., Майерс П. MBTI. Определение типов. У каждого свой дар. – М.: Изд-во Бизнес –Психологи, 2012.
  6. Практическое использование MBTI для развития команды проекта. – Электронный ресурс. Режим доступа:  http://project-management.zis.by/komanda-proekta/prakticheskoe-ispolzovanie-mbti-dlja-razvitija-komandy.html
  7. Фабричнова Т.Г. Конкурентная стратегия предпринимательской структуры//Правовое поле современной экономики № 2. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет».-2011 -с.34-38
  8. Хольнова Е.Г. Теория и методология формирования и развития отечественного финансового менеджмента банка/монография/Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования “Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т”. Санкт-Петербург, 2008.
  9. Шлафман А.И. Необходимые и достаточные условия для развития инноваций в интеграционных процессах//Журнал правовых и экономических исследований, 2014, 2: 22-26


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: