ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В РОССИИ

Мусостова Дещи Шамсудиновна
Чеченский Государственный Университет
старший преподаватель кафедры «Экономика предприятий»

Аннотация
В данной статье рассматриваются, проблемы, с которыми предстоит столкнуться отечественному рынку туристских услуг, таковыми могут стать: снижение требований к качеству услуг на фоне снижения конкурентного воздействия зарубежных субъектов рынка; сокращение платежеспособного спроса на комплексные услуги, повышение спроса на дешевые туристские услуги.

Ключевые слова: инфраструктура, конкуренция, рыночные отношения, туризм, экономика


INFRASTRUCTURE PROVISION FOR RECREATIONAL ZONES IN RUSSIA

Musostova Deshi Shamsudinovna
Chechen State University
Senior Lecturer of Business economics chair

Abstract
This article considers problems which the domestic market of touristic services could face, such as: reduction of requirements to service quality due to the decrease of competitive impact of foreign subjects of the market; reducing solvent demand for complex services, increase of demand for cheap touristic services.

Keywords: competition, economy, infrastructure, market relations, tourism


Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Инфраструктурное обеспечение рекреационных зон в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11121 (дата обращения: 12.03.2024).

Эффективное функционирование рекреационных зон во многом зависит от рациональности использования объектов инфраструктуры, непосредственным образом влияющих на темпы экономического роста локальных территорий. Особенности развития рекреационных зон определяются эффективностью использования природных ресурсов, культурным образом и укладом жизни общества, качеством и уровнем жизни населения.   направлениям деятельности [2]. Условия формирования и функционирования объектов инфраструктуры зависят от уровня и особенностей развития рыночных отношений в конкретном регионе, что и предопределило целесообразность системного подхода к определению элементов социальной и производственной инфраструктур [3]. Отражением новых условий хозяйствования стали, преобразованные факторы конкурентоспособности на рынке туристских услуг.   В этих условиях отечественны субъекты туриндустрии встали перед решением задачи модернизации факторов конкурентоспособности, способных сформировать конкурентные преимущества, замещающие европейские аналоги.  Есть и преимущества, которые получили субъекты экономики обслуживающие въездной туризм: так популярностью пользуются маршруты из Китая, посвященные изучению западной и отечественной культуры в Центральном и Северо-Западном регионах РФ. Безусловно, для европейцев отдых на территории России стал более доступным, однако цены на услуги гостиниц и сферы обслуживания, на наш взгляд, необоснованно тянутся за европейскими. Деловая активность в сфере организации отдыха поддерживается на высоком уровне даже в условиях финансового кризиса, а при росте объемов спроса на внутренний туризм происходит реструктуризация рынка (табл. 1)

Данные таблицы 1 иллюстрируют тенденции по реструктуризации рынка в пользу организации внутреннего туризма, при этом численность участников рынка снижается незначительно, что свидетельствует о сохранении высокой деловой активности на рынке туристских услуг.

Таблица 1. Информация о турфирмах (на конец года)

Количество туроператоров (ед)

Внутренний туризм

(ед)

Международный въездной и выездной туризм

(ед)

Международный въездной туризм

(ед)

РФ

2010

4593

1858

2169

566

2011

4718

1833

2885

656

2012

4685

1889

2796

580

2013

4608

2421

2187

225

2014

4275

2626

1649

161

Составлено по данным Федерального агентства по туризму – http://www.russiatourism.ru [4]

Проблемами, с которыми предстоит столкнуться отечественному рынку туристских услуг, могут стать: снижение требований к качеству услуг на фоне снижения конкурентного воздействия зарубежных субъектов рынка; сокращение платежеспособного спроса на комплексные услуги, повышение спроса на дешевые туристские услуги.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» (далее – ФЦП), призванная повысить конкурентоспособность отечественного туристского рынка, создать условия для развития туристской инфраструктуры, привлечь инвестиции в отрасль и увеличить эффективность продвижения российского турпродукта, решает три основные задачи: развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации, повышение качества туристских услуг и продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. ФЦП поставила достаточно амбициозные задачи, в частности объем платных туристских услуг населению должен был вырасти в 2013 году на 11,8%, 2014 году – 17,1%, 2015 году – 23,6%, 2016 году – 30,3%, 2017 году – 29,3%; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения – вырасти в 2013 году на 17,4%, 2014 году – 22%, 2015 году – 32%, 2016 году – 36,8%, 2017 году – 34,5%. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 г. № 1407 в ФЦП внесены изменения, в том числе и в части целевых индикаторов и показателей, с учетом геополитической и экономической ситуации. В новой редакции объем платных туристских услуг населению должен вырасти в 2015 году на 8,2%, 2016 году – 7,6%, 2017 году – 7,1%; численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения – вырасти в 2015 году на 9,8%, 2016 году – 10,4%, 2017 году – 8,1%. Развитие туризма в России многогранный и весьма противоречивый процесс. К этому заключению приводит анализ статистических данных о развитии туриндустрии в России в период с 2003 по 2015 год, в том числе в условиях кризисной экономики 2008 – 2009 и 2014 – 2015 годов. Так, объем международных прибытий в рамках въездного туризма по данным Всемирной туристской организации ООН ежегодно увеличивается на 4-5% (рис. 1).

 

Источник: World Tourism Organization (UNWTO), www.e-unwto.org

Рисунок 1 – Международные туристские прибытия, въездной туризм, млн.

Рост числа международных прибытий в 2015 году оценивается в 4,4% [8], что на 0,2% больше, чем в 2014 году. При этом надо отметить, что основной показатель, отражающий результаты международного туризма, в последние 5 лет стабилен и не имеет тенденций к росту или падению (табл. 2). Очевидно, что показатель имеет прямую корреляцию с кризисными явлениями в экономике (2008 – 2009 годы) и макроэкономическими показателями, однако большой разброс показателя в отношении отдельных регионов говорит о высокой зависимости от состояния геополитической обстановки.

Таблица 2.  Международные туристские прибытия.

Регион

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

за год

янв. – окт.

Весь мир

1,9%

-4,0%

6,5%

4,6%

4,6%

4,6%

4,2%

4,4%

Европа

0,3%

-5,1%

3,1%

6,4%

3,9%

4,8%

2,4%

5,1%

Азия и Тихоокеанский регион

1,1%

-1,6%

13,2%

6,3%

7,0%

6,9%

5,8%

4,4%

Южная и Северная Америки

2,7%

-4,7%

6,3%

3,6%

4,5%

3,1%

8,4%

4,7%

Африка

2,9%

2,5%

9,4%

-0,8%

4,5%

4,4%

0,4%

-5,2%

Ближний Восток

20,0%

-5,4%

13,1%

-9,6%

2,2%

-2,8%

6,6%

5,3%

Источник: World Tourism Organization (UNWTO), www.e-unwto.org

С учетом приведенных данных, планируемый (скорректированный в 2014 году) ФЦП рост целевых показателей на уровне 10% (численность иностранных граждан, размещенных в КСР) и 7-8% (объем платных туристских услуг населению) требует серьезных инфраструктурных и системных изменений в отрасли.

 

Рисунок 2-   Экспорт услуг по статье «поездки».

При этом если отдельные задачи ФЦП можно решить путем принятия политических решений, заградительных экономических мер, перераспределяющих туристские потоки с выездного на внутренний туризм, но в целом увеличения объема отрасли, доли в ВВП и серьезного изменения платежного баланса это не принесет.

 

Рисунок 3-  Импорт услуг по статье «поездки».

В 2014 году дефицит платежного баланса РФ по статье «поездки» составил 38,67 млрд. долларов США, импорт превысил экспорт более чем в 4 раза (в 2007 – 2009 годах – только в 2 – 2,5 раза)

Безусловно, причинами отдельных управленческих решений непосредственно на предприятиях туриндустрии могут быть инновационная активность и внедрение новейших форм обслуживания гостей, различные маркетинговые стратегии [1], но сложным для понимания является результат наблюдения за тенденцией к росту стоимости туристских услуг внутри страны, в условиях сокращения платежеспособности потребителей и сокращения альтернативных маршрутов для организации отдыха.

Обобщение статистических материалов говорит о том, что в туриндустрии растут спекулятивные настроения. Спекулятивные настроения являются объектом регулирования государством, при этом активность в регулировании рынка продовольствия приносит свои плоды, а свобода на рынке туристских услуг сегодня сопровождается необоснованным ростом стоимости отдыха без реальных попыток улучшения его качества для потребителя. По широте охвата поставленная проблема затрагивает интересы всех слоев общества. Необоснованно растет в цене, как детский отдых, так и санаторно-курортное лечение. Противоречивость настроений потребителей и субъектов туриндустрии ставят задачу государственному регулятору отрасли в кратчайшее время организовать строгий контроль за ростом стоимости туристских услуг до начала нового туристического сезона 2016/2017 годов.

С учетом несоответствия планируемых результатов ФЦП международным и российским тенденциям и реалиям, с учетом слабых конкурентных механизмов регулирования отрасли в условиях кризиса, становится необходимым внедрение моделей оценки эффективности решений, государственных органов и избранных стратегий в части развития инфраструктуры туризма, повышения её конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке.


Библиографический список
  1. Антонов, А. М. К вопросу об оценке эффективности инвестиционных проектов создания портовых транспортно-технологических перегрузочных комплексов/ А.М. Антонов // Бюллетень транспортной информации. – 2006. – №6.
  2. Астапов К. Ключевая задача российской экономики: в условиях мирового финансового кризиса формировать новые возможности развития // Общество и экономика. – 2009.– № 8.
  3. Видяпин В.И., Степанов М.В., Синдяшкин Р.И. Региональная экономика: учебник. – М.: ИНФРА-М,2007 г.
  4. http://www.russiatourism.ru
  5. httр://www.rаеxреrt.ru – рейтинговое агентство «Эксперт РА».


Все статьи автора «Мусостова Дещи Шамсудиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: