УДК 334.02

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Давыдова Ольга Игоревна1, Хаймурзина Наталья Зямиловна2
1Ульяновский государственный университет, магистрантка 1 курса факультета управления
2Ульяновский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления

Аннотация
В статье рассмотрены основные понятия инноваций. Определена роль инновационной деятельности в экономике России и системе образования. Проанализирован каждый инновационный комплекс, входящий в состав инновационной структуры. Результаты работы могут быть применены в научно-теоретических исследованиях, посвященных проблемам инновационной деятельности, в разработке практических рекомендаций по принятию решений в сфере образования.

Ключевые слова: инновационная структура, инновационный комплекс, инновация, классификация инноваций, система образования, технопарк


INNOVATIONAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION

Davydova Olga Igorevna1, Haimurzina Natalya Zjamilovna2
1Ulyanovsk state university, master’s student
2Ulyanovsk state university, PhD in economic science, Assistant Professor of the Management Department

Abstract
The basic definitions of innovations are described in this article. The role of innovational activity in Russian economy and educational system is determined. Every innovational element that innovational structure consisted of (such as technology park, innovational technology centre, innovational industrial complex and academic complex) is described. The results can be used in scientific researches which deal with innovational activity’s problems, and also decision making practical recommendation in education.

Библиографическая ссылка на статью:
Давыдова О.И., Хаймурзина Н.З. Инновационные технологии в образовательной сфере // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11081 (дата обращения: 29.09.2017).

Проблема инновационной деятельности на сегодняшний день является одной из самых обсуждаемых тем. Инновационный процесс в России во многом обусловлен ее историей, экономическим и социальным положением. Стране, развивающейся по принципу рыночной экономики, необходимо обновление и повышение уровня жизни ее граждан. Для этого важно внедрение инновационного продукта, прежде всего в сферу образования. В настоящее время разработками инноваций занимаются научно-производственные предприятия, созданные на базе высших учебных заведений или сотрудничающие с ними. В число таких предприятий входят технопарки, инновационно-технические центры, инновационно-промышленные комплексы, учебно-научные инновационные комплексы. Однако в деятельности данных комплексов имеется ряд проблем, которые препятствуют разработке и внедрению инновации и инновационных технологий.

Динамика экономики региона во многом определяется развитием научно-образовательной сферы. Данная сфера включает в себя как высшее образование, так и научно-производственные предприятия, такие как технопарки, инновационно-технические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы (ИПК), учебно-научные инновационные комплексы. Внедряются различные инновации в сферу образования, новые методы  и технологии процесса образования, что влияет на  качественные изменения системы образования. На сегодняшний день наиболее сильное влияние на развитие экономики оказывают высшие учебные заведения. Прежде чем говорить о внедрении инноваций, рассмотрим понятие инновации.

Понятие инновации охватывает множество аспектов. Чаще всего инновацию определяют как  внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Отличительными чертами инновации от характеристик простого новшества являются:

• научно-техническая новизна;

• производственная технологичность;

• реализуемость на рынке

Созданием инноваций занимаются научно-производственные организации (инновационные организации). Шерстобитова Т.И. понимает под инновационными организациями такие организации, главными направлениями которых являются научно-исследовательская деятельность, деятельность по созданию и реализации продукции на инновационном рынке. Организации, занимающиеся данным видом деятельности, классифицируются по двум направлениям:

1)                Организации, непосредственно осуществляющие разработку и создание инноваций (научно-исследовательские организации; проектно-технологические организации и специальные конструкторские бюро, которые осуществляют разработки и проекты, являющиеся воплощением результатов НИИ, проводят эксперименты, проводят вопросы сертификации продукции; фирмы, предприятия, концерны, корпорации, для которых создание  инноваций не является приоритетным направлением их деятельности)

2)                Организации, внедряющие результат инновационной деятельности на рынок.

Структура, компоненты которой занимаются инновационной деятельностью, включает в себя (табл. 1):

• технопарк

• инновационно-технический центр (ИТЦ)

• инновационно-промышленный комплекс (ИПК)

• учебно-научные инновационные комплексы (УНИК)

Данная структура являются наиболее перспективными при организации инновационной деятельности в сфере образования. Все компоненты вышеуказанной структуры созданы на базе высших учебных заведений или сотрудничают с ними, что способствует развитию инноваций в области образования.

Таблица 1. Типы инновационных структур [9]

 

Задачами данных комплексов являются:

«  1) определение ориентиров и целей развития предприятий в соответствии с перспективами науки и проблемами, стоящими перед регионом или отдельными потребителями;

2)     организация и отбор инвестиционных проектов;

3)                формирование инфраструктуры, обеспечивающей аккумуляцию новых знаний и информации, трансформацию имеющихся знаний;

4)                поддержание системы знаний – расширение и углубление имеющейся базы знаний в соответствии с поставленными целями;

5)                оценка инновационной деятельности и регулярный аудит предприятий с целью определения проблем и перспектив развития» [9].

Особую роль играют деятельность технопарков. Автор научной работы «Проектирование инновационных услуг» Рожкова Е.В. дает определение понятия «технопарк» как научно-производственного комплекса,  главная задача которого – формирование максимально благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм, обращающихся к услугам технопарка. Главным преимуществом технопарка является тот факт, что данный инновационный комплекс расположен географически близко от высшего учебного учреждения, например, от университета. Это способствует лучшему взаимодействию между участниками. Технопарк аккумулирует результаты научных исследований и обменивается знаниями, идеями и технологиями между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и развитие компаний, занимающихся инновационной деятельностью, при помощи оказания им различных услуг, в том числе консультаций, и выведения новых компаний на рынок с последующим коммерческим сопровождением.

Важными компонентами структуры инновационной деятельности в сфере образования являются инновационно-технологический центр и инновационно-производственный комплекс.

Инновационно-технологический центр (ИТЦ) — структурное подразделение вуза или научной организации (научного центра), предназначенное для оказания консалтинговых, образовательных услуг, а также услуг общего характера. Целью инновационно-технологического центра является создание перспективных коммерческих преимуществ на рынке для организаций и партнеров, которые являются заказчиками инновационных исследований, при помощи объединения сфер образования, науки и бизнеса.

Инновационно-производственный комплекс – это совокупность  взаимосвязанных организаций и производственных предприятий, которые призваны создавать продукцию на основе инновационных технологий. Подготовка производства осуществляется на основе научно-технических исследований и проектно-конструкторских разработок на базе современных инновационных технологиях для удовлетворения потребностей рынка в инновационных продуктах.

К числу инноваций в развитии университетов следует отнести учебно-научно-инновационные комплексы  (УНИК), которые  создаются на базе технических университетов. Преобразование технических университетов в УНИК создает предпосылки к развитию по качественно новому направлению,  где приоритетом развития в образовании и науки являются инновации и инновационный подход.

Успешно функционируют сегодня многие технопарки, созданные на базе научных организаций, в частности, такие крупные технопарки, как технопарк в Новосибирском Академгородке, в Зеленограде, Томске, ряд технопарков на базе московских НИИ, НТЦ и ВУЗов и др [8].

Как можно увидеть на рисунке 1 с 2006 по 2013гг. количество технопарков увеличивается. Однако с 2013 года число технопарков постепенно сокращается.

 

 

 

 

Рис. 1 Характеристика этапов создания/убывания технопарков в период 2006-2015 [8]

Одной из самых важных проблем развития инновационных технологий в сфере образования является снижение спроса на продукцию технопарка. Одновременно с этим наблюдается спад интереса компаний к деятельности данных научно-производственных комплексов, в связи с чем руководство технопарков вынуждено менять структуру направлений деятельности и прибегать к непопулярным методам снижения издержек. Следовательно снижается загрузка производственных мощностей, повышается риск потери компетенций, что ведет к недополучению дохода от их  предоставления и оказания услуг заказчикам.

В настоящее время в регионах России действуют более 100 организаций, выполняющих функции технопарков (рис.2) [8].

 

Технопарки

Инновационно-технологические центры

Центры трансфера технологий

Рис.2 География объектов поддержки инновационной деятельности [8]

Несмотря на то, что на сегодняшний день в России создана довольно разветвленная сеть инфраструктурных предприятий, доля России на рынках наукоемкой продукции составляет малую величину в сравнении с другими развитыми странами (рис.3). По производству наукоемкой продукции лидируют США и страны АТР. В России наряду с сокращением с числа инновационных предприятий, сокращается число научных сотрудников (рис.4) [8]. Квалифицированные специалисты сегодня предпочитают работать в других странах, где доля инновационной продукции более высока. Отсюда появляется проблема «утечки мозгов» (рис.5). Как можно увидеть на рисунке 5, самой привлекательной для молодых специалистов и ученых страной с 2008-2013 гг. являлась США, на втором месте Великобритания, затем следует Германия.

 

 

Рис.3 Соотношение российских и зарубежных технопарков [1]

 

Рис.4. Динамика численности исследовательского сектора [5]

 

Рис. 5 Утечка умов из России с 2008-2013гг. [10]

Развитие инновационных технологий обуславливает рост региональной экономики. Прежде всего необходимо внедрение инноваций в сферу образования, так как в настоящее время она играет важную роль в развитии региона.

Можно выделить несколько проблем развития инновационных технологий в сфере образования. Во-первых, на сегодняшний день снижается интерес к деятельности инновационных комплексов, в состав которых входят высшие учебные заведения. Во-вторых, так как деятельность технопарков и инновационно-технологических центров снижается, то сокращается число научно-производственных комплексов в России, Россия отстает от других развитых стран в создании инноваций. Многие специалисты уезжают работать за границу.

Для коммерческого успеха малого и среднего бизнеса необходимо постоянное внедрение на рынок все  новых и новых продуктов, что невозможно без активного участия компаний, занимающихся инновационными разработками.

 


Библиографический список
  1. Алборова, А. Технопарки. Российский и зарубежный опыт//Бизнес и информационные технологии.2015. [Электронный ресурс ]URL : http://bit.samag.ru/archive/article/1520 (дата обращения 11.01.2016)
  2. Дорофеев, В.Д., Дресвянников, В.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие/ В.Д. Дорофеев. – Пенза: Издательствово Пензенского государственного университета, 2003. – 189 с.
  3. Мызрова, К. А. Образовательные сети: методология подхода: монография [Текст] / К. А. Мызрова, А. Н. Иванов, Н. З. Хаймурзина. – Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета, 2013. – 177 с.
  4. Назмутдинов, В.Я Инновационный менеджмент: [Электронный ресурс URL: http://www.studfiles.ru/preview/3003011/ (дата обращения 09.01.2016)
  5. Наука России в цифрах [Текст]/Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2003. – С. 180
  6. Рожкова, Е.В. Проектирование инновационных услуг [Текст] /Е.В. Рожкова//Российский научный мир. – 2013. – №1(1). – С. 88-100
  7. Сахарова, М.А. Инновации в сфере образования // Научный электронный архив. – [Электронный ресурс ]URL : http://econf.rae.ru/article/6460 (дата обращения 21.12.2015)
  8. Шепелев, Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры [Текст]/Г.В. Шепелев//Инновации. – 2005. – №2. – 10 с.
  9. Шерстобитова, Т.И. Маркетинг инноваций[Текст]: учеб. пособие/Т.И. Шерстобитова.  – Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2009. – 126 с.
  10. Утечка умов как еще один вариант санкций против России [Электрон.ресурс] URL: http://profi-forex.info/novosti-mira/entry1008209801.html (дата обращения 13.01.2016)


Все статьи автора «Давыдова Ольга Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: