УДК 338.48

ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН

Мусостова Дещи Шамсудиновна
Чеченский Государственный Университет
старший преподаватель кафедры «Экономика предприятий»

Аннотация
В данной статье рассматриваются, особые экономические и законодательные условия, которые могут и будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов. Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности.

Ключевые слова: бизнес, инфраструктура, налоговый период, реконструкция, рекреация и туризм


INFRASTRUCTURE AS A FACTOR FOR DEVELOPMENT OF RECREATIONAL ZONES

Musostova Deshi Shamsudinovna
Chechen State University
Senior Lecturer of Business economics chair

Abstract
In this article, special economic and legislative conditions which can and will stimulate development of travel business, creation ща new and reconstruction of old medical and improving resorts are considered. Similar zones can be created on separate sites of municipalities. There private houses and various infrastructure facilities of any pattern of ownership can be located.

Keywords: business, infrastructure, reconstruction, recreation and tourism, tax period


Библиографическая ссылка на статью:
Мусостова Д.Ш. Инфраструктура как фактор для развития рекреационных зон // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11009 (дата обращения: 26.05.2017).

В условиях сокращения экономических взаимодействий с Европой и рядом стран ближнего востока внутренний туризм РФ становится практически безальтернативным для отечественных туристов. Развитие внутреннего туризма происходит через развитие рекреационных туристических зон. [2] Во многом государство заинтересовано в развитии туризма и присваивает отдельным территориям статус особых рекреационных туристических зон, на территории которых установлен льготный режим налогообложения. Однако, остается масса нераскрытых проблем организации и реализации оценки эффективности государственного  регулирования и поддержки предпринимательства по направлениям деятельности [5]. Во многом принятие решений о реализации поддержки предприятий по отраслям принадлежит политической сфере, так поддержка предприятий туриндустрии стала результатом совокупности политических решений, как на уровне Федерации так и на международном уровне. Рекреационные зоны, прежде всего предназначены для отдыха. Это – уголки живой природы в городе, как естественные, так и искусственно созданные. Рекреационные территории естественного происхождения – озера, лесные участки, берега рек. Это то, что осталось от дикой природы, ее последние островки в камнях города. Искусственно созданные рекреационные зоны – это все парки и посадки, пруды, сады и водохранилища. Это природа, созданная руками человека. Зачастую такие территории используются для занятий спортом, обычно там есть площадки, специально предназначенные для активного отдыха. Особо это касается водоемов. Обустроенные пляжи – основа безопасного отдыха на воде. Но зона рекреационного назначения существует не только для того, чтобы людям было, где отдохнуть. Именно этим специализированные зоны отдыха отличаются от стихийных. На таких территориях могут быть расположены туалеты, пункты первой медицинской помощи, участковые отделения милиции. Часто там есть киоски, пункты проката различного спортивного инвентаря, спортивные снаряды и оборудованные игровые площадки для детей. Зачастую создание рекреационной зоны на месте поглощаемого городом леса или водоема – единственный способ спасти его от уничтожения. В противном случае озеро будет осушено и засыпано, а лес вырублен, чтобы освободить место под застройку. Сохранение участков живой природы в городе – задача крайне важная. Высокие цены на недвижимость вызывают у застройщиков исключительный трудовой энтузиазм. Туристско-рекреационные экономические зоны – это законодательно обозначенные зоны, предназначенные для туризма и только для него. Соответствующие законодательные акты были приняты в 2006 году. Целью создания подобных природных зон было повышение конкурентоспособности туристического бизнеса.[3] Предполагается, что особые экономические и законодательные условия будут стимулировать развитие туристического бизнеса, создание новых и реконструкцию старых лечебно-оздоровительных курортов. Подобные зоны могут создаваться на отдельных участках муниципальных образований. Там могут располагаться частные дома и различные объекты инфраструктуры любой формы собственности. Участки, выделяемые под зоны такого типа, могут быть частью особо охраняемых территорий. Именно этим туристско-рекреационная зона отличается от обычной экономической зоны. Государство предлагает компаниям, собирающимся заняться туристическим бизнесом, получить статус резидента туристско-рекреационной зоны и воспользоваться связанными с этим преимуществами. Резидентам можно использовать при расчете амортизации на собственные основные средства специальный коэффициент. Ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, составляющие для остальных субъектов хозяйствования 30 %, для резидентов сняты. Кроме того, для них на определенный срок может устанавливаться щадящая ставка налога на прибыль.

На территории подобных туристско-рекреационных зон строго запрещены металлургическое производство, разработка и добыча любых полезных ископаемых. Исключение составляют минеральные воды, лечебные грязи и другие объекты бальнеологического туризма. Заниматься переработкой лома черных, цветных металлов, и полезных ископаемых тоже нельзя, кроме, опять-таки, разлива минеральных вод или иного использования бальнеологических ресурсов территории. Запрещается производство и переработка каких-либо подакцизных товаров, кроме мотоциклов и легковых автомобилей. С другой стороны особые туристско-рекреационные зоны являются ядром развития предприятий сферы услуг. На их территории реализуются передовые инновации в развитии предприятий сферы услуг. [1] Термин «инфраструктура» впервые упоминается в западной экономической науке 40-х годах прошлого века, и обозначало комплекс обслуживающих промышленность и сельское хозяйство отраслей [7]. Современные исследователи выдвигают несколько вариантов происхождения термина «инфраструктуры»: часть из них отождествляют её с каркасом (фундаментом) строения, тем самым привязывая е к строительному комплексу; другие – связывает с военным делом, как комплекс условий и факторов, коммуникаций и сооружений. Со временем смысл категории «инфраструктура» расширился и включил в себя обслуживание не только производственной, но и социальной сферы.

В состав инфраструктуры стали включать, кроме всего прочего, строительство, ремонт и реконструкцию дорог, портов, складов; транспорт, энерго-, водо-, теплоснабжение, связь; систему канализации; учреждения здравоохранения, образования и культуры, туризма и спорта . Условия формирования и функционирования объектов инфраструктуры зависят от уровня и особенностей развития рыночных отношений в конкретном регионе, что и предопределило целесообразность системного подхода к определению элементов социальной и производственной инфраструктур[6]. Ключевое значение приобретают территориальные, административные, политические и экономические факторы развития инфраструктуры рекреационных зон  в условиях рыночных отношений, что в конечном итоге объясняет существенные отличия в особенностях функционирования и формирования инфраструктур в странах с переходной экономикой и в условиях развитого рынка.

В развитых странах инфраструктура достаточно давно действует как отлаженный механизм, то в странах с переходной (развивающейся) экономикой происходит ее становление[4]. Поскольку регионы России пока может считаться развивающейся страной, отдельные звенья инфраструктуры действуют недостаточно эффективно или еще не сформированы. К проблемам устаревшей техники и технологии в туриндустрии, низкого внимания к инновациям, изношенность сохранившегося оборудования, низкая дисциплина, добавились неразвитость (социальной и производственной) инфраструктуры рекреационных зон  [2]. Поэтому проблемы и перспективы использования отраслей инфраструктуры рекреационных зон  в отечественной экономике остается актуальным и на сегодняшний день. В период экономических трансформаций, получения хозяйствующими субъектами самостоятельности при принятии управленческих решений, сопровождающиеся утратой трудовых, производственных, хозяйственных и прочих связей между предприятиями, отраслями и регионами, нагрузка на социальную и производственную инфраструктуры заметно возрастают, существенно расширяются и усложняются функции, появляются новые отрасли, виды деятельности и формы инфраструктурой деятельности.

Основными причинами вышеназванных катаклизмов являются:

-геополитическая составляющая, вызванная распадом бывшего СССР на несколько государств, учащение международных конфликтов, социальной напряженности;

-резкое падение объемов производства продукции вследствие снижения темпов разработки и реализации инновационных проектов;

-рост инфляционных процессов, вызывающий динамичное увеличение цен на товары, услуги, продукцию, неустойчивость и нестабильность финансово-кредитной системы;

-снижение инвестиционной активности, замедляющие мероприятия по обновлению ОПФ;

-повсеместная приватизация государственного имущества, их полная консервация, появление множества различных организационно-правовых форм;

-потеря производственно-хозяйственных и финансовых связей в рамках нового экономического пространства;

-активные процессы включения регионов РФ во внешнеэкономические отношения; появление условий для технического перевооружения производства с учетом разработок развитых стран.

Главными чертами региональной инфраструктуры в новых условиях хозяйствования выступают[5].

-        невозможность отделимость производственного цикла и от процесса потребления услуг инфраструктуры;

-        инерционность инвестиционной деятельности по причине большой капиталоемкости объектов региональной инфраструктуры;

-        наличие внешних факторов и эффектов и пр.

Формирование услуг инфраструктуры рекреационных зон  , влияние различных внешних факторов, связанных с функционированием отраслей инфраструктуры, находят отражения в ценах на их туристские услуги. При формировании состава и структуры экономических индикаторов формирования и развития любого объекта, целесообразно ориентироваться на специфические особенности анализируемого объекта. С этих позиций объекты инфраструктуры рекреационных зон  не является уникальным объектом, и необходимые требования для анализа, планирования и регулирования отражены в работах многих экономистов. Они предлагают оценивать эффективность научного и технического прогресса в разрезе отдельных направлений и мероприятий, а также в целом по региональной инфраструктуре. Основными направлениями развития предпринимательства Южных регионов представляется сфера услуг. Развитие туристских предприятий и организаций южных регионов России получило дополнительный импульс. Этот импульс сформировался во многом неожиданно и благодаря совокупности политических решений. Отражением новых условий хозяйствования стали преобразованные факторы конкурентоспособности на рынке туристских услуг. Так, в результате сокращения потока туристов на отдых в Турцию и Египет, курорты Краснодарского края и Крыма стали приоритетными направлениями. При этом условия предоставления услуг для удовлетворения потребностей целевых групп, привыкших к отдыху на побережьях Красного и Средиземного морей, еще предстоит совершенствовать. В этих условиях отечественны субъекты туриндустрии встали перед решением задачи модернизации факторов конкурентоспособности, способных сформировать конкурентные преимущества, замещающие европейские аналоги. Многие исследователи, такие как М.Портер или Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж отмечают, что повышение конкуренции на локальном рынке отражается на качестве оказания услуг или выражается в снижении их стоимости для конечного потребителя. В России образца 2014-2015 такие тенденции имеют место, но нельзя утверждать, чтобы реализация принципов конкурентной борьбы на рынке туристских услуг имело широкое распространение. Условия для развития конкуренции в организации внутреннего туризма сужаются, в первую очередь, в связи с исключительными политическими решениями. При этом в 2015 году проблемы разобщения внешнеэкономических связей России с Турцией и Египтом увеличил объем спроса на туристские услуги внутри страны. Однако, все гражданское общество в России ожидало не частного повышение объема спроса, сколько повышения спроса в целом, которое бы было продиктовано изменением в структуре и характере предложения туристических услуг внутри страны. Обобщая условия развития множества видов деятельности, связанных с индустрией туризма, следует выделить ряд исключительных факторов их развития, характерных для сложившейся ситуации:

1)      рост спроса на внутренний туризм, связанный с удорожанием выездного туризма;

2)      запрет на авиаперелеты в Египет, связанный с террористическими угрозами;

3)      медленный рост девелопмента новых территорий, предназначенных для сферы развлечений;

4)      сокращение отечественных авиаперевозчиков и повышение влияния монополиста на рынок внутренних авиаперевозок;

5)      снижение требовательности потребителей к организации отдыха, основанное на снижении доходов домашних хозяйств.

Структура спроса на туристические услуги изменяется с сокращением доходов домашних хозяйств, но странным образом в стране наблюдается рост цен на услуги, связанные с отдыхом. Снижается доступность дорогого и качественного отдыха за границей в Европе и за океаном, однако, предложение на рынке гостиничных услуг в России регулярно демонстрирует снижение требовательности к качеству их оказания.


Библиографический список
  1. Акинин П.В. Современное социально-экономическое развитие Северо-кавказского федерального округа как новый виток диалектической спирали // Региональная экономика: теория и практика, №29 (212),2011 г.
  2. Антоненко И.В. Стратегии реализации инновационного потенциала регионов Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика, №22 (205),2011 г.
  3. Антонов, А. М. К вопросу об оценке эффективности инвестиционных проектов создания портовых транспортно-технологических перегрузочных комплексов/ А.М. Антонов // Бюллетень транспортной информации. – 2006. – №6. – С. 8.
  4. Артоболевский С.С., Бакланов П.Я., Трейвиш А.И., Стаханов В.Н. Пространство и развитие России: полимасштабный анализ // Вестник Российской Академии наук, №2 (т.79),2009 г.
  5. Астапов К. Ключевая задача российской экономики: в условиях мирового финансового кризиса формировать новые возможности развития // Общество и экономика.– 2009.– № 8.– С. 79-92
  6. Видяпин В.И., Степанов М.В., Синдяшкин Р.И. Региональная экономика: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007 г
  7. Катаев А.Х. Региональная инфраструктура: содержание, планирование и эффективность развития. – Душанбе.: Ирфон,1990 г.


Все статьи автора «Мусостова Дещи Шамсудиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: