УДК 338.24:004

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ПОМОЩЬЮ RUNA WFE

Гордеева Ольга Андреевна1, Башкирова Валерия Евгеньевна1, Лазуко Алина Георгиевна1
1Пензенский государственный университет, студент факультета экономики и управления, кафедры экономическая кибернетика

Аннотация
Дальнейшее развитие процессного подхода к управлению связано с исполнимыми бизнес-процессами. Для многих предприятий актуально внедрение системы, реализующей автоматизацию не только процессов, но и системы управления. Целью данной работы является рассмотрение автоматизации процессного управления предприятием на примере гостиницы в графической нотации, которая поддерживает возможность передачи процесса в среду исполнения.

Ключевые слова: бизнес-процесс, нотация, процессный подход к управлению, СУБП


AUTOMATION OF PROCESS OF ENTERPRISE MANAGEMENT USING RUNA WFE

Gordeeva Olga Andreevna1, Bashkirova Valeriya Evgenievna1, Lazuko Alina Georgievna1
1Penza State University, student of the Faculty of Economics and Management, Department of Economic Cybernetics

Abstract
Further development of the process approach to management is associated with executable business processes. For many businesses the actual implementation of a system that implements automation of not only processes, but also management system. The aim of this work is to consider automating the process of enterprise management on the example of graphical notation, which supports the transferability of the process in the execution environment. Keywords: business process, notation, process approach to management, SUBP.

Keywords: business process, notation, process approach to management


Библиографическая ссылка на статью:
Гордеева О.А., Башкирова В.Е., Лазуко А.Г. Автоматизация процессного управления предприятием с помощью Runa WFE // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/02/10884 (дата обращения: 26.05.2017).

Во всем мире применение процессного подхода к управлению предприятием считается одним из определяющих факторов успеха. Несмотря на то, что процессы всегда существовали в каждой компании, объектами управления они стали относительно недавно. В современном мире популярность данного подхода растет, но максимальная эффективность его применения еще не достигнута. Это обуславливается некорректным выстраиванием структуры бизнес-процессов и утери логической связи между ними. В целях избегания этого к применению и автоматизации процессного подхода следует допускать профессионалов.

Согласно определению, под процессным подходом к управлению понимают управление организацией путем построения системы процессов, управления ими и осуществления деятельности по улучшению процессов. [5]

Для автоматизации процессного управления предприятиями разработан специальный класс компьютерных систем – систем управления бизнес-процессами (СУБП).

Управление по ГОСТ 34.003-90 – это «совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояния объекта управления, выбор управляющих воздействий и их реализацию».[1]

Основная задача СУБП заключается в том, чтобы раздавать задания исполнителям и контролировать их выполнение. Вместе с заданием исполнителю передается информация, которая необходима в процессе выполнения операций. Определение последовательности заданий включает в себя моделирование бизнес-процесса в графическом редакторе, который наглядно представляет порядок выполнения операций, входящих в процесс. Созданная схема бизнес-процесса дополняется различными перспективами рассмотрения: перспектива ресурсов (исполнители, которыми могут быть не только люди, но и автоматизированные системы, выполняющие стандартные операции без участия человека), перспектива данных (документы, значения переменных процесса и т.п.), перспектива управления (правила перехода при наличие маршрутных узлов) и перспектива операций (действия, содержащиеся в процессе).

Runa WFE – свободная, масштабируемая система управления бизнес-процессами с открытым кодом, которая ориентирована на конечного пользователя. То, что система имеет открытый код и поддерживает основной функционал коммерческих разработок, делает ее привлекательной для использования на предприятии для автоматизации процессного подхода к управлению. Так же данная система используется и в высших учебных заведениях при подготовке студентов экономических специальностей. Конечно, система применяется гораздо шире, так как компании, построившие на основе этого программного обеспечения свои приложения СУБП, не обязаны ставить об этом в известность разработчика.[4]

Одним из вариантов автоматизации процессного управления предприятием является внедрение Runa WFE.

Как большинство СУБП, система Runa WFE состоит из серверной, графической и клиентской частей. При этом серверная часть системы может быть установлена на уже существующий аппаратный сервер.

Основным компонентом системы является Runa WFE-сервер . Он  реализует среду исполнения экземпляра процесса в соответствии с его определением. Сервер содержит загруженные в него бизнес-процессы и выполняющиеся экземпляры этих бизнес-процессов. Сервер предоставляет возможность создавать и изменять свойства пользователей, устанавливать права доступа на объекты системы.

Графическая часть Runa WFE представляет собой графический редактор бизнес-процессов, который служит для создания схемы процесса. В ней указывается перспектива ресурсов (роли исполнителей процесса), последовательность и маршрутизация выполнения действий процесса и перспектива данных (формируемые доументы, значения переменных).

Клиентская часть оповещает о поступивших на исполнение заданиях. Они представляют собой среду доступа пользователей к функциональности RunaWFE-сервера. Сервер запускается на компьютере пользователя как самостоятельное приложение, при этом содержит внутри себя Web-интерфейс и реализует оповещение пользователя о поступивших задачах.

Объектом управления в Runa WFE является исполнимый бизнес процесс. Определение бизнес-процесса согласно ISO 9000:2000 «это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы»[2]. Главным признаком исполнимого бизнес-процесса является то, что его можно запускать. Таким образом, создаются экземпляры бизнес-процесса, которые выполняются. Исполнимый бизнес процесс определяется при помощи задания следующих перспектив: перспектива управления потоком (control-flow perspective); перспектива данных (data perspective); перспектива ресурсов (resourcse perspective); перспектива операций (operational perspective).

В качестве примера автоматизации процессного подхода к управлению рассмотрим один из основных бизнес-процессов гостиницы – «Бронирование номера». Запуском бизнес-процесса является запрос на бронирование номера, полученный менеджером от потенциального клиента.

Перспектива управления представляет собой графическую нотацию бизнес-процесса. Нотация, согласно ГОСТ Р 52292-2004, это «набор символов и правил их использования для представления данных».[3]

При запуске бизнес-процесса с помощью Runa WFE менеджер со слов клиента заполняет следующую форму, после чего процесс запущен.


Рис.1. Форма стартового узла исполнимого бизнес-процесса

Каждое действие бизнес-процесса поступает с заявкой на исполнение с помощью форм, которые должны быть заполнены исполнителем, либо с пометной исполнено/не исполнено, согласен/не согласен.

В графическом редакторе исполнимый бизнес-процесс «Бронирование номера» выглядит следующим образом.


Рис.2. Перспектива управления исполнимого бизнес-процесса «Бронирование номера».

К перспективе ресурсов относится менеджер, который является исполнителем бизнес-процесса. Согласно графической нотации данный бизнес-процесс имеет 5 вариантов развития действий. Рассмотрим один из них, когда клиент успешно бронирует номер.


Рис.3. Успешно-выполненный бизнес-процесс «Бронирование номера»

Бизнес-процесс, представленный на рисунке 3, трактуется следующим образом: менеджер, заполнив в стартовой форме все требования к номеру, предлагает клиенту свободный номер. После чего, клиента все устраивает и он его бронирует. Менеджер, оформив документ, подтверждающий бронирование номера, отправляет его клиенту. Клиенту предлагается услуга, напоминая о бронирование, с которой он соглашается. После чего, за несколько дней до заселения клиента в номер, менеджер оповещает клиента о забронированном номере в гостинице.

В Runa WFE содержится такой компонент как бот-станция. Бот – станции в свою очередь включают в себя боты, которые периодически опрашивают Runa WFE - сервер. Если выполняющиеся на Runa WFE – сервере экземпляры бизнес-процессов содержат задачи для ботов, загруженных в бот-станцию, то боты выполняют эти задачи и возвращают результаты работы на Runa WFE - сервер.

В ходе выполнения бизнес-процесса с помощью Word Бота генерируется документ, подтверждающий бронирование номера, в котором указаны информация о клиенте и забронированном номере. Указатель Word в название бота, говорит о том, что сформированный документ текстового типа Word.


Рис.4. Документ, сгенерированный с помощью Word Бот

Автоматизация предприятия на основе процессного подхода к управлению очень сложный и трудоемкий процесс. В качестве примера рассмотрен понятный каждому бизнес-процесс «Бронирование номеров», который состоит из небольшого количества действий и всего лишь одного исполнителя. На практики встречаются процессы для автоматизации гораздо масштабней, например, если речь идет о предприятиях-гигантах.

Автоматизация процессного управления предприятием с помощью Runa WFE позволяет исключить сложные операции из действий сотрудников, повысить скорость их взаимодействия, модифицировать существующие бизнес-процессы для повышения эффективности их исполнения, а также оперативно перестраивать бизнес-процессы предприятия в ответ на существенные изменения условий бизнеса.


Библиографический список
  1. ГОСТ Р 34.003-90. Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
  2. ГОСТ Р ИСО 9000-2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (взамен ИСО 9000:1993 и ИСО 8402:1994).
  3. ГОСТ Р 52292-2004. Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения.
  4. Рындина, С.В. Автоматизированные бизнес-процессы в рекламном агентстве /  С.В.Рындина, О.А.Гордеева, В.Е.Башкирова // Модели, системы, сети в природе, экономике, и в обществе. – 2015. – №1(13).
  5. Репин, В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов: Учебное пособие / В.Репин, В.Елиферов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 59с.


Все статьи автора «Гордеева Ольга Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: